Применение технологий «Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики»

1
0
Материал опубликован 22 October 2019

Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики (из опыта работы Румянцевой Е.В. )

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которыепришлив голову другим».        
(Б. Паскаль)

 

Успешный человек сегодня — это человек нравственный, образованный, предприимчивый, который способен самостоятельно принимать решения, готовый к сотрудничеству и деловому общению.

Сегодня перед начальной школой стоит цель сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие. Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.

Системно деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иными словами, творческое усвоение знаний.

Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности. На первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, его умение принимать решения и доводить их до исполнения. В то же время условием успешной учёбы является наличие у школьника высокой учебной мотивации и познавательного интереса

В своей статье я хочу затронуть тему реализации системно деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе.

Реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, повысить мотивацию и интерес к предмету помогает использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы. Так на уроках открытия новых знаний очень эффективным является использование приёмов проблемного обучения. На этапе знакомства с новым материалом создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата. Выбор разрешения проблемы совместный с учащимися. Используется вариативность разрешения проблемы и индивидуальный выбор

Рассмотрим конкретные примеры. При изучении во 2 классе темы «Порядок выполнения действий. Скобки» ученикам предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения: 14–5 + 8 = 17 14–5 + 8 = 1 Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что результат выражений зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что сегодня на уроке им предстоит исследовать проблему порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, ведь именно от этого зависит правильность вычислений. Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором выражении не хватает скобок. Школьники выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2) если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках.

Проблемную ситуацию при знакомстве в 3 классе с темой «Деление с остатком» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание: 24: 8 = 36: 9 = 18: 3 = 28: 4 = 9: 2 = В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится. Тогда можно предложить работу в паре и попробовать поделить между собой 9 конфет. Оказалось, что каждому досталось по 4 конфеты и ещё одна. Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

Одним из эффективных методов, реализующих системно деятельностный подход, является метод исследовательских задач и проектов. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают результаты и представляют презентации проектов. В процессе данной деятельности активизируется интерес учащихся к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, развивается научное мышление, коммуникативные качества личности, творческих подход к собственной деятельности Младшие школьники с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия, а, следовательно, имеют все предпосылки для развития творческой личности.

В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока. Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов. Так, например, в первом классе после знакомства с числами первого десятка и числом 0, можно предложить детям поучаствовать в поиске материалов по темам: «Удивительные числа», « Интересное число 3», «Жизнь нуля — цифры и числа», «Великолепные цифры», «Моё любимое число — пятёрка!».

В процессе работы над первыми проектами или исследовательскими задачами дети узнают, что сбор информации может осуществляться из различных источников: из бумажных, электронных носителей, а также, сведения можно получить от других людей при непосредственном общении. Ребёнок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем работа самостоятельно или с помощью взрослых оформляется в виде коллажа, книжки-малышки и т. д., а на самом уроке ребёнок представляет и защищает проект. При знакомстве с текстовыми задачами можно предложить школьникам индивидуально-групповую работу на самом уроке — составить текстовые задачи по картинке к сказкам «Колобок», «Репка». Дети записывают свои тексты на листочках и прикрепляют их на ватман с иллюстрацией. Таким образом, метод проектов и исследовательских задач органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке и способствует самосовершенствованию школьников.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы на уроках. Она решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации учащихся. Самый простой вид групповой работы — работа в парах. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга — взаимообучение, могут контролировать — взаимоконтроль. При закреплении новой темы, например, можно предложить учащимся придумать задания по закрепляемой теме. Организовать такую работу можно как на самом уроке, так и предварительно. Дома учащиеся заготавливают карточки для соседа, придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке дети обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.

Ещё один из вариантов групповой работы — работа в микрогруппе, в команде. Например, в начале урока с целью повторения ранее изученного можно организовать математическую эстафету. Класс делится на команды (по рядам и вариантам), игроки поочерёдно выполняют задания. Задания с решением каждый игрок передаёт следующему ученику, который должен не только выполнить своё, но и проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Побеждает та команда, которая первая справится с заданиями, решив их правильно.

Работа в парах, в группах позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход, а значит способствовать успешному обучению и социализации младших школьников.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации