| Добрый день, уважаемые коллеги! |
| Я представляю обобщение опыта своей работы по теме «Использование системы активных методов обучения на уроках биологии» |
| ФГОС предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на формирование УУД. Основной результат – развитие личности. Антуан де Сент-Экзюпери считал, что главное воспитание в человеке человеческого. |
| Для меня стандарты означают переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для моих учеников – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главной проблемой учителя вообще является «поиск средств и методов развития компетенций, обеспечивающих качественное усвоение программы». |
| При формировании моего опыта работы над заявленной темой правильнее говорить об этапах развития ключевых компетенций обучающихся на всех ступенях обучения. Процесс их формирования физиологичен – чем старше (опытнее) человек, тем уровень и качество компетенций выше. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности. Биология – это наука, которая неразрывно связана с экспериментом. На лабораторных занятиях у учащихся не только повышается уровень знаний, но и развиваются практические умения и навыки, способности каждого к самостоятельному действию. В результате проведения уроков-практикумов происходит формирование всех видов универсальных учебных действий, так как на этих уроках решаются необходимые для этого задачи. |
| Закладка крепкого образовательного фундамента происходит только с помощью активного обучения, и в связи с этим, новые технологии, новые приемы и методы – один из инструментов современного обучения. Манера преподнести учебные материал, интонация, артистизм, строгость, требовательность, прежде всего, к себе, влияют на желание моих учеников хорошо учиться, достигать высоких результатов, становиться конкурентоспособной и творческой личностью, гражданина нашей Родины. |
| Включение активных методов обучения в урок не является нововведением. Впервые классифицировал метод обучения по степени активности учеников Евгений Яковлевич ГОлант, который принимал непосредственное участие в ликвидации безграмотности в СССР. Теперь есть и более современные классификации. |
|
| Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом. Технология проблемного обучения, которую я применила на своем уроке в 5 классе «Биология и здоровье», обеспечивает активные методы при конструировании учебного занятия. Это постановка проблемных вопросов на протяжении всего урока, исследовательская деятельность учеников в ходе объяснения новой темы, выявление проблемы сохранения и укрепления здоровья самими учениками. Из неигровых активных методов – коллективная мыслительная деятельность при определении темы. Из неимитационных методов – выполнение задания с заранее запланированными ошибками, которые ученики с легкостью исправили. При подборе активных методов обучения, важно помнить, что непродуманное или случайное использование их не даёт продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников. |
| Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Такой метод как «Дерево предсказаний», примененный в конкурсном уроке позволил мне эффективно провести выяснение ожиданий и постановку целей обучения. Ребята предположили, что они будут изучать на уроке, какие компоненты помогут им сохранить и укрепить свое здоровье. Обучающимся данный метод позволил более четко определиться со своими образовательными задачами. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! При освоении нового материала мною были применены такие методы как «Мозговой штурм», коллективно-мыслительная деятельность прослеживалась в групповой работе, в заполнении маршрутного листа – медицинской карты. Учитывая индивидуальные возрастные особенности детей, для поддержания высокой познавательной активности использовались игровые приемы: интересные факты о продуктах, ребусы, фотозагадки об известных российских спортсменах. При подведении итогов использую такой метод как: «Мудрый совет», на своем совете дети сами правила питания и личной гигиены.. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Этап рефлексии и подведения итогов очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. |
|
| Биология это предмет естественнонаучного цикла, который предполагает проведение исследовательских, практических и лабораторных работ, поэтому мой урок я построила таким образом, чтобы дети провели исследование здоровья как образа жизни. На протяжении всего урока ученики в игровой форме (урок-консилиум) исследовали понятие «здоровья» с разных сторон. Поскольку выполнение практических работ начинается в 6 классе, а по другим естественнонаучным предметам в более старших классов, то уроки такого типа являются пропедевтическими для проведения в будущем лабораторных работ по физике, химии, географии и биологии. |
| Элементы исследовательской деятельности применяются и в более старших классах. Так при изучении в 6 классе низших растений ребята на практике, используя микроскоп, исследуют водоросли, их строение, характерные особенности и отличие от высших растений. В 7 классе на уроке «Кольчатые черви», учащиеся изучают особенности внешнего строения и поведения дождевого червя. Ребята приносят червей и очень активно и эмоционально с помощью ориентиров учителя делают выводы. С восьмиклассниками традиционно проводим практические работы по определению плоскостопия, выявлению сутулости и другие важные проблемы, касаемые нашего здоровья. В разделе экологии при изучении взаимодействия живых организмов, учащиеся пытаются найти безопасный способ устранения дисбактериоза. |
| Внеурочная работа базовое образование преобразовывает в метапредметные результаты учеников. В городской научно-практической конференции с успехом прошел проект «Живые и неживые йогурты», где ученик исследовал кисломолочные продукты на наличие живых бактерий |
| Активным методом обучения является олимпиада, в которой ученики показывают положительные результаты. Результативное участие моих учеников в областной и всероссийской олимпиаде школьников и различных творческих конкурсах и научно-практических конференциях говорит об умении моих учеников критически и творчески мыслить, работать в команде. |
| Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Перечисленные АМО действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Как бы не были хороши современные методы и технологии обучения, в некоторых случаях невозможно не использовать самый «древний» прием – живое слово учителя. Разговаривать с учениками, беседовать с ними, чтобы заинтересовать их, привлечь внимание к своему предмету нужно постоянно демонстрировать глубокие знания в биологии самого учителя, любовь к своему предмету и своей работе. Нам не дано предугать Как наше слово отзовется Посеять в душах благодать Увы, не каждый раз дается Но мы обязаны мечтать О дивном времени о веке Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека И мы обязаны творить Презрев все тяготы мирские Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые Чтоб верный путь им указать Помочь в толпе не раствориться Нам не дано предугадать Но мы обязаны стремиться!
|
|
|