Урок на тему «Использование мультипликационных фильмов в учебном процессе»
«Использование мультипликационных фильмов в учебном процессе» на примере проведения занятия в виде комбинированного урока на 1 курсе специальности «Право и организация социального обеспечения» по МДК 01.02 «Психология социально – правовой деятельности» для закрепления темы «Психические свойства личности».
Большинство людей лучше усваивают зрительную информацию, т.е. во время чтения, просмотра картинок или в качестве примера окружающих. Потому в учебном процессе использование как можно больше наглядности рекомендуется методистами, психологами, опытными педагогами. Современные технические средства помогают педагогу расширить ее применение. При этом большинство педагогов использует мультимедийные презентации, что позволяет сделать обучение более эффективным, вовлекать в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого, повышает интерес обучающихся к работе и их активность, а также экономит время, насыщая учебное занятие информацией и одновременно освобождая педагога от массы рутинной работы.
Это возможно сделать как на начальном этапе процесса усвоения знаний, так и на этапе закрепления и проверки знаний. При этом педагог может использовать их эпизодически (от случая к случаю), систематически и синхронно (непрерывно).
Особенно увлекательно использование на любом этапе урока мультипликационных фильмов (например, для актуализации изучаемого материала, для его изучения или закрепления, а также для проверки знаний по определенным темам дисциплины) вне зависимости от возраста обучающихся (по опыту использования как для 16-19 летних студентов очного отделения, так и более старших лиц, обучающихся по заочной форме обучения, 30-45лет).
В своей педагогической деятельности я использую мультимедийные технологии разными способами. Наиболее оптимальным представляется их использование систематически, в качестве одного из элементов определенного этапа занятия. В своей работе сюжеты мультипликационных фильмов использую на различных дисциплинах (Теория государства и права, Право, Уголовное право, Психология) на разных этапах занятия.
В качестве примера представлен материал для проведения занятия в виде комбинированного урока на 1 курсе специальности «Право и организация социального обеспечения» по МДК 01.02 «Психология социально – правовой деятельности» в качестве проверки знаний темы «Психические свойства личности».
План занятия
МДК 01.02 «Психология социально – правовой деятельности»
Группа П 221 Дата
Тема занятий Тема 1.3. Психические процессы
Вид занятий: Комбинированный урок
Цели:
дидактическая (учебная) изучение понятия и видов психических процессов,
развивающая развитие умений студентов анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы…
воспитательная формирование сознательного отношения к учебному процессу
Формируемые компетенции
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 11 |
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения |
Знания и умения, которые обучающиеся отрабатывают на уроке:
знание понятия и видов психических процессов,
характеристики отдельных видов психических процессов
умение выявлять вид репрезентативной системы
Обеспечение занятия
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Наглядный материал: слайды презентации
Раздаточный материал: кейсы
Ход урока
Наименование этапа занятия |
Содержание занятия |
Время |
Орг. момент |
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих |
2 |
Проверка знаний студентов |
Решение ситуационных задач, представленных видеороликов (прил. №1) |
10 |
Мотивационный момент. Актуализация опорных знаний |
Психологический настрой студентов на занятие. Побуждение, вводная беседа по ситуации |
3 |
Изучение нового материала |
Объяснение материала, лекция – беседа: Понятие психических процессов. Виды психических процессов. Их характеристика |
55 |
Закрепление материала |
Определение вида репрезентативной системы человека на основе представленных ситуаций |
18 |
Подведение итогов занятия |
Анализ работы |
2 |
Методика проведения занятия
Орг. момент: проверка готовности аудитории, проверка присутствия студентов, готовность их к занятию.
Проверка знаний студентов: проверка знаний студентов по изученному материалу производится в письменной форме. Им предлагаются задания в 4 вариантах (приложение №1 – первый вариант задания), который выполняется в течение определенного времени. Варианты раздаются таким образом, чтобы рядом сидящие студенты не выполняли одинаковый вариант. Последнее задание одинаковое для всех студентов.
Преподаватель объясняет, как правильно заполнить ответы.
Студентам время выполнения задания строго оговаривается: 10 минут, по истечении которых работы должны быть сданы.
После выполнения задания студенты сдают работы.
Мотивационный момент. Актуализация опорных знаний: После того как все работы были сданы, со студентами обсуждаются правильные варианты по мультипликационным сюжетам. И вспоминаются особенности каждого типа темперамента для перехода к новой теме. Сообщение студентам темы «Психические процессы».
Изучение нового материала: изучение нового материала по плану:
Понятие психических процессов.
Виды психических процессов.
Их характеристика
Закрепление материала: студентам предлагается несколько ситуаций, в которых они должны определить ведущий вид познавательной системы с указанием признаков
Подведение итогов занятия: анализ изученного материала. Соотносятся цель и результаты занятия, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приложение №1
Раздаточный материал – карточки к проверке домашнего задания (один из 4 вариантов)
Вариант 1
1. Определите понятие способности _________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Перечислите негативные качества, характерные для интроверта ___________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите степень проявления настроения у сангвиника __________________________________
____________________________________________________________________________________
4. Определите тип темперамента у героев из представленных мультипликационных сюжетов и занесите в таблицу (представленные мультфильмы в Приложении 2)*
Герой |
Темперамент |
Отличительные черты |
|
1 |
Забава |
||
2 |
Кузя |
||
3 |
Крош Ежик |
||
4 |
Тигра |
||
5 |
Карлсон |
||
6 |
Джерри |
||
7 |
Ослик Моисей Конь Юлий |
||
8 |
Медведь |
Приложение № 2
Представляемые мультфильмы
1 |
Сюжет их м/фильма «Летучий корабль», когда Забава из окна кидает посуду и поет песню |
|
2 |
Сюжет их м/фильма «Домовенок Кузя», когда Кузя из окна выкидывает посуду и объясняет Наташе что ничего страшного не произошло |
|
3 |
Сюжет их м/фильма «Смешарики», когда они играют в подвижные игры |
|
4 |
|
Сюжет их м/фильма «Винни пух», показывающий Тигру |
5 |
Сюжет их м/фильма «Карлсон» |
|
6 |
Сюжет их м/фильма «Том и Джерри» |
|
7 |
Сюжет их м/фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» про ослика Моисея и коня Юлия |
|
8 |
Сюжет их м/фильма «Маша и медведь» |
Приложение № 3
Лекционный материал
Лекция 3. Психические процессы
Понятие психических процессов.
Виды психических процессов.
Их характеристика
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Все психические процессы подразделяются на
Познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе:
-
познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;
эмоциональные — активные и пассивные переживания;
волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.
Ощущения – это отраженные в коре головного мозга отдельные свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира: зрительные (цвет, форма и размер), слуховые (шумы; музыкальные; речевые), вкусовые (сладкий, кислый, горький, соленый), обонятельные (запах), кожные (температура, гладкость…)
Восприятие - отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных ϲʙᴏйств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.
Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.
Мышление - ϶ᴛᴏ обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях.
Речь - ϶ᴛᴏ система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.
Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.
Эмоциональные психические процессы отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
активные переживания - такие переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, вызывают активную деятельность.
пассивные переживания снижают жизнедеятельность человека, расслабляют его волю, лишают энергии.
Волевые психические процессы сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, с мобилизацией всех своих сил на достижение поставленных целей
принятие решения
волевое усилие - особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее все внутренние ресурсы человека при выполнении действий, направленных на достижение поставленной цели; процесс принятия решения и его выполнения
исполнение решения