Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»
Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы
Аннотация. В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы, а также рассматриваются основные подходы к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни с применением медиасредств.
Ключевые слова: инновационные средства, здоровый образ жизни,
Идеи медиаобразования широко популяризируются в научной отечественной литературе последних лет, в частности обосновываются целесообразность введения медиа ориентированных дисциплин в учебные планы, их цели и задачи. Использование материалов средств массовой информации в учебном процессе находилось в центре научных интересов Н. Кирилловой, Е. Миллер, Ю. Усова, А. Федорова и др. Рассмотрим значения слова «медиасредства» в рамках темы нашего исследования. Под толкованием значения части слова «медиа» различные исследователи единодушны. Джеймс Лалли определяет масс-медиа как коммуникационные отрасли и технологии, включающие печать, радио, телевидение, кино [3, С.56].
Особенностью использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы является то, что базовой дидактической формой является познавательная игра. При условии включения в процесс учебной деятельности элементов игры, можно вызвать у детей положительные эмоции и тем повысить их познавательную активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют и компьютерные задания игрового характера. Но улучшение учебно-воспитательной работы может произойти только путем удачного направления игры учителем и родителями.
Определяя содержание занятий с применением компьютерной техники в начальной школе, нужно учитывать уровень развития мышления детей этого возрастного периода. Мышление младших школьников часто характеризуют как конкретно – образное. Однако под влиянием обучения меняется соотношение его образных и понятийных, конкретных и абстрактных компонентов. И здесь учитель должен владеть методикой адаптации детей к новым, непривычным для них форм обучения с помощью ТСО.
Чтобы ознакомить учащихся с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, достигая осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель применяет различные наглядности. Часть наглядности может изготовляться и демонстрироваться с помощью компьютерных способов обучения, например, компьютерные фильмы анимация, графические изображения (схемы, рисунки, фотографии приборов, установок), звуковые фрагменты, компьютерные модели предметов, процессов, явлений. Наглядность на уроках не следует превращать в самоцель. Она способствует эффективному обучению младших школьников, поскольку неумелое использование наглядности отвлекает детей от целенаправленной роботы.
Опыт показывает, что идеальной модели обучения не существует, вместе с тем, учителю в процессе планирования каждого урока стоит пытаться найти рациональное соотношение между репродуктивной и творческой деятельностью учащихся. Вместе с тем, всегда более эффективно учебный процесс, в котором активно используются средства наглядности учебного материала. Уроки могут быть разными по типу, внутренней структуре и методике проведения. Наиболее распространенной в педагогической теории и практике является классификация типов уроков, определенная основной дидактической целью:
– усвоение новых знаний;
– формирование умений и навыков;
– применение знаний, умений и навыков;
– обобщения и систематизации знаний;
– контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
– комбинированный урок.
Каждый урок, имея определенные цели и задачи, только в системе уроков, с использованием связей между различными предметами, обеспечивает решение задач процесса обучения учащихся в школе. Перед учителем возникает проблема, как построить процесс обучения для решения дидактических задач, и как рационально распределить время урока.
Мультимедийные средства представления учебного материала можно классифицировать, по функциям, которые ими поддерживаются, к средствам наглядности нового поколения. Для определения медиасредств обучения в системе средств обучения и в учебном процессе, следует учитывать то, что их педагогически целесообразно применение:
– способствует развитию у учащихся наглядно-образного мышления;
– стимулирует внимание (непроизвольную и произвольную) на этапе подачи учебного материала;
– способствует активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
– позволяет связать теоретические вопросы, изучаемые с практикой;
– увеличивает возможности показа практических применений явлений, которые непосредственно не могут наблюдаться учениками на уроке;
– способствует формированию мотивации учения, способствует увеличению интереса к обучению, созданию установки на эффективное обучение;
– позволяет достаточно быстро и просто оценить уровень усвоения учебного материала субъектами обучения и группой (классом) в целом.
Например, использование медиасредств всегда будет приводить к повышению уровня активности учащихся, соответственно усиливает развитие внимания и повышает уровень мотивации усвоения учебного материала.
Каждый младший школьник обладает рядом психологических особенностей: наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность. Как нам кажется, всё это создаёт благоприятные условия для включения медиасредств в учебный процесс.
Любой умелый педагог сумеет превратить обычный урок в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Задача учителя на уроках не просто донести изучаемую тему, но и заинтересовать детей медиасредствами. Например, подготовить к уроку красочную презентацию с помощью программных продуктов пакета MS Office.
Как правило, презентация может оказаться своеобразным планом урока, его логической структурой, то есть может использоваться на любом этапе урока: знакомство с темой урока, контроль знаний, проверка домашнего задания. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Рассмотрим наиболее подробно такой этап урока, как проверка домашнего задания. Здесь целесообразно использовать кроссворды, ребусы, тесты по изученным произведениям, что помогает осуществить контроль за усвоением изученного материала. Благодаря электронным носителям, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно.
В каждый слайд можно включать красочные анимации и картинки, которые повысят познавательную активность школьников.
На этапах подготовки к восприятию темы урока, можно применить красочные портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал для заочного путешествия по основным ключевым понятиям, видеофрагменты (мультфильмы, видеофильмы, созданные соответственно теме урока).
Учитель может начать урок не по стандартной схеме, а с использованием звукового файла, вставленного в презентацию и соответствующего теме урока.
Рассмотрим особенности методов в использовании медиасредств в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни.
«Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования» [4, С.78].
Таким образом, для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в первом классе с применением медиасредств можно использовать такие методы и приемы (Таблица 1).
Таблица 1. Методы и приемы применения медиасредств в начальной школе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в первом классе
Виды уроков |
Использование медиасредств |
Уроки физкультуры |
Поиск и отбор учебного материала в Интернете Использование мультимедийной презентации Музыкальное сопровождение общеразвивающих упражнений, эстафет, спортивных занятий и т.д. [5]. Использование педагогических программных средств. «Утренняя зарядка» - мультипликационный диск с сериями зарядок с любимыми мультипликационными героями. |
Уроки Здоровья |
Поиск и отбор учебного материала в Интернете: - Учебные фильмы и игры. Создание дидактического материала и его использование в показе на проекторе: - Таблиц; - Памятников; - Схемы; - Иллюстрации: - Правила поведения и безопасности; - Проблемных ситуаций и тому подобное. |
Проблемная ситуация – это интеллектуальные «трудности» человека, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс, действительность, заставляет ее искать новый способ, объяснения или способ действия. В решении проблемы учениками можно определить следующие этапы:
1. Создание учителем проблемной ситуации.
2. Восприятие проблемы учениками.
3. Осуществление поискового решения задачи.
4. Реализация и проверка правильного решения задачи [1].
Среди поставленных на уроках «Основы здоровья» проблем могут быть такие, объясняющие значение здоровья для человека, ценность и неповторимость жизни, или такие, которые укажут на причины возникновения пожаров, опасных ситуаций и другие.
В начальных классах на уроках «Основы здоровья» целесообразными и самыми распространенными приемами создания проблемных ситуаций с целью развития познавательных интересов, активизации познавательной деятельности являются:
– столкновение учащихся с противоречивыми фактами (на светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему?);
– показ ошибок, к которым приводит незнание определенной темы (возникает трудность кому и куда нужно звонить при возникновении определенных опасных ситуаций: в полицию, скорую медицинскую помощь, аварийную службу газа, пожарную охрану или спасательную службу);
– постановка перед младшими школьниками исследовательских задач (проследите, есть ли в школе план эвакуации, рассмотрите его и сделайте вывод: как правильно покинуть здание школы в случае опасности);
– побуждение учащихся к обобщению фактов (какие привычки человека можно назвать вредными, а какие полезными? Сформулируйте своё отношение к полезным привычкам, к вредным. Почему такое отношение?);
– создание проблемных ситуаций, когда ученики убеждены в недостаточности своих знаний и испытывают потребность приобрести новые, чтобы ответить на поставленный вопрос (как надо вести себя во время аварий, чтобы не поддаться панике?);
– постановка проблемного вопроса на основе создания элементов дискуссии;
– побуждения учащихся к анализу фактов и явлений, которые логически противоречат их жизненному опыту [1, С.6].
Проектная технология позволяет одновременно и более эффективно формировать в учеников ряд ключевых компетенций, прежде всего – «умение учиться», то есть умение самостоятельно добывать знания в любом измерении «пространства обучения». Они учатся организовать свою работу по решению актуальных проблем и достижения нужного результата, приобретают навыки самоконтроля, самооценки, самосовершенствования.
Формированию здоровьесберегающей компетентности способствуют, прежде всего, те проекты, тематика которых направлена на сохранение физического, психического и социального здоровья самих детей и их окружения. Примерами могут быть проекты «Здоровая пища», «Здоровый образ жизни», «Моя семья» и другие. Кроме того, возможность для ученика работать в соответствии со своими возможностями и уровнем подготовки, создание доброжелательной атмосферы, является обязательным в проектной деятельности, тем самым улучшаются психологические условия обучения [2].
Проектная технология позволяет широко использовать компьютер и Интернет для поиска, обработки информации и работы с ней, для презентации материалов проекта и, таким образом, формировать компетентности информационных и коммуникативных технологий. При этом наиболее плодотворными оказываются телекоммуникационные проекты.
Телекоммуникационный проект – это совместная, познавательная, исследовательская или игровая деятельность учащихся, имеющая целью обучения и базируется на коммуникации удаленных участников с помощью компьютерной техники и Интернета. Он направляется на решение общей проблемы и достижения общих результатов, а также заранее согласованные участниками методы и средства деятельности.
Более или менее сложные проекты выполняются поэтапно. Не все проекты имеют одинаковый алгоритм, но все они преодолевают четыре основных этапа: подготовка, планирование, основная работа по проекту, подведение итогов. На этапе подготовки необходимо, во – первых, создать положительную, дружескую атмосферу, сформировать отношения доверия и уверенности, помочь ученикам лучше узнать друг друга, научиться выражать свои мысли.
На этапе планирования в соответствии с проблемой определяется (многомерная) цель проекта, этапные задачи, определяются желаемые результаты, составляется детальный план работы и необходимый для его выполнения время, формируются группы, определяются потребности в данных, а также в материалах или оргтехнике и другое. В коллективном проекте организуется работа групп.
Таким образом, использование ИКТ в учебно- воспитательном процессе обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения младших школьников на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности детей и реализации их способностей. Внедрение медиасредств в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно – коммуникационным возможностям современных технологий.
Список литературы
Агаджанян, Н.А. Экология человека. Концепция выживания [Текст] / Н.А. Агаджанян, А.И. Воложин. – М.: ГОУ ВНМУ РФ, 2001. – 426 с.
Андресен, Бент.Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ.] / Бент.Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. – 2 – е изд., исп. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
Борисова, Г.Д. Родительское собрание – форма содружества семьи и школы // Начальная школа – 2012. – №6 – с.14 – 17
Внеурочная деятельность в свете ФГОС начального общего образования // Начальное образование – 2011. – №5. – с.3 – 6.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.