Мастер-класс «Возможности использования элементов эйдетики в учебном процессе»
Мастер-класс
Тема: Возможности использования элементов эйдетики в учебном процессе
Цель: показать эффективность использования методов эйдетики и мнемотехники на уроках русского языка.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Надеюсь, что мастер-класс будет для нас интересным, полезным, а главное принесёт нам много положительных эмоций.
Как вы считаете, когда уроки для нас становятся светлыми и радостными праздниками?
Действительно, когда они проходят интересно, плодотворно, «на одном дыхании»! Наверное, когда у обучающегося всё получается, когда он всё понимает, запоминает, и эти знания он может применить на практике.
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может не каждый.
Как же быть? Решением может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память – один из основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
В 5-7 классах я веду кружок «Эйдетика», использую методы развития образной памяти и всякий раз убеждаюсь, что применение эйдетической методики эффективно, ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству учителя и ученика, повышает мотивацию учения, развивает креативные способности учащихся, заставляя подключать воображение и образное мышление.
Ведь это и есть главное требование Федерального государственного стандарта: системно-деятельностный подход в обучении. Такой подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения.
Система эйдетики - память без границ.
"Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах.
Сразу хочу предупредить, что данная методика ни в коем случае не заменяет изучение орфограмм, правил, наоборот, она подкрепляет эти знания.
На первом занятии мы знакомимся со своей памятью, т.е. определяем, какая память у нас лучше развита.
Давайте и мы с этого начнём.
Умеете ли вы легко запоминать слова по порядку?
Давайте проверим!
Я диктую 10 слов, вы их запоминаете:
мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.
А сейчас, поставьте цифру 1 и напишите по порядку эти слова.
Посмотрите (на доске) эти 10 слов и запомните их:
сирена, камин, турник, бутылка, джин, елка, магнитофон, плот, отопление, улыбка.
Поставьте цифру 2 и запишите, сколько вы запомнили. Посчитайте сколько слов под цифрой 1, а под цифрой 2, в каком случае слов больше? Если под цифрой один, значит у вас ведущий слуховой анализатор, т.е. ваши ушки лучше запоминают, чем глаза, поэтому получите мою памятку, она вам поможет лучше запоминать! А если больше слов под цифрой 2, значит у вас ведущий зрительный анализатор, т.е. ваши глаза лучше запоминают, чем уши.
Интересно ли вам, как запоминать при помощи воображения слова по порядку?
Итак, запомним первые 10 слов по порядку!
(Играет музыка.) Послушайте мою историю и постарайтесь ее увидеть как мультик, визуализировать! Призовите на помощь воображение!
Итак, закройте глаза, представьте себе, мандарин - оранжевый, круглый, сладкий, шершавый, мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер…
Итак, я читаю слова, а вы вспоминаете мою историю.
Попросите дома родителей продиктовать вам 10 слов, а вы удивите их, запомнив все нашим секретным способом!
Суть заключается в том, что методом цепочек составляем из этих слов рассказ, это будет смешно, может быть нелепо, но это эффективно работает.
Здесь можно включить следующие задания: между какими словами находится тополь, водоросль…, начни текст с конца и т.д.
Почему важно играть со словами?
Потому что в каждом тексте есть ключевые слова, если вы выпишите ключевые слова и свяжите их в единую цепочку, то сможете легко и просто пересказать любой текст, это большая помощь и при написании изложения.
Этот метод действенен тогда, когда надо запомнить слова-исключения или ряд терминов, слов, заимствованных из других языков и т.п.
Правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.
В этом помогают следующее упражнение НОС-УХО. Разминка "Ухо-нос".
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.
Так как большинство обучающихся вне школы общаются на родном языке, моя задача не только научить грамотно писать, но и развивать и обогащать речь учащихся.
С этой целью я включаю следующую игру «За одну минуту». Играем в парах.
Суть игры: за минуту мы должны наговорить как можно больше слов, Условие: то, что перед глазами не называем; задача одного из участников - подсчитывать с помощью палочек слова. Затем меняемся ролями.
Подсказка: Здесь также включаем приём эйдетики. Мы представляем свою комнату или кухню, и постепенно начинаем по ней путешествовать и процесс идёт намного быстрее.
На уроках русского языка я этот приём использую после изучения какого-то раздела. Это упражнение постепенно помогает ребенку быстрее подбирать нужные слова, ему легче выражать свои мысли.
ТАКЖЕ я вам предлагаю освоить несколько методов развития образной памяти: приём графических ассоциаций и приём фонетических ассоциаций.
Графическая ассоциация для визуалов, то есть для детей, у которых хорошо развита зрительная память.
придумать к нему яркую запоминающуюся ассоциограмму.
Например, слово ромашка.
В слове ромашка, о – опасное место, придумываем зрительный образ. Буква о сама очень похожа по форме на ромашку.
- Давайте попробуем с помощью приёмов эйдетики подобрать ассоциограмму и к другим словам.
СЛОВА: ПЛОВЕЦ, ГАЗЕТА, коллекция
Теперь приступаем к работе. На ваших столах, всё что для этого вам необходимо. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Для аудиалов, т.е. детей у которых хорошо развита слуховая память, лучше составить фонетическую ассоциацию. Не обязательно к каждому слову рисовать подсказку, нужно подобрать созвучия: слова с такими же слогами, только с ударными гласными:
например, ромашку подарил Рома.
РЕФРИЖЕРАТОР- Репу и картошку ФРИ в ФУЖЕРах везут в рефрижераторе
ВАЛЕНКИ – у Ленки валенки, попробуйте со словами:
СВЕРКАЕТ-
ПОНЕДЕЛЬНИК-
ЭКОНОМИТЬ-
Ещё один способ: кроссворд с помощью смыслового крестика:
Концерт чемодан горизонт
Суббота аккуратно
- Продемонстрируйте, что у вас получилось и «защитите» свою ассоциограмму.
Демонстрация ассоциограмм.
Рефлексия
- Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к завершению.
Расскажите, как вы считаете, в чём польза применения данной методики.
… повышает мотивацию учения
… развивает творческие способности
… заставляет подключать воображение и образное мышление.
… ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя
… развивает креативные способности
… повышает орфографическую грамотность
… развивает исследовательские навыки
Я продемонстрировала вам приёмы эйдетики для развития памяти и запоминания орфограмм.
Этих приёмов очень много, их можно с успехом использовать на уроках истории при запоминании дат, литературы при заучивании стихотворений, математики при запоминании таблицы умножения т.е. на всех уроках, д и в жизни при запоминании имён, лиц.
Ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков.
Памятка
Если у тебя хорошо развита зрительная память:
1. Помни о том, что тебе лучше всегда иметь перед глазами тот материал, с которым ты работаешь. Чем чаще ты его будешь видеть, тем быстрее и лучше запомнишь.
2. Во время решения задачи имей всегда перед глазами текст задачи или краткое условие.
3. При заучивании стихотворений и разных текстов читай материал сам и столько раз, сколько тебе необходимо, а не проси об этом кого-либо.
4. При заучивании правил составляй опорные таблицы к правилу, которыми можно было пользоваться дома и на уроках.
Если у тебя хорошо развита слуховая память:
1. При заучивании различных правил, стихотворений и других текстов вам будет легче запомнить, если кто-то станет читать вслух, а вы будете внимательно слушать.
2. Если помочь никто не может, то читать следует внимательно, не торопясь.
3. После прочтения можно попробовать повторить вслух прочитанное.
4. Необходимо читать материал столько раз, сколько требуется для запоминания.