Статья «Система управления качеством образования в МБОУ "Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"»
Система управления качеством образования в
МБОУ "Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"
Иванов О.Н.
МБОУ "Самусьский лицей имени академика В.В. Пекарского"
Уровень достижения целей обучения находится в прямой зависимости от качественных сторон преподавания и по результатам диагностики реальных учебных достижений учащихся и сопоставления этих результатов с требованиями стандартов обученности может быть получена достоверная информация об эффективности функционирования образовательной системы. Появляется возможность управления образованием на основе диагностики качества образования. Объективность, полнота, систематичность, оперативность и конкретность такой информации позволяет создать все необходимые условия для подготовки, принятия и реализации управленческих решений о функционировании и развитии образования. Таким образом, наличие эффективной системы образовательного мониторинга, чётко ориентированной на систематическую диагностику и оценку конечных результатов образовательной деятельности позволит говорить о системе управления качеством образования. Основополагающими компонентами системы управления качеством образования являются:
— требования к знаниям учащихся, содержанию образования и условиям образовательной деятельности, устанавливаемые в стандартах (критериально-нормативная база управления качеством образования);
— система диагностики качества образования, включающая измерительные средства качества образования, диагностические методики, средства обработки и описания результатов диагностики, а также службы образовательного мониторинга (система образовательного мониторинга);
— механизмы подготовки, принятия и реализации управленческих решений о функционировании и развитии самой системы образовательного мониторинга на основе анализа и оценки объективной информации о качестве образования (система управления образованием).
В основе системы управления качеством образования в Самусьском лицее лежит внутришкольный мониторинг - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения.
Внутришкольный мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса, состоянии здоровья обучающихся в целях эффективного решения задач управления качеством образования и проводится в соответствии с утвержденным директором Планом работы лицея. Основные принципы построения мониторинга развития личности школьника в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе:
1. Положительная направленность мониторинга, направленная на выявление отклонений, на перспективу интеллектуального и личностного развития школьника.
Объективность результатов мониторинга, осуществляемая двумя методами психологии: тестированием и наблюдением.
3. Сопоставимость результатов мониторинга.
а) тестирование по результатам года,
б) получение данных наблюдения на учащегося со стороны разных педагогов,
в) возможность сравнения развития учащегося самим с собой, а не только с другими учениками.
4. Преемственность мониторинга школьных достижений на протяжении всего периода школьной жизни.
5. Дифференцированность параметров мониторинга, что позволяет очертить для каждого ученика зону, где он в большей степени нуждается в помощи психолога, педагога, родителя, классного руководителя.
6. Комплексность мониторинга сферы познавательной, мотивационной, коммуникативной, адапционной деятельности. Мониторинг включает сферы здоровья, социальную, интеллектуальную, регуляционную.
В основу мониторинга положены идеи развития личности в образовательном процессе: личность не только обучается и социализируется, но и проходит некие качественные этапы в своем становлении в возрастном периоде школьной жизни. Каждый из этих этапов (они соответствуют звеньям школьной подготовки) характеризуются собственным уровнем обучаемости, обученности и их совокупным результатом - развитостью. Снятие основных показателей идет с помощью тестирования и наблюдения.
Целями внутришкольного мониторинга являются:
- контроль за исполнением работниками своих должностных обязанностей;
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
- повышение качества образования в школе.
Задачи внутришкольного мониторинга:
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- анализ состояния психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательной деятельности;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
Функции внутришкольного мониторинга:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррекционно-регулятивная.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению
При оценке деятельности педагога в ходе внутришкольного мониторинга учитывается:
- выполнение образовательных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
- уровень знаний, умений, навыков и динамика обученности учащихся;
- владение учащимися общеучебными навыками, ключевыми компетентностями;
- индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
- уровень психолого-педагогического сопровождения;
- совместная деятельность учителя и ученика;
- состояние психологического микроклимата;
- результаты государственной итоговой аттестации, регионального, муниципального мониторинга и текущей успеваемости;
- динамика познавательного интереса к учебным предметам;
- степень участия в инновационной деятельности лицея;
- участие в методической работе;
- уровень владения педагогическими технологиями;
- оценка деятельности педагога родителями и учащимися;
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт;
- умение составлять и реализовывать план своего развития.
Успешность управления качеством образования зависит в значительной степени от успешности работы по формированию и развитию ключевых компетентностей всех участников образовательного процесса. Все субъекты соуправления качеством образования от учащегося до администрации лицея должны обладать определенным уровнем компетентности, позволяющим повышать эффективность образовательного процесса. Учитывая, что компетентностям не обучают – компетентности развивают, причем развитие таковых происходит не только, и не сколько с помощью упражнений или заданий, но и практической деятельностью преподавателя, то по уровню развития компетентности учащихся анализируют компетентность учителя, а как критерии оценки его деятельности – систему работы администрации лицея в данном направлении. Таким образом, возникает сама по себе необходимость организации образовательного процесса с учетом запроса всех участников управления качеством на основе компетентностного подхода. На качество организации такого подхода влияют следующие факторы:
- Реализация ут вержденных образовательных программ и учебных планов
- Мониторинг качества функционирования образовательного учреждения
- Составление расписания уроков, дополнительных занятий, индивидуальных консультаций
- Организация учебного процесса в рамках профильных и предпрофильных групп
- Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательной деятельности
- Диагностика уровня обученности и обучаемости учащихся
- Уровень психологической комфортности учащихся
- Комплексно-методическое обеспечение учебного процесса
Структура системы общешкольного мо
ниторинга:На основании «Положения о системе оценки качества образования» общешкольный мониторинг выстраивается по нескольким стратегическим линиям, направление и содержание которых обусловлены программой развития лицея.
диагностика эффективности воспитательного процесса.
- социальный статус учащегося,
- нравственные приоритеты школьников,
- социальные компетентности,
- внеурочная деятельность,
- уровень психологической комфортности учащихся
диагностика эффективности учебного процесса
- уровень усвоения образовательных программ учащимися,
- уровень интеллектуального развития школьника основной школы (интеллектуальный марафон),
- ключевые компетентности учащихся.
диагностика эффективности методической работы
- рекомендации к проектированию учебно-воспитательного процесса,
- оценка уровня интеллектуального развития старшего школьника (ШТУР).
диагностика эффективности инновационной деятельности
- содержание образовательных программ по предмету,
- проектирование образовательной траектории,
- познавательная мотивация учащихся по отдельным предметам
Результаты диагностик обобщаются, анализируются и предоставляются директору лицея. По итогам анализа проводится общее заседание методического совета, на котором вырабатываются предложения по корректировке дальнейшей педагогической деятельности коллектива.