Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
«Скажи мне - я забуду,
покажи мне – я запомню,
вовлеки меня – я пойму».
Кламм Ольга Николаевна
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
3 уровень
КГУ «Средняя школа №21»
город Петропавловск
Цель: ознакомить учителей начальных классов с технологией развития критического мышления, показать приёмы работы по развитию критического мышления на уроках в начальной школе(из опыта работы).
Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал
вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Практическая значимость: использование приёмов и стратегий технологии критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые результаты:коллеги будут знать приемы критического мышления;
уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены карточки: “Правила составления синквейна”, карточки со словом: «Успешный человек», ресурс с текстом рассказа Г.А. Скребицкого «Дружба», ресурс с текстом «Птица грач», таблица для заполнения «Бортовой журнал», бумага формата А-3 для создания постера, индивидуальной и групповой работы.
Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране.
Тема моего мастер-класса: «Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе»
Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях(семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).
Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.
2. Создание коллаборативной среды.
Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются ладони своего соседа, и называет своё имя.
— Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам (поднимают руку).
Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте, те, кто окончил трёхуровневые курсы
Здравствуйте те, кто умеет мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто в отпуске хорошо отдохнул!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит успех!
- Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных, которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.
— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Деление на группы. Определение правил работы в группах.
-уважительное отношение ко всем членам группы;
-умение слушать и слышать всех членов группы;
-оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;
3. Теоретическая часть.
Что такое критическое мышление, и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах.Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Для начала я хотела с вами провести приём, который называется
«Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что вам будет интересно работать сегодня?
- Верите ли вы, что дети способны анализировать, обобщать?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.
На доске:
вызов
осмысление
рефлексия
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
3 этап — «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.
3. Практическая часть.
-Я бы хотела, чтобы вы на примере художественного произведения увидели некоторые приёмы работы на каждом этапе урока. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Итак, вы ученики 3 класса.
Урок литературного чтения.
Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Дружба»
Стадия вызова
На стадии вызова можно использовать один из приёмов, которые мы сейчас рассмотрим.
1) Приём «Аквариумные рыбки»
Из класса выходят 3-4 человека к учителю, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. Работа идёт без обсуждения, а остальные ребята слушают. (Выходят участники мастер-класса)
-Подберите синонимы к слову ДРУЖБА? (согласие, единство, товарищество), а антоним? (вражда)
- Что такое дружба?
-Это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов.
- Между кем могут быть дружеские отношения? (дружественные отношения между странами, подруги, ребёнок-родители, учитель-ученик, дружба среди птиц, животных).
2) Приём «Ассоциативная карта» (работа в группах на бумаге, один отвечает от группы)
-Напишите слова – ассоциации к слову «ДРУЖБА».
3) Стратегия «Предположение»
- Кто автор рассказа?
- Можете ли определить тему рассказа?
- О чём может быть рассказ с таким названием?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
- Как вы думаете, какие приёмы мы использовали на этапе вызова?
1- «Аквариум», 2 – «Ассоциативная карта», 3- «Предположение»
Стадия осмысления
Г.А.СКРЕБИЦКИЙ «ДРУЖБА»
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем. Как его покормить, чтоб вороны не мешали?
День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.
Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит. Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.
Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.
Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока — прямо к чашке, и грач за ней. Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.
...Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по- прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.
Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.
1) Стратегия «Чтение с остановками»
…Сидели мы как-то с братом…
…остался зимовать…
- Что заинтересовало мальчиков, когда они глядели в окно?
…Один раз посмотрели мы утром в окно…
…перезимует как-нибудь…
- Какое решение приняли мальчики и правильно ли они поступили?
…В это время жила у нас сорока…
…близко так, бок о бок.
- С кем подружился грач, почему?
- Как вы думаете, останется ли грач жить в этом доме? Почему?
2)Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. |
|
Что мне известно по данной теме? |
Что нового я узнал из текста? |
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители. Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка. |
Зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. 17 марта – Герасим-грачевник. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна. |
|
Даётся информация о птице грач. Дети заполняют таблицу.
Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.
Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весеннее-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.
В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, этонасекомыевредители.Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.
17 марта – Герасим-грачевник. Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна.
3) Приём «Взаимоопрос» (Работа в парах: один читает абзац, другой ученик задаёт ему вопрос после прочитанного абзаца )
4) Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы: однозначный ответ (кто…?что..? когда..?)
Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы(может…?будет…?мог ли…?согласны ли вы…?дайте объяснение почему…?почему вы думаете…?в чём разница…?предположите, что будет…?верно ли…?)
- Кто автор рассказа?
- Как называется рассказ?
- Что делали мальчики?
- Кого увидели мальчики в окне?
- Почему грач не смог улететь на юг?
- Правильно ли поступили мальчики?
- Объясни, почему так назван рассказ?
- Кто в рассказе подружился, как мальчики поняли это?
- Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?
- Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка?
Стадия «Рефлексия»(Работа в группах, работают на бумаге)
1) Приём «Синквейн» (1 группа)
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна :
1.Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
2.Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
3.Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Составление синквейна к слову ДРУЖБА. Защита синквейна.
1. Дружба.
2. Крепкая, бескорыстная.
3. Дружить, защищать, делать добро.
4. Дружба- великая сила.
5. Доверие.
1.Дружба.
2.Искренняя, взаимная.
3.Сближает, связывает, выручает.
4.Позитивные взаимоотношения между людьми.
5.Друг
1.Дружба.
2.Настоящая, верная.
3.Зарождается, хранится, рушится.
4.Несчастен тот, кто ее не испытал.
5.Доверие.
2)Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (2 группа)
Восстанови последовательность событий текста.
На листочках:
…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают.
В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.
Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.
Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.
3) Работа для всех групп.
Обсуди, запиши или изобрази, как можно помочь птицам зимой.
4) Приём «Незаконченное предложение»
- Было интересно…
- Новым для меня стало…
- Реально ли мне применить это на своих уроках?
- Что я возьму с собой?
- Мне понравилось…
- Где мне было легко?
- Что давалось с трудом?
- Теперь я смогу…
Д/З Приём «Написание эссе» о прочитанном произведении.
4.Итог работы.
Работая по КМ, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.
— Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы критического мышления. Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами КМ, т. к. она применима на всех ступенях обучения. Большое спасибо. Желаю вам творческих успехов!
В конце я Вас попрошу чтобы вы ответили на несколько вопросов.(карточки)
Вопросы:
1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ? (да, нет, уже применяю)
4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ? (нет, с удовольствием, могла бы сама провести его)
Коллеги, спасибо Вам за внимание. Мне было приятно с Вами работать.
Наше занятие закончено!