Мастер-класс «Использование приёмов критического мышления на уроках в начальной школе» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. И.В. Седова
МО «Барышский район» Ульяновской области
Мастер – класс на тему:
«Использование приёмов критического
мышления на уроках в начальной школе»
(Семинар директоров школ Барышского района)
учитель начальных классов
г. БАРЫШ 2017
Мастер класс « Технология развития критического мышления»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Надеюсь, это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.
Тема моего мастер-класса » Использование приёмов критического мышления на уроках в начальной школе».
- Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы УУД. Об этом говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, необходимо использовать в своей работе новые приёмы и современные педагогические технологии. Одна из приоритетных - технология развития критического мышления. Работая с детьми младшего возраста, я всегда в поиске таких методов и приёмов, которые бы совершенствовали мыслительные способности уч-ся.
Существует несколько приёмов критического мышления.
В своём выступлении я хочу продемонстрировать некоторые приёмы этой технологии, те, которые использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применить не только на учебных занятиях, но и любых других мероприятиях.
№ 1.(слайд 4) Приём « Корзина идей».
Данный приём можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объёму новой информации, так и для разрешения актуальных проблем, возникающих по ходу урока. Ученики обмениваются информацией, передавая корзину по кругу, называют сведения, факты, которые связываются в единую логическую цепочку. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают или думают уч-ся по обсуждаемой теме.
- Ребята, вчера на уроке математики мы с вами познакомились с темой: «Цена, кол-во, стоимость». Давайте наполним нашу корзину понятий и идей своими предположениями по теме, что узнали нового, что ещё хотели бы узнать и какой информацией вы владеете сами по данной теме. Итак, начинаем. (Дети по кругу передают корзину и высказываются). Молодцы! Мы собрали очень много высказываний, которые помогут нам найти научный ответ на вопросы на следующих уроках.
№ 2. Приём «Кластер»( слайд 5, 6 ).
Данный приём можно использовать на всех этапах урока. Этот приём даёт детям возможность проявить себя, показать своё видение предложенных тем и проблем, даёт большую свободу творческого поиска.
Суть приёма заключается в том, что информация, касающаяся какого- либо понятия, явления или события, описываемого в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое слово.
Приём «Кластер» способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять. Учащиеся могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет.
(Фрагмент урока)
Урок окружающего мира. - Ребята, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.
-- На нашей планете есть такое богатство, без которого обойтись вообще невозможно. А что это за богатство, вы узнаете, отгадав загадку:
ЗАГАДКА : Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться?
- О чём будем говорить на уроке? (О воде)
Я предлагаю вам составить кластер и ответить на вопрос: «Какими свойствами на ваш взгляд обладает вода?»
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична. Кластер активизирует мыслительную деятельность уч-ся. Для составления кластера желательно использовать разноцветные карандаши, ручки. Это позволит выделить некоторые определённые моменты и нагляднее отобразить общую картину. Применение кластера имеет следующие достоинства:
1.-позволяет охватить большой объём информации,
2.-вовлекает всех учащихся в обучающий процесс, им это интересно,
3.-дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Вывод: Уроки с применением метода кластера дают детям возможность проявить себя, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства. Дети не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, высказывают собственное мнение.
( Слайд 7) Проверка кластера с образцом.
№ 3. Не менее интересным для детей является приём «Кубик Блума». (слайд 8, 9) Рассказ-предположение по ключевым словам.( Описать дождь)
Это приём, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний учащихся, но и выявить степень предметно-эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия и может использоваться на всех этапах урока в качестве рефлексии.
Этот приём позволяет детям приходить к тем или иным выводам, опираясь на новый материал и предшествующий личный опыт. Ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания.
Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: (Опиши. Сравни. Назови ассоциации. Проанализируй. Примени. Оцени)
Данный приём на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что этот приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А мне как учителю этот приём помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения уч-ся. (Слайд 10)
Закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:
Трепетно, нежно, заботливо, ласково
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем мы,
Просто отдали и в сердце большом, место найдётся для каждого школьника, Каждого нужно увидеть, раскрыть.
Всем нам желаю всего наилучшего, чтобы всегда нам хотелось учить!