Выступление «Использование результатов оценочных процедур в повышении качества образования в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 28 September 2017 в группе

Использование результатов оценочных процедур (Всероссийских проверочных работ, национального исследования качества образования TIMSS) в повышении качества образования в начальной школе.


 

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Прочитаю высказывание о предназначении ВПР главы Рособрнадзора Сергея Кравцова

"Всероссийские проверочные работы не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне. В рамках ВПР будет осуществляться проверка наиболее значимых аспектов подготовки школьников как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования", - пояснил глава.

То есть ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в РФ.


 

Всероссийские проверочные работы:

не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;

Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Конечно, они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. НО, всё же, ВПР — не ЕГЭ. ЕГЭ прямо влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы. От количества набранных баллов зависит выбор учебного заведения для продолжения обучения и шансы в него поступить. От ВПР дальнейшая судьба школьника не зависит. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю, без селекции, и будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.


 

вместо КИМ – варианты проверочной работы;

федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;

можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;

вместо демоверсии – образец проверочной работы;

единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.


 


 

Что такое ВПР?


 

ВПР, по своей сути, итоговые контрольные по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС. Узнать, какие регионы и школы дают хорошее образование, а какие — «для галочки».


 

Зачем нужны ВПР?


 

Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в этой школе или лучше поискать другую.

Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И смогут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным. С этой точки зрения итоговый отчёт учителя является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедуры оценки и должен содержать следующую информацию:

описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;

описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;

краткая характеристика инструментария оценки;

объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;

представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;

описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;

определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;

формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;

предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.


 


 

Хочется отметить следующий момент. Так как ВПР были введены с 2016 года, то до этого времени проводилось подобное тестирование на уровне школы в виде итоговый контрольных работ, на уровне муниципалитета-ГКР, области-ОКР, а в декабре 2015 г прошла апробация ВПР.

Каким же образом влияет использование оценочных процедур и ГРК, и ОКР, и ВПР в повышении качества образования в начальной школе?

Для начала я составила дорожную карту мониторинговых исследований, где по классам и годам видно что должен выполнять учитель. Далее, составляя подробный анализ-отчет конт. работ, определяются направления в работе по «проблемным» темам, мною составлена система заданий, по которой мы с учащимися занимаемся на уроках. По времени стараемся уделять не более 5 минут на задания. Кроме этих заданий используем варианты работ с образовательных сайтов в интернете.

Что у нас получается? На диаграммах показана взаимосвязь результатов ГКР и качества образования по предметам учащихся начальной школы.

Диаграмма 1.

Русский язык- хорошая качественная подготовка к КР позволила повысить результат с 46% до 67% и параллельно повышается % качества образования с 48%до 54%.

Диаграмма 2.

На диаграмме видно, что математика в конце 4 класса ОКР выполнена на 100%, но русский язык ставит много вопросов «почему с 59% упало качество выполнения ОКР до 40% при неизмененном % успеваемости 72%». Рассмотрим более подробно следующую диаграмму3-4.

Диаграмма 3-4.


 


 


 


 

На диаграмме 3-4 видно, что учащиеся с 15-ю заданиями (71%) справились успешно-«перешагнули» порог в 60%, задания, с которыми не справились учащиеся составляют 29% (6 заданий). Возникает вопрос: как выполнив 71% заданий, 60%учащихся класса не достигли базового уровня освоения русского языка…. Таким образом, сопоставляя данные двух диаграмм, можно сделать вывод о недостатках в кодах оценивания работ учащихся.

Данное противоречие содержится и в кодификаторе: «Кодификатор содержит два типа планируемых результатов, которые характеризуют требования стандарта: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Первый тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. В свою очередь второй тип требований относится к содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля, но при этом может проверяться в ходе мониторинговых исследований качества начального образования.» Задания высокого уровня в работе составляют 14% и оценивание входит в общую балловую систему итоговой работы.

Поэтому проводя кропотливый и подробный анализ ГКР, ОКР, пробной ВПР мы получим объективную картину достижений учащихся не только по итогам окончания основных этапов обучения, но и на промежуточных этапах. Также результаты используются для диагностики достижения планируемых результатов, корректировки образовательной программы начального общего образования в школе.

В 2015 году мой класс попал в выборку проведения Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS. Целью данного исследования является сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся. В данном исследовании участвуют около 60 стран мира.

В России исследование осуществляет Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования. В соответствии с программой исследования изучаются результаты обучения в начальной школе по математике и естествознанию. Кроме того, проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей, администрации школы, позволяющие выявить факторы, влияющие на качество начального образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в разных странах. При проведении международного тестирования в классе были соблюдены все требования к процедуре проведения. Результаты тестирования пока не опубликованы на официальном сайте, срок –декабрь 2016г.

Одним из эффективных использований результатов оценочных процедур является экспертное обсуждение с коллегами на школьном методическом совете, на городском семинаре.


 

Сравнивая результаты оценочных процедур с % качества образования учащихся в начальной школе, следует помнить, что качество образования - это не только система показателей знаний, умений и навыков, а это еще и востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни учащегося.

Таким образом, мы использовали свои знания, умения, навыки, участвуя и занимая призовые места в различных образовательных конкурсах регионального и федерального уровня.

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества результатов образования в начальной школе имеет важное значение, так как создает базу для последующего освоения образовательных программ основной школы, обеспечивает целостное развитие личности, сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка, формирование основ учебной самостоятельности и способности её организации, осуществление самоконтроля и самооценки результатов обучения (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, (2009г.).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации