Статья на тему «Использование ресурсов цифрового образования в дистанционном обучении»

8
2
Материал опубликован 22 June 2020

Использование ресурсов цифрового образования в дистанционном обучении.

Непростая ситуация, сложившаяся в мире в связи с пандемией коронавируса, привела к тому, что все образовательные организации стремительно вынуждены переходить на дистанционную форму обучения.

Учитель оказался перед сложным выбором образовательной площадки для работы с обучающимися в режиме реального времени, на онлайн-уроке. Нельзя сказать, что такой вид взаимодействия единственно возможный: есть немало образовательных платформ, площадок, порталов, на которых можно размещать собственный контент, можно отправлять задания и получать ответы на них по электронной почте. Но каждый понимает, что без живого общения невозможно обеспечить качественное преподавание. И это касается не только общеобразовательных предметов, но и учебных курсов.

В этом учебном году я преподаю курс «Проектно-исследовательская деятельность» в 8-х классах. На момент перехода на дистанционное обучение была проведена большая работа по созданию исследовательских работ учащимися. И бросать все на полпути было бы неправильным. Так предложенные условия выявили необходимость поиска цифрового ресурса для дальнейшей работы в удаленном режиме.

Как учитель-предметник я изучила возможности цифровых образовательных платформ для организации учебного процесса и оценивания учебных достижений обучающихся. Для себя я выделила несколько: Российская онлайн-платформа «Учи.ру» (https://uchi.ru/), сервис «Яндекс.учебник» (https://education.yandex.ru/), цифровой образовательный ресурс «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru/), цифровая образовательная платформа «Дневник. ру» (https://dnevnik.ru/), сервис «Google Classroom» (https://classroom.google.com/), Российская электронная школа (РЭШ) (https://resh.edu.ru/). Каждая из этих платформ заслуживает внимания и очень облегчает жизнь учителю: большое количество разработанных лучшими педагогами уроков, возможность тестирования и автоматизированная система оценки, возможность обратной связи. К минусам этих сервисов я отнесла бы отсутствие видеосвязи иногда крайне необходимой при работе с детьми. Осуществлять устное общение в условиях дистанционного формата обучения значительно сложнее, чем организовать обратную связь через письменные сообщения. Но есть предметы, где без такой формы оценивания обойтись очень сложно. Это, прежде всего, иностранные языки, литература, учебные курсы и занятия внеурочной деятельности.

Для организации исследовательской работы я использовала сервис для проведения видеоконференций и вебинаров https://zoom.us. Zoom – программа для видеоконференций и звонков, имеющая широкие функции и бесперебойную работу. Создав в Zoom бесплатную учетную запись, можно закрепить свой виртуальный кабинет и заниматься в нем на постоянной основе по одной ссылке, чтобы не создавать каждый раз новый. Планируя очередную конференцию, вы прикладываете минимум усилий, потому что программа автоматически формирует письмо-приглашение для потенциальных участников. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Но можно этого и не делать: чтобы присоединиться к конференции, ученику не обязательно устанавливать приложение, достаточно перейти по ссылке-приглашению, и новое окно откроется в его браузере. Данная платформа даже в бесплатной версии позволяет проводить встречи по 40 минут. Причем одновременно к конференции может подключиться до 100 человек. Приложение позволяет проводить полноценные консультации и уроки. В Zoom есть электронная доска, где можно делать записи, рисунки, заметки, демонстрировать видео, исправлять ошибки и объяснять по ходу онлайн-конференции новый материал. В настройках программы существует функция записи всего происходящего на экране. Это дополнительная возможность тиражирования занятия, например, для отсутствующих учащихся.

Используя программу Zoom, я организовала итоговое занятие учебного курса «Пректно-исследовательская деятельность». Это была защита проектов. Да, их было немного, всего шесть, но используя функционал сервиса Zoom, была собрана зрительская аудитория и обеспечена моральная поддержка в лице одноклассников, классного руководителя, родителей. После защиты проектов я спросила участников, что же, по их мнению, было самым сложным в презентации проекта. Мнения разделились. Если одним было непривычно и некомфортно разговаривать как будто «самим с собой», другие нашли в этом плюсы, так как экран монитора «защищал» от внимания присутствующих. Но в чем участники сошлись во мнении, так это в нехватке «живого» присутствия и поддержки со стороны близких, дружеского контакта.

Конечно, сейчас невозможно делать прогнозы, что ждет наше образование в будущем, будет ли в нем отведена роль дистанционному обучению, или мы забудем о нем навсегда. Бесспорно, что нельзя приуменьшать его роль, ведь оно может быть незаменимо в условиях, когда осуществлять традиционное обучение невозможно. Необходимо изучать ресурсы цифрового образования, подбирать наиболее приемлемые для вас и ваших учеников.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Борисовна, спасибо за актуальную информацию.

1 July 2020

Похожие публикации