12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фидарова Маргарита Георгиевна180
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
8

Статья «Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на основе использования цифровых технологий»

 

/data/files/z1686082122.pdf Развитие навыков исследовательской деятельности учащихся на основе использования цифровых технологий


 

Стратегия развития современной системы школьного образования направлена, прежде всего, на повышение ее качества. При этом, важнейшей составной частью образовательного процесса становится формирование у учащихся самостоятельности и активности в учебно-познавательной деятельности, что наиболее четко может проявиться в исследовательской работе. Образовательная практика дает основание утверждать, что в данном случае исследовательская работа выступает условием реализации творческого потенциала личности школьника.

Мобилизация педагогом в ходе активного обучения познавательных, интеллектуальных и нравственных качеств школьников формирует у них положительные мотивы учебной деятельности и личностного развития. Отсюда следует, что исследовательская деятельность школьников является одним из условий эффективности всего образовательного процесса, при этом наиболее результативным средством формирования исследовательских качеств у учащихся являются современные цифровые технологии, обеспечивающие широкий доступ к информационным ресурсам различного уровня.

В результате проведенного анализа использования современных цифровых технологий в различных видах исследовательской работы школьников были выявлены противоречия между необходимостью формирования у них навыков исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью прикладных основ использования в качестве универсального инструмента современных цифровых технологий, слабым развитием в общеобразовательных учреждениях соответствующих организационно-педагогических условий.

Указанные противоречия обусловили поиск решения проблемы успешного формирования навыков исследовательской деятельности у учащихся на основе использования средств современных цифровых технологий.

Результатом исследовательской деятельности является формирование исследовательской культуры школьника, отличительными чертами которой являются мотивированность на исследование, владение знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности, креативное решение исследовательских задач.

В результате анализа научно-педагогической литературы можем выделить следующие компоненты структуры исследовательской культуры школьников:

степень владения библиографическими знаниями и умениями;

владение умениями по самостоятельному поиску информации с использованием поисковых и справочных Интернет-систем;

степень владения рациональными способами работы с учебной и научной литературой, умение фиксировать информацию;

умение анализировать и применять информацию, проводить обработку полученных данных с помощью компьютерных программ;

знакомство с рекомендациями по оформлению реферата или иной исследовательской работы и этапами подготовки к выступлению на конференции, умение их использовать;

знакомство со способами представления информации, умение использовать их в самостоятельной работе.

Исходя из анализа дидактических возможностей средств цифровых технологий в формировании навыков исследовательской деятельности школьников сделан вывод о том, что в условиях общеобразовательных школ они могут использоваться для достижения следующих педагогических целей:

1. Личностного развития обучаемого в условиях современного цифрового мира.

2. Реализации социального заказа, обусловленного цифровизацией современного Российского общества.

3. Интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Организационно-педагогические условия формирования навыков исследовательской деятельности школьников с использованием средств информационных технологий предусматривают последовательную реализацию трех этапов. Рис 1.

t1686081914aa.png

Рисунок 1. Формирование навыков исследовательской деятельности

Также следует выделить оценочную классификацию навыков исследовательской деятельности учащихся

в виде четырех уровней знаний, умений, навыков и опыта (компетенций), формируемых в процессе их обучения. Рис. 2.

t1686081914ab.png

Рисунок 2. Классификация навыков исследовательской деятельности учащихся

Организационно-педагогические условия формирования навыков исследовательской деятельности учащихся средствами цифровых технологий рассматриваются как комплекс задач, объединенных в три группы:

1) формирование у школьников первоначальных навыков исследовательской деятельности;

2) последовательное развитие исследовательских навыков в процессе использования современных цифровых технологий;

3) повышение уровня навыков исследовательской деятельности у наиболее креативной части школьников в условиях научного сообщества учащихся.

Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на основе использования современных цифровых технологий предусматривает последовательное решение задач, связанных с использованием методов организационно-методического проектирования учебно-познавательной работы и зависит от ее содержания. Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности школьников оценивается по следующим основным показателям:

- степень владения библиографическими знаниями и умениями;

- владение умениями по самостоятельному поиску информации с использованием справочных Интернет-систем;

- степень владения рациональными способами работы с учебной и научной литературой;

- умение фиксировать информацию;

- умение анализировать и применять информацию, проводить обработку полученных данных с помощью компьютерных программ;

- знакомство с рекомендациями по оформлению реферата или иной формы исследовательской работы и этапами подготовки к выступлению на конференции, умение их использовать;

- знакомство со способами представления информации, умение использовать их в самостоятельной исследовательской работе.

Применение компьютера и использование возможностей цифровых технологий позволяет использовать разнообразные методы, в том числе и такие, которые активизируют самостоятельную исследовательскую деятельность школьников и способствуют развитию их творческих задатков. Они также создают дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого, предоставляют широкие возможности доступа к электронным библиотекам и интерактивным базам культурных, научных и информационных центров, предлагают обучаемым выбор своего пути для развития творческого мышления.

Исходя из представленных теоретических основ формирования навыков исследовательской деятельности школьников обозначены соответствующие организационно-педагогические условия, по своему содержанию включающие в себя комплекс задач, объединенных в три группы:

формирование у школьников основ исследовательской деятельности;

последовательное ее развитие в процессе использования современных информационных технологий;

повышение ее уровня у креативной части школьников в условиях общеобразовательной школы.

Анализ исследуемой проблемы позволил выделить технологию создания организационно-педагогических условий для формирования исследовательских навыков у школьников с использованием средств современных информационных технологий, которая включает в себя:

разработку методических рекомендаций с целью их применения в процессе проведения целенаправленных педагогических действий по формированию у учащихся навыков исследовательской работы на основе применения современных цифровых технологий;

составление индивидуальных (адресных) программ работы для учащихся с целью развития у них наиболее значимых навыков и умений по рациональной организации исследовательской деятельности;

использование приемов формирования положительной мотивации учащихся к исследовательской деятельности с использованием средств современных цифровых технологий.

Также можно выделить список диагностических целей по развитию у учащихся навыков исследовательской работы Рис.3.

t1686081914ac.png

Рисунок 3. Цели и навыки исследовательской деятельности учащихся

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы и педагогического практического опыта выявил достаточную эффективность использования современных цифровых технологий в качестве средства формирования навыков исследовательской деятельности школьников, что подтверждает возможность их эффективного использования в практике работы общеобразовательных школ.

Предложенные организационно-педагогические условия формирования навыков исследовательской деятельности школьников с помощью современных цифровых технологий могут быть использованы педагогами при проектировании и осуществлении образовательного процесса.

 

Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.