Выступление «Использование ресурсов оценочных процедур в управлении качеством образования по географии»
На Всероссийской конференции по оценке качества образования, проходившей в июле, руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов отметил: «Объективное проведение любых оценочных процедур - ключевой фактор в повышении качества образования. Нельзя бояться низких результатов, надо их анализировать и использовать в своей работе». Этот подход отражает отношение к оценке качества образования и в нашей школе.
Результаты ОГЭ и ЕГЭ являются и средством подведения итогов, и основой для ежегодного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных предметов в школе. В протоколах с результатами ОГЭ и ЕГЭ представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Мы подвергаем их всесторонней обработке и формируем статистическую информацию по предметам, по темам.
Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. Поскольку сегодня предусматриваются конкретные формы реализации прав родителей на соуправление образовательным процессом через деятельность Совета школы, как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.
В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, родители принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня рассматриваются на заседаниях Совета школы. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и школьный сайт о предстоящих мониторинговых исследованиях, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.
Несомненно, в проведении оценочных процедур возможны риски и противоречия:
-неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;
-недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;
-мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны;
-неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;
-частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга.
Необходимо подчеркнуть, что использование результатов оценочных процедур позволяет нам:
-разработать и внедрить программы повышения эффективности преподавания и обучения, внести изменения в основную образовательную программу;
-определить узкие места деятельности в преподавании географии и разработать план устранения пробелов в знаниях учащихся ;
-выявить наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи в дальнейшем;
-оказать соответствующую ресурсную, организационную и методическую поддержку неуспевающим учащимся;
-иметь независимую оценку своей работы.
Обучающиеся и их родители на основе результатов оценочных процедур получают рекомендации по формированию индивидуальных дополнительных занятий, а также перспективам получения дальнейшего профессионального образования.
Качество образования на современном этапе должно отображать готовность и возможность личности быть востребованным на рынке труда, быть успешным в профессиональной деятельности и способным самореализовываться.