Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности учащихся

8
0
Материал опубликован 22 May 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Предварительный просмотр презентации

Педагогический проект «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности учащихся» 2015 Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

Сведения об авторе ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ Фетисова Елена Николаевна родилась 21 марта 1967 года. Образование – высшее. Окончила Тамбовский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт в 1988 году по специальности – «Русский язык и литература», квалификация: учитель русского языка и литературы. Педагогический стаж – 26 год. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Полетаевская средняя общеобразовательная школа» Токаревского района, Тамбовской области стаж работы – 19 лет, В филиале МОУ Троицко-Росляйской сош в с.Полетаево-3года. В филиале МБОУ Токарёвской сош №1 в с.Полетаево-4года Преподаваемые предметы: русский язык и литература.

«Без стремления «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». В.Г. Белинский

Аннотация Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенст- вование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно -ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, Актуальность

Актуальность но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.

Новизна проекта Данный педагогический проект имеет ряд преимуществ: происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников; проводится целенаправленная работа по формированию целостной картины мира через принцип метапредметных основ содержания образования; через интерактивные формы обучения у обучающихся формируются ключевые компетенции.

Противоречия- проблемы педагогического процесса: между необходимостью освоения большого объема учебного материала и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками школьников; между предлагаемым всем детям образовательным стандартом и индивидуальной изобретательностью ученика к познанию мира.

Противоречия и проблемы, которые хотелось бы решить в ходе проекта между возрастающим объемом информации и неумением учащихся самостоятельно добывать знания, ориентироваться в конкретной ситуации; между позицией ученика как объекта учебной деятельности и формированием у учащихся навыков самообразования, осознанного целеполагания и самоцелеполагания; между ролью учителя-информатора (на традиционном уроке) и учителем-координатором учебного процесса (при информационных и коммуникационных технологиях);

Постановка проблемы «Использование ИКТ при формировании качественного гуманитарного образования личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся».

Основная цель проекта- это развитие потенциала современного урока средствами ИКТ Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, его возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные технологии.

Задачи проекта воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;  вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;   повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.

Обоснование способа решения проблемы Гипотеза: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа и осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии сформируют информационно-коммуникационную компетентность школьников, повысят информационную культуру и компьютерную грамотность, качество знаний по русскому языку и литературе, а также разовьют познавательный интерес, творческое мышление учащихся. Изменить организацию, взаимодействие в учебном процессе субъектов обучения, ориентируясь в максимальной степени на их индивидуальные особенности; Внести разнообразие в процесс обучения, решать образовательные задачи в нетрадиционных формах; Задать иную технологическую направленность, где в центре внимания, с одной стороны, учебно-познавательная деятельность самих учащихся, а не поурочные планы, а с другой, объективный контроль результатов; Организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на основе оптимального использования ИКТ.

Методы исследования проекта С опорой на выдвинутую гипотезу я стараюсь создать адаптивные условия для решения поставленных задач, используя в работе необходимые, на мой взгляд, методы: -анализ проблемы исследования; -изучение психолого-педагогической, методической литературы; -проектирование педагогического эксперимента; -диагностика; -обобщение полученных результатов; -подведение итогов.

Типы проектов Термин «проект» – (от лат. Projektus, буквально – брошенный вперед) – это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Творческие Практико-ориентированные (прикладные) Исследовательские проекты

Ознакомительно- ориентировочные (информационные) этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Для каждого проекта должны быть определены: цель проекта, его актуальность; источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью); методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео); виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете)

Творческие Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников: совместная газета; сочинение; праздник; статья; альбом; мультимедийный компьютерный проект.

Практико- ориентированные (прикладные) Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников: проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие.

Исследовательские проекты Исследовательские проекты - решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом: выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание (оформление) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы: построение выводов, заключений; оформление результатов.

Технология (методика) организации деятельности по решению выдвинутых задач: Нетрадиционные формы учебно-воспитательной работы: орфографическая разминка, закрепление новой темы, проведения самостоятельной работы игровые элементы на уроках, проблемные ситуации, деловые игры, заочные путешествия, увлекательные дискуссии презентации повышает темп урока увеличивает долю самостоятельной работы учащихся позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся углубляет степень отработки практических умений и навыков дифференцирует работу с каждым учеником

Использование ИКТ на разных типах урока В зависимости от типа урока по-разному использую ИКТ в своей работе. Систематизирую, где и как целесообразно их использовать в обучении, учитываю, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные фотоизображения: 1) при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point ) 2) закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза», «Семейный наставник»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы: «Репетитор», энциклопедии, словари). (поисковая, творческая работа учащихся)

Эффективность ИКТ работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среды» изменяется форма контроля: учащегося контролирует компьютер индивидуализация и дифференциация обучения развиваются навыки коммуникативной культуры формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учеников

Эффективность ИКТ «Интересно! Все понятно! Классно!…» «Я увидел то, что никогда не видел!…» «Почаще бы проводились уроки с использованием ИКТ!…»

Проявление интереса учащих к предмету

Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса

План – график реализации проекта Этапы Срок Результаты работы Подготовительный Сентябрь-ноябрь, 2014г. Изучить научную литературу по данной теме. Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ. Основной Декабрь-апрель,2015г. Проведение уроков с использованием современных педагогических технологий, ИКТ. Разработка уроков русского языка и литературы с использованием ИКТ . творческие работы учащихся Заключительный Май,2015г. Подведение итогов, анализ результатов

Трудности в ходе реализации проекта Малая накопляемость в классах(3-7учеников) значительно сужает выбор форм и методов учебно-воспитательного процесса, поэтому основное внимание приходится уделять личностно-ориентированному, индивидуальному, дифференцированному обучению.

Результаты реализации проекта Результаты работы по данной проблеме прослеживаются в диаграммах, которые подтверждают эффективность данного опыта. (слайд 26-27) Эффективность предлагаемого опыта подтверждает результат участия обучающихся в творческих конкурсах У слабой ученицы 6-го класса среди текущих оценок в журнале появились «хорошие» оценки. Ученица 8-го класса улучшила свою успеваемость по русскому языку: 1 четверть- «4», вторая и третья- «5» . Эффективность данного опыта подтверждается в период итоговой аттестации обучающихся 9 классов. (слайд28)

Вывод О результативности проекта можно будет судить только по прошествии времени , так как он рассчитан на два года. Но, анализируя уже проведенную работу, можно подвесит такие итоги: проект способствовал развитию интереса к предмету, детские работы отличает серьёзность анализа, развитые исследовательские навыки, в работах присутствует индивидуальная свежая мысль и радость самостоятельного открытия, и главное: Ученики пришли к выводу, что использование ИКТ повышает качество образования современного человека.    

Заключение Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Приложение И З О П Ы Т А 1. Педагогический проект «Лабораторные работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка» 2.Педагогический проект «Деятельностный подход в преподавании литературы. Элементы модульной технологии на уроках» 3.Презентация «Синтаксис сложного предложения» 4.Ученические презентации «Анализ стихотворения Н. Рубцова», «Наши земляки- защитники Отечества», презентации по литературному краеведению. 5. VI областной конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся «Первые шаги в науку» (сообщение с презентацией) 6. Буклеты «Знаешь ли ты секреты пунктуации» «Венок Баратынскому», «М.В. Ломоносов»

Источники Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях. Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. http://teleschool.demo.metric.ru/ - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU www.limu.com - Интерактивный класс

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации