Презентация «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии в основной школе для формирования общелогических умений»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Педагогический стаж - 33года Квалификационная категория - высшая Награды: Почетный работник общего образования РФ (2016 г.) Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2009 г.) Почетная грамота Министерства образования и науки Нижегородской области (2004г.) Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла e-mail lisenkova-60@mail.ru Презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя биологии и химии МАОУ СШ №2 г.Перевоза Лисенковой Нины Ивановны 2017 г. Педагогическое кредо: «Не мыслям надобно учить, а мыслить » И. Кант
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек» В.А.Сухомлинский «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии в основной школе для формирования общелогических умений »
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом ,Ч. Темплом, С.Уолтером, Д.Клустером). Методические условия Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта : С.И.Заир-Бека, И.О.Загашева, М.В.Кларина, И.В.Муштавинской и др. Организационно-педагогические условия Работа в районном методическом совете, РМО учителей биологии и химии г. Перевоза, в должности руководителя ШМО учителей естественно-математического цикла, транслирование опыта через сетевые сообщества учителей
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Объём информационного потока Недостаточный уровень сформированности общелогических умений(анализ. синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование и т.п.) Фронтальная форма обучения Отсутствие навыков критической обработки поступающей информации Потребность современной личности в саморазвитии, самореализации Индивидуальный характер познавательной деятельности учащихся ПРОТИВОРЕЧИЯ Технология развития критического мышления – один из путей выхода современного образования на новую ступень развития, т.к. учитывает все изменения, происходящие в обществе
Требования ФГОС – формирование у учащихся ключевых компетенций Стандарт образования - формирование личностных и метапредметных результатов Активизация познавательной деятельности - необходимое условие достижения нового качества образования Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. C. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, М. В. Кларин, И. В. Муштавинская, Авторы - американские педагоги Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит. В России реализуется с середины 90-х годов. В основе технологии лежит: диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера, психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др., педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили ТРКМЧП: …….данные педагоги предлагают… «научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации» Самообразование: Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Вызов Осмысление Рефлексия
ЗАДАЧИ Создание условий для формирования и развития общелогических действий учащихся на уроках химии, используя технологию критического мышления ЗАДАЧИ ▪ Проанализировать научно-методическую литературу и педагогический опыт по теме ▪ Выявить педагогические условия формирования и развития общелогических действий ▪ Разработать критерии определения сформированности критического мышления школьников ▪ Провести апробацию данной технологии применительно к урокам химии ▪ Выявить преимущества данной технологии, проанализировать результаты деятельности учащихся ЦЕЛЬ
Ведущая педагогическая идея Успешный и компетентностный человек
Приемы развития критического мышления Ассоциация Инструкции Ключевые слова Толстые и тонкие вопросы Дерево предсказаний Перепутанные логические цепочки Синквейн Кластер ЗХУ Шест шляп мышления Пометки на полях (Insert) Фишбоун Верно - Неверно Н Маркировочная таблица
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала Стремление подростков к самореализации Подростковый возраст Любознательность, овладение учащимися проектированием как способом познания мира Способность к проектированию собственной учебной деятельности Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой
Выбор тем и разделов, нуждающихся в более широком изучении, разработка уроков с применением методов исследовательского проектирования
Стадии технологии критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Краткое обобщение имеющихся знаний Вдумчивая работа с новыми понятиями Интеграция новых и имеющихся знаний
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Приёмы технологии РКМЧП реализуемые в рамках урока Тема «Основные классы неорганических соединений» Синквейн Кластер Верные и неверные суждения Insert
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Вовлечение учащихся в процесс критического мышления, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности. Результаты деятельности учителя представлены на заседаниях методического совета, РМО, ШМО, на сайтах педагогических сообществ Применение приемов технологии критического мышления в рамках предмета химии позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета ДИАПАЗОН НОВИЗНА
Результативность профессиональной педагогической деятельности Диагностика сформированности мыслительных навыков методика М.Ступницкой
Результативность профессиональной педагогической деятельности Методика Г.А.Карповой Анализ мотивационной деятельности учащихся за 2015-2016 уч.г. Результаты диагностики "Определение понятийного мышления за 2015-2016 уч.г."
Уровень сформированности умений работать с информацией методика И.С.Якиманской
Результативность профессиональной педагогической деятельности Класс «5» «4» «3» Качество знаний в % 8 а 5 11 9 64 8б 9 12 4 84 Что даёт ТКМЧС для обучающихся? Социологический опрос в 8 классах, где практикуется технология критического мышления (было опрошено 62 учащихся) 1.Повысилась самооценка, уверенность в себе 46 2. Стал «по – другому» смотреть на «привычные» вещи 34 3. Нравится работа в команде 52 4. Можно творчески подойти к делу 26 5. Повысился интерес к предмету 58 6. Знания стали более прочными 42 7. Полученные знания можно применить на практике 28 8. Урок проходит интереснее 54
Учебный год Класс Успеваемость Качество знаний 2013-2014 8 - 11 100% 73% 2014-2015 8 - 11 100% 74% 2015-2016 8 - 11 100% 76% «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет» К. Д. Ушинский Успеваемость и качество знаний
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Конкурс Результат Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» (2014 г.). Лауреат Муниципальный конкурс проектных и исследовательских работ «Мой шаг в науку» (2014 г.) Призёр Муниципальный конкурс проектов «Интеллектуальное творчество» (2015 г.) Победители Муниципальный этап областного конкурса проектных работ «Экологическая мозаика» (2015 г.) Победитель Олимпиады 2013 – 2016 г.г. Результат Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии Победитель (1) Призёр (2)
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Нижегородская ГМА (1 выпускник 2014г.) ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж (2 выпускника 2014г.) ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж (2 выпускника 2014г., 2 выпускника 2015г., 4 выпускника 2016г.)
Транслируемость практических достижений ТРАНСЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА: выступления на заседаниях РМО учителей биологии и химии, публикации на личном сайте (https://infourok.ru/user/lisenkova-nina-ivanovna http://nsportal.ru/lisenkova-nina-ivanovna), участие в конкурсах и фестивалях (https://www.art-talant.org/raboty/item-229596.html, https://multiurok.ru/nina60/rating/ ,http://schoolgperevoza.ucoz.ru/index/lisenkova_n_i/0-170) ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: урок, система уроков, внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия ТРУДНОСТИ И РИСКИ: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок
Похожие публикации
Трефилова Раиса Поликарповна