12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Городошникова Елена Алексеевна24
Россия, Оренбургская обл., Бузулук


Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб
Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб
Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб
Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб
Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб
Использование системы активных методов обучения
PPT / 18.15 Мб

Использование системы активных методов обучения на уроках биологии

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я представляю обобщение опыта своей работы по теме «Использование системы активных методов обучения на уроках биологии»

ФГОС предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование УУД. Основной результат – развитие личности. Антуан де Сент-Экзюпери считал, что главное воспитание в человеке человеческого.

Для меня стандарты означают переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для моих учеников – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя вообще является «поиск средств и методов развития компетенций, обеспечивающих качественное усвоение программы».

При формировании моего опыта работы над заявленной темой правильнее говорить об этапах развития ключевых компетенций обучающихся на всех ступенях обучения.

Процесс их формирования физиологичен – чем старше (опытнее) человек, тем уровень и качество компетенций выше.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности. Биология – это наука, которая неразрывно связана с экспериментом. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышается уровень знаний, но и развиваются практические умения и навыки, способности каждого к самостоятельному действию. В результате проведения уроков-практикумов происходит формирование всех видов универсальных учебных действий, так как на этих уроках решаются необходимые для этого задачи.

Закладка крепкого образовательного фундамента происходит только с помощью активного обучения, и в связи с этим, новые технологии, новые приемы и методы – один из инструментов современного обучения.

Манера преподнести учебные материал, интонация, артистизм, строгость, требовательность, прежде всего, к себе, влияют на желание моих учеников хорошо учиться, достигать высоких результатов, становиться конкурентоспособной и творческой личностью, гражданина нашей Родины.

Включение активных методов обучения в урок не является нововведением. Впервые классифицировал метод обучения по степени активности учеников Евгений Яковлевич ГОлант, который принимал непосредственное участие в ликвидации безграмотности в СССР. Теперь есть и более современные классификации.

Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом.

Технология проблемного обучения, которую я применила на своем уроке в 5 классе «Биология и здоровье», обеспечивает активные методы при конструировании учебного занятия. Это постановка проблемных вопросов на протяжении всего урока, исследовательская деятельность учеников в ходе объяснения новой темы, выявление проблемы сохранения и укрепления здоровья самими учениками. Из неигровых активных методов – коллективная мыслительная деятельность при определении темы. Из неимитационных методов – выполнение задания с заранее запланированными ошибками, которые ученики с легкостью исправили.

При подборе активных методов обучения, важно помнить, что непродуманное или случайное использование их не даёт продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Такой метод как «Дерево предсказаний», примененный в конкурсном уроке позволил мне эффективно провести выяснение ожиданий и постановку целей обучения. Ребята предположили, что они будут изучать на уроке, какие компоненты помогут им сохранить и укрепить свое здоровье. Обучающимся данный метод позволил более четко определиться со своими образовательными задачами.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! При освоении нового материала мною были применены такие методы как «Мозговой штурм», коллективно-мыслительная деятельность прослеживалась в групповой работе, в заполнении маршрутного листа – медицинской карты. Учитывая индивидуальные возрастные особенности детей, для поддержания высокой познавательной активности использовались игровые приемы: интересные факты о продуктах, ребусы, фотозагадки об известных российских спортсменах.

При подведении итогов использую такой метод как: «Мудрый совет», на своем совете дети сами правила питания и личной гигиены.. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Этап рефлексии и подведения итогов очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Биология это предмет естественнонаучного цикла, который предполагает проведение исследовательских, практических и лабораторных работ, поэтому мой урок я построила таким образом, чтобы дети провели исследование здоровья как образа жизни. На протяжении всего урока ученики в игровой форме (урок-консилиум) исследовали понятие «здоровья» с разных сторон. Поскольку выполнение практических работ начинается в 6 классе, а по другим естественнонаучным предметам в более старших классов, то уроки такого типа являются пропедевтическими для проведения в будущем лабораторных работ по физике, химии, географии и биологии.

Элементы исследовательской деятельности применяются и в более старших классах. Так при изучении в 6 классе низших растений ребята на практике, используя микроскоп, исследуют водоросли, их строение, характерные особенности и отличие от высших растений. В 7 классе на уроке «Кольчатые черви», учащиеся изучают особенности внешнего строения и поведения дождевого червя. Ребята приносят червей и очень активно и эмоционально с помощью ориентиров учителя делают выводы. С восьмиклассниками традиционно проводим практические работы по определению плоскостопия, выявлению сутулости и другие важные проблемы, касаемые нашего здоровья. В разделе экологии при изучении взаимодействия живых организмов, учащиеся пытаются найти безопасный способ устранения дисбактериоза.

Внеурочная работа базовое образование преобразовывает в метапредметные результаты учеников.

В городской научно-практической конференции с успехом прошел проект «Живые и неживые йогурты», где ученик исследовал кисломолочные продукты на наличие живых бактерий

Активным методом обучения является олимпиада, в которой ученики показывают положительные результаты. Результативное участие моих учеников в областной и всероссийской олимпиаде школьников и различных творческих конкурсах и научно-практических конференциях говорит об умении моих учеников критически и творчески мыслить, работать в команде.

Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Перечисленные АМО действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Как бы не были хороши современные методы и технологии обучения, в некоторых случаях невозможно не использовать самый «древний» прием – живое слово учителя. Разговаривать с учениками, беседовать с ними, чтобы заинтересовать их, привлечь внимание к своему предмету нужно постоянно демонстрировать глубокие знания в биологии самого учителя, любовь к своему предмету и своей работе.

Нам не дано предугать

Как наше слово отзовется

Посеять в душах благодать

Увы, не каждый раз дается

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени о веке

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить

Презрев все тяготы мирские

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в жизни молодые

Чтоб верный путь им указать

Помочь в толпе не раствориться

Нам не дано предугадать

Но мы обязаны стремиться!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.