|  |  			Добрый 			день, уважаемые 			коллеги! | 
|  |  			Я 			представляю 			обобщение 			опыта своей 			работы по теме 			«Использование 			системы активных 			методов обучения 			на уроках 			биологии» | 
|  |  			ФГОС 			предполагает 			перенос акцента 			с предметных 			знаний, умений 			и навыков на 			формирование 			УУД. Основной 			результат – 			развитие личности. 			Антуан де 			Сент-Экзюпери 			считал, что 			главное воспитание 			в человеке 			человеческого. | 
|  |  			Для 			меня стандарты 			означают переход 			от передачи 			знаний к созданию 			условий для 			активного 			познания и 			получения 			детьми практического 			опыта. Для моих 			учеников – 			переход от 			пассивного 			усвоения 			информации 			к активному 			ее поиску, 			критическому 			осмыслению, 			использованию 			на практике. 			Главной 			проблемой 			учителя 			вообще является 			«поиск средств 			и методов развития 			компетенций, 			обеспечивающих 			качественное 			усвоение 			программы». | 
|  |  			При 			формировании 			моего опыта 			работы над 			заявленной 			темой правильнее 			говорить об 			этапах развития 			ключевых 			компетенций 			обучающихся 			на всех ступенях 			обучения.  			Процесс 			их формирования 			физиологичен 			– чем старше 			(опытнее) человек, 			тем уровень 			и качество 			компетенций 			выше.   			 Ключевые 			компетенции 			формируются 			лишь в опыте 			собственной 			деятельности. 			Биология – 			это наука, которая 			неразрывно 			связана с 			экспериментом. 			На лабораторных 			занятиях у 			учащихся не 			только повышается 			уровень знаний, 			но и развиваются 			практические 			умения и навыки, 			способности 			каждого к 			самостоятельному 			действию. В 			результате 			проведения 			уроков-практикумов 			происходит 			формирование 			всех видов 			универсальных 			учебных действий, 			так как на этих 			уроках решаются 			необходимые 			для этого задачи. 			 			 | 
|  |  			Закладка 			крепкого 			образовательного 			фундамента 			происходит 			только с помощью 			активного 			обучения, и 			в связи с этим, 			новые технологии, 			новые приемы 			и методы – один 			из инструментов 			современного 			обучения.  			 Манера 			преподнести 			 учебные материал, 			интонация, 			артистизм, 			строгость, 			требовательность, 			прежде всего, 			к себе, влияют 			на желание 			моих учеников 			хорошо учиться, 			достигать 			высоких результатов, 			становиться 			конкурентоспособной 			и творческой 			личностью, 			гражданина 			нашей Родины. | 
|  |  			Включение 			активных методов 			обучения в 			урок не является 			нововведением. 			Впервые классифицировал 			метод обучения 			по степени 			активности 			учеников Евгений 			Яковлевич 			ГОлант, который 			принимал 			непосредственное 			участие в 			ликвидации 			безграмотности 			в СССР. Теперь 			есть и более 			современные 			классификации. | 
|  | 
|  |  			Эффективность 			учебного занятия 			во многом 			определяется 			уровнем соответствия 			методов и средств 			обучения 			поставленным 			целям и задачам. 			На любом этапе 			учебного процесса 			возможно 			использование 			нескольких 			видов АМО. При 			этом методы 			могут не просто 			сочетаться, 			но и быть неразрывно 			связанными 			друг с другом. 			 			  			Технология 			проблемного 			обучения, которую 			я применила 			на своем уроке 			в 5 классе «Биология 			и здоровье», 			обеспечивает 			активные методы 			при 			конструировании 			учебного занятия. 			Это 			постановка 			проблемных 			вопросов на 			протяжении 			всего урока, 			исследовательская 			деятельность 			учеников в 			ходе объяснения 			новой темы, 			выявление 			проблемы 			сохранения 			и укрепления 			здоровья самими 			учениками. 			Из неигровых 			активных методов 			– коллективная 			мыслительная 			деятельность 			при определении 			темы. Из неимитационных 			методов – 			выполнение 			задания с заранее 			запланированными 			ошибками, которые 			ученики с 			легкостью 			исправили. При 			подборе активных 			методов обучения, 			важно помнить, 			что непродуманное 			или случайное 			использование 			их не даёт 			продуктивных 			и планируемых 			результатов. 			Поэтому очень 			важно тщательно 			разрабатывать 			и внедрять 			в урок  активные 			методы обучения, 			учитывая 			индивидуальные 			особенности 			класса и отдельных 			учеников.  			 | 
|  |  			Для 			каждого этапа 			урока используются 			свои активные 			методы, позволяющие 			эффективно 			решать конкретные 			задачи этапа.  			Такой 			метод как «Дерево 			предсказаний», 			примененный 			в конкурсном 			уроке позволил 			мне эффективно 			провести выяснение 			ожиданий и 			постановку 			целей обучения. 			Ребята предположили, 			что они будут 			изучать на 			уроке, какие 			компоненты 			помогут им 			сохранить и 			укрепить свое 			здоровье. 			Обучающимся 			данный метод 			позволил более 			четко определиться 			со своими 			образовательными 			задачами.  			При 			организации 			самостоятельной 			работы над 			новой темой 			важно, чтобы 			обучающимся 			было интересно 			всесторонне 			и глубоко 			проработать 			новый материал. 			Как же это можно 			сделать?! При 			освоении нового 			материала 			мною были 			применены 			такие методы 			как «Мозговой 			штурм», 			коллективно-мыслительная 			деятельность 			прослеживалась 			в групповой 			работе, в заполнении 			маршрутного 			листа – медицинской 			карты. Учитывая 			индивидуальные 			возрастные 			особенности 			детей, для 			поддержания 			высокой познавательной 			активности 			использовались 			игровые приемы: 			интересные 			факты о продуктах, 			ребусы, фотозагадки 			об известных 			российских 			спортсменах. 			 			  			При 			подведении 			итогов  использую 			такой метод 			как: «Мудрый 			совет», на своем 			совете дети 			сами правила 			питания и личной 			гигиены.. Эти 			методы помогут 			эффективно, 			грамотно и 			интересно 			подвести итоги 			урока и завершить 			работу. Этап 			рефлексии и 			подведения 			итогов очень 			важен, поскольку 			позволяет 			выяснить, что 			ребята усвоили 			хорошо, а на 			что необходимо 			обратить внимание 			на следующем 			уроке. Кроме 			того, обратная 			связь от учеников 			позволяет 			учителю скорректировать 			урок на будущее. | 
|  | 
|  |  			Биология 			это предмет 			естественнонаучного 			цикла, который 			предполагает 			проведение 			исследовательских, 			практических 			и лабораторных 			работ, поэтому 			мой урок я 			построила 			таким образом, 			чтобы дети 			провели исследование 			здоровья как 			образа жизни. 			На протяжении 			всего урока 			ученики в игровой 			форме (урок-консилиум) 			исследовали 			понятие «здоровья» 			с разных сторон. 			Поскольку 			выполнение 			практических 			работ начинается 			в 6 классе, а по 			другим естественнонаучным 			предметам в 			более старших 			классов, то 			уроки такого 			типа являются 			пропедевтическими 			для проведения 			в будущем 			лабораторных 			работ по физике, 			химии, географии 			и биологии. | 
|  |  			Элементы 			исследовательской 			деятельности 			применяются 			и в более старших 			классах. Так 			при изучении 			в 6 классе низших 			растений ребята 			на практике, 			используя 			микроскоп, 			исследуют 			водоросли, 			их строение, 			характерные 			особенности 			и отличие от 			высших растений. 			В 7 классе на 			уроке «Кольчатые 			черви», учащиеся 			изучают особенности 			внешнего строения 			и поведения 			дождевого 			червя. Ребята 			приносят червей 			и очень активно 			и эмоционально 			с помощью 			ориентиров 			учителя делают 			выводы. С 			восьмиклассниками 			традиционно 			проводим 			практические 			работы по 			определению 			плоскостопия, 			выявлению 			сутулости и 			другие важные 			проблемы, касаемые 			нашего здоровья. 			В разделе экологии 			при изучении 			взаимодействия 			живых организмов, 			учащиеся пытаются 			найти безопасный 			способ устранения 			дисбактериоза. 			 			 | 
|  |  			Внеурочная 			работа базовое 			образование 			преобразовывает 			в метапредметные 			результаты 			учеников. В 			городской 			научно-практической 			конференции 			с успехом прошел 			проект «Живые 			и неживые 			йогурты», где 			ученик исследовал 			кисломолочные 			продукты на 			наличие живых 			бактерий  			 | 
|  |  			Активным 			методом обучения 			является 			олимпиада, в 			которой ученики 			показывают 			положительные 			результаты. 			Результативное 			участие моих 			учеников в 			областной и 			всероссийской 			олимпиаде 			школьников 			и различных 			творческих 			конкурсах и 			научно-практических 			конференциях 			говорит об 			умении моих 			учеников 			критически 			и творчески 			мыслить, работать 			в команде. 			 			 | 
|  |  			Как 			показали 			исследования 			ученых, человек 			запоминает 			только 10% того, 			что он читает, 			20% того, что слышит, 			30% того, что видит; 			50-70% запоминается 			при участии 			в групповых 			дискуссиях, 			80% - при самостоятельном 			обнаружении 			и формулировании 			проблем. И лишь 			когда обучающийся непосредственно 			участвует в 			реальной 			деятельности, 			в самостоятельной 			постановке 			проблем, выработке 			и принятии 			решения, формулировке 			выводов и 			прогнозов, 			он запоминает 			и усваивает 			материал на 			90%.  			Перечисленные 			АМО действительно 			составляют 			систему, поскольку 			обеспечивают 			активность 			мыслительной 			и практической 			деятельности 			учащихся на 			всех этапах 			образовательного 			мероприятия, 			приводя к 			полноценному 			освоению учебного 			материала, 			эффективному 			и качественному 			овладению 			новыми знаниями 			и умениями. 			Как бы не были 			хороши современные 			методы и технологии 			обучения, в 			некоторых 			случаях невозможно 			не использовать 			самый «древний» 			прием – живое 			слово учителя. 			Разговаривать 			с учениками, 			беседовать 			с ними, чтобы 			заинтересовать 			их, привлечь 			внимание к 			своему предмету 			нужно постоянно 			демонстрировать 			глубокие знания 			в биологии 			самого учителя, 			любовь к своему 			предмету и 			своей работе.  			Нам 			не дано предугать  			Как 			наше слово 			отзовется  			Посеять 			в душах благодать  			Увы, 			не каждый раз 			дается  			Но 			мы обязаны 			мечтать  			О 			дивном времени 			о веке  			Когда 			цветком прекрасным 			стать  			Сумеет 			личность человека  			И 			мы обязаны 			творить  			Презрев 			все тяготы 			мирские  			Чтоб 			истин светлых 			заложить  			Зачатки 			в жизни молодые  			Чтоб 			верный путь 			им указать  			Помочь 			в толпе не 			раствориться  			Нам 			не дано предугадать  			Но 			мы обязаны 			стремиться! 
 | 
|  | 
|  |