Использование обучающих структур Сингапурской технологии для развития навыков XXI века
Использование обучающих структур Сингапурской технологии для развития навыков XXI века
Почему эксперты в области образования оценивают систему образования Сингапура как одну из лучших в мире? Во-первых, образовательная система Сингапура наилучшим образом приспособлена к требованиям глобальной экономики. Во-вторых, начиная с 1995 года, сингапурские школьники показывают наивысший уровень функциональной грамотности. В-третьих, организация подготовки учительских кадров в этой стране является сегодня самой эффективной в мире.
Концептуальной основой сингапурской методики обучения являются научные открытия Спенсера Кагана, Льва Выготского, советских педагогов Давыдова и Эльконина, опорные конспекты В. Шаталова, гуманная педагогика Ш.Амонашвили
Сингапурская методика обучения представляет собой систему обучающих структур. Они направлены на организацию успешного взаимодействия учащихся, имеют определенные целевые установки и регламентируют деятельность обучаемых в заданном алгоритме. Цель сингапурских обучающих структур – активизация школьников, вовлечение их в учебный процесс.
Международно-принятые навыки «4 К».
Навыки «4К» в образовании — это креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация. 1
Критическое мышление включает в себя умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами, оценивать убедительность и надёжность аргументов, аргументировать свою точку зрения, выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы, а также проводить самопроверку и рефлексию. 2
Креативность — способность представлять и разрабатывать принципиально новые подходы к решению проблем, давать ответ на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания. 3
Коммуникация предполагает умение задавать вопросы и отвечать на вопросы одноклассников, просить уточнить то, что непонятно в рассуждениях другого человека, разъяснять свои идеи, избегать конфликтных ситуаций или устранять их. 2
Кооперация — умение обращаться за помощью, слушать чужие аргументы и соглашаться с предложениями, встраивать свои действия в работу группы, определять свой вклад в общую работу, приглашать одноклассников к ответу или выступлению.
В Сингапурской системе существует 250 разнообразных модулей (приемов, структур) В моей педагогической практике я использую около 15 приемов. С некоторыми из них я вас и познакомлю.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы. При использовании на уроке данных структур ни одному из учащихся не удастся тихо отсидеться, все должны работать. Центром класса будет являться ученик, а не учитель. Дети работают в командах по 4(5) человек. У каждой команды есть «управляющий коврик» (компас) – мэнэдж мэт. Каждый член команды имеет свой номер, в зависимости от места посадки. Вводятся понятия «партнёр по плечу – партнёр по лицу», которые используются в работе учащихся. Учитель управляет работой команд.
Применение обучающих структур возможно на различных этапах урока. При работе учитель использует сигналы для привлечения внимания:
ВАЙ ФАЙ
Класс – ДА!
Хлопки в заданном ритме.
Фрагмент урока: организационный момент: ребята приветствуют друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Команды, в которых работают дети, не являются постоянными, они периодически состав меняется. С помощью данных приёмов можно сформировать временные команды:
ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ. Найдите себе пару, встаньте лицом друг к другу, образуя два круга. Учитель задаёт короткий вопрос, даёт 3–5 секунд обдумать. Дети из внешнего круга отвечают на вопрос своему партнёру (1 минута). Затем меняются ролями – отвечают дети из внутреннего круга (1 минута).
Поворачиваемся друг к другу левым плечом, шагаем и отсчитываем 4 партнёра (даём пять). Работаем с новым партнёром. Несколько раз можно повторить, затем учитель может сгруппировать детей по 4 человека в команды.
МИКС-ФРИЗ-ГРУП. Участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Приём, который тоже можно использовать на разных этапах урока КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
Фрагмент урока: проверка самостоятельной работы, выполненной на уроке. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение задания самостоятельной работы, например, № 1. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 2 с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
Приём, который можно использовать на разных этапах урока РАУНД РОБИН.
№ 1 возьмёт лист белой бумаги. Начертит в центре прямоугольник, разделит свободное поле на 4 части. Учитель задаёт вопрос. Затем каждый член команды на своей части листа фиксирует свой ответ на вопрос. Затем, обсудив все ответы, в центре листа фиксируются самые ценные идеи.
Преимущества: дети не спорят, кто будет выполнять задание. Работает каждый, но на разных этапах.
ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
ЭЙ АР ГАЙД - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.)
КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
Фрагмент урока: актуализация знаний
В четырех углах класса прикреплены слова: «Предлог», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол». Ребятам нужно вспомнить все, что они узнали о данных частях речи в ходе изучения этих тем. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.
РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.
ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.
ДЖОТ ТОТС (запиши мысли) обучающая структура, в которой ученики громко проговаривают слово по заданной теме, записывают его на листок и кладут в центр стола лицевой стороной вверх, не соблюдая очерёдность. Каждый участник команды должен заполнить 4 листочка, а значит в центре стола окажется 16 листов.
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.
Фрагмент урока: обобщение знаний (окружающий мир):
Каждый ученик берёт карточку с изображением птицы. По сигналу дети расходятся по классу, находят произвольно пару с другим учеником. Сначала один ученик показывает фото птицы, спрашивает её название и просит прокомментировать, перелётная птица или зимующая. Если одноклассник затрудняется ответить, то ученик ему даёт подсказки. Затем всё то же самое делает второй ученик, первый отвечает на его вопросы. После этого ученики благодарят друг друга, обмениваются карточками и идут искать нового партнёра.
Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур Сингапурской технологии дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником.