Конспект фрагмента урока «Реальная математика на разных уроках в начальной школе» (4 класс)
Реальная математика на разных уроках в начальной школе.
Математика приходит в жизнь ребенка очень рано. Еще в первые годы жизни малыш сталкивается с математическими задачами: посчитать пальчики, ступеньки, игрушки и т.д. В дальнейшем же реальная математика используется людьми в своей повседневной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.
Особенностями таких задач является:
результат имеет практическую значимость, что повышает познавательную мотивацию обучающихся;
вызывает интерес и сама формулировка задачи, и форма представления данных (таблица, диаграмма, схема);
для решения таких задач требуется применение жизненного опыта, межпредметных связей.
Основной целью практико-ориентированного обучения является подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Под практико-ориентированной задачей понимается, прежде всего, математическая задача, но такие задачи можно использовать на различных уроках. Рассмотрим на нескольких примерах.
Литературное чтение
Тема: «Изучение творчества А.Л.Барто». В рамках урока чтение стихотворения «Блинчики». Выясняем, кто из ребят помогает родителям в приготовлении пищи. Затем предлагаем провести работу, чтобы узнать, какой пирог можно испечь, имея такой набор продуктов:
Каждому ребенку дается распечатка рецептов
А |
Пирог с вареньем |
5 яиц, 1 пакет молока, полкило сахара, банка варенья, 2 пачки сливочного масла, пачка муки |
Б |
Пирог с капустой |
7 яиц, 1 пакет молока, 3 луковицы, 1 кочан капусты, полпачки муки, полпачки сливочного масла. |
В |
Пирог с луком и яйцом |
9 яиц для начинки и 2 яйца для теста, 1 пакет молока, полпачки муки, 1 луковица, 1 пачка сливочного масла |
Для того чтобы решить задачу, необходимо проанализировать 2 источника информации и сделать вывод.
Физическая культура
Оценивание предметных умений по данному предмету предполагает сдачу нормативов по разным видам упражнений. Можно просто сообщить нормативные требования, а можно предложить решение практической задачи.
«Какую отметку получит девочка, прыгнувшая в длину с места на 1 м. 51 см. Запиши номер верного ответа.1) 5; 2) 3; 3) норматив не выполнен; 4) 4.
Для решения задачи ученики использую предложенную таблицу.
Нормативы по прыжкам с места для учащихся 4 классов |
|||||||
|
мальчики |
девочки |
|||||
отметка |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
результат |
184 |
145 |
119 |
146 |
124 |
106 |
Окружающий мир
Работа с задачами, представленными в форме графика. На рисунке показана среднемесячная температура воздуха в Сочи за каждый месяц 1920 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия.
Определи по рисунку:
в какой месяц самая низкая температура.
В какие месяцы температура превышает 14 градусов Цельсия.
Сколько месяцев в году температура ниже 10 градусов Цельсия
В каком месяце самая высокая температура.
Математика, информатика
Тема нахождение площади фигур. Дан план дома с указанием масштаба.
|
|||
|
|
|
|
|
|
Ученикам предлагается найти площадь каждой комнаты и, используя высказывания, подписать на чертеже названия комнат.
комната с наименьшей площадью – санузел;
единственная комната, не являющаяся четырехугольником - кухня;
участок дома площадью 8 м2 - коридор;
самая большая комната по площади – гостиная;
между кухней и спальней нет двери;
В ходе решения практико-ориентированных задач формируются и познавательные, и регулятивные, и коммуникативные УУД. Данные задачи позволяют учащимся усвоить материал на более высоком уровне. Практико – ориентированные задачи можно использовать на всех уроках в начальной школе.
Используемая литература
1.ФГОС Начальное общее образование
2.Диагностика развития универсальных учебных действий младших школьников на предметном материале: математика. Методическое пособие. Ивашкина Л.А., Прохорова С.Ю. и др.- М.: Планета, 2015.