12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья19
1

Статья «Использование мультипликационных фильмов как средства формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Казак Н.М.

Аннотация: в статье показаны возможности использования мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мультфильм, нравственное воспитание, нравственно-развивающий потенциал мультфильма, нравственные чувства

Стремительное развитие информационных технологий в XXI в. привело к тому, что длительное погружение в медиа-пространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи этим возникла проблема неконтролируемого контакта детей с потоком медиаинформации при отсутствии педагогического сопровождения. Согласно результатам социологического исследования, проведенного А.А.Немирич в апреле 2011г., наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм [3].

Мультипликационный фильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, поскольку рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным становлением нравственных установок и чувств. Вместе с тем, как отмечают эксперты, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих эстетическим и нравственным эталонам, пропагандирующих ложные идеалы, являющиеся источником детской агрессии, страхов и деформации личности. За поверхностной веселостью, развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры. Более того, хотя в большинстве случаев данный вид медиа-продукции действует бессистемно, не организовано , хаотично, он оказывает сильное влияние на нравственное становление личности дошкольника, занимая значимое место в общей системе факторов его социализации. Становится ясным, что без педагогического осмысления данной ситуации некоторые факторы развития детей дошкольного возраста могут стать неуправляемыми и бесконтрольными. Более того, если брать во внимание аспект положительного воздействия мультфильма, то при отсутствии должного педагогического сопровождения мы теряем возможность сделать данный процесс заметным и эффективным фактором социализации. В соответствии с обозначенной проблемой мы поставили следующие задачи:

1) выделить критерии отбора мультипликационных фильмов для решения задач нравственного воспитания детей 5–7 лет;

2) исследовать возможности процесса педагогического сопровождения контакта ребенка с мультфильмом.

3)Проанализировать научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «нравственное воспитание»,«нравственное поведение ».

4) Выявить особенности и первоначальный уровень развития нравственного поведения детей̆ старшего дошкольного возраста при использовании мультипликационных Фильмов в соответствии с программными требованиями.

5) Разработать и апробировать фильмотеку по воспитанию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

6) Определить эффективность педагогических условий по развитию познавательной активности

В силу возрастных особенностей дошкольник не в состоянии критически относиться к увиденному. Восприятию ребенка данного возраста свойственны наивно-реалистический характер, фрагментарность, в то время как педагогическое сопровождение вносит в детское восприятие осознанность, вербальность и способствует адекватной интерпретации художественных образов [2].

В качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства нравственного воспитания детей мы предположительно выделили следующие аспекты: – эмоциональную насыщенность и богатство нравственной проблематики мультфильма;

соответствие структуры текстов возможностям детского восприятия и понимания, соотнесенность их с детским опытом и пережитыми событиями; – динамизм фильма, остроту и экспрессивное развитие сюжета, увлекающие ребенка события, побуждающие к мысленно чувственному включению в ситуацию фильма и одновременно ставящие перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения;

красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость и эстетичность проявления их характерологических черт;

убедительную демонстрацию полезных привычек, благородных поступков, идей дружбы, единения и взаимопомощи, пробуждающих включение механизма идентификации с героем.

По нашему предположению, мультипликационный фильм может выступать как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, если при его просмотре, восприятии, обсуждении со сверстниками и взрослыми возникают условия для усвоения нравственных представлений, понятий, норм, отношений, оценок и привычек [1].

Большую сложность для детей 5–7 лет составляет оценка содержания сюжета мультфильма в силу возрастных особенностей его восприятия. Для разрешения этой трудности необходимо использовать интерактивные приемы (когда ребенок должен оценить поведение героя: согласиться или поспорить с автором сюжета; объяснить причины неправильных, по его мнению, поступков героя; поддержать героя, посочувствовать ему или же оправдать его). Различие реакций детей на подобные ситуации позволило сделать предположение о зависимости влияния мультфильма на ребенка от степени активности и избирательности юного зрителя в момент восприятия происходящего на экране. Обращая внимание ребенка на ту или иную проблемную ситуацию, несущую нравственный смысл, мы пытались помочь дошкольнику разобраться в том, каким нормам морали соответствует поступок, какие правила поведения нарушает (выполняет) герой, про явление каких нравственных (безнравственных) качеств является решающим в той или иной ситуации. Использование данного приема сопровождалось анализом содержания высказываний детей, оценкой того, насколько они понимают нравственные смыслы и ценности; легко ли ребенок может перенять нравственные поступки, конфликты, коллизии. Более того, результаты исследования позволили сделать вывод о том, что при восприятии мультфильма во внимание детей с различными уровнями интеллектуального и эмоционального развития попадают, соответственно, различные по степени выраженности, эмоциональной насыщенности фрагменты фильма. Дети, проявляющие больший потенциал в играх и учебных занятиях, как правило, более восприимчивы к ситуации происходящей на экране и, как показывало общение с ними, старались объяснить свою реакцию на эмоционально воздействующий на них фрагмент, основываясь на котором пытались оценить весь мультфильм, поведение героя в целом [4].


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах / детский сад от а до я. 2010. № 2. С. 133–141.

Корепанова М.В., Сигитова И.А., Поликарпова А.О. [и др.]. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / Начальная школа плюс до и После. 2012. № 6. С. 7–12.

Немирич А.А. дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов / дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 25–33.

Смирнова Е.О. особенности общения с дошкольниками. М. : академия, 2000.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.