12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Файзуллина Л.В.743
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



Реализация системно-деятельностного подхода

на уроках Искусства



Файзуллина Л.В., учитель изобразительного искусства,

МАОУ «Гимназия № 56», г. Ижевск

































t1612707654aa.gif



Содержание


1

Аннотация

3

2

Введение

3

3

Основная часть

3

4

Технологические карты уроков

12

5

Заключение

22

6

Список литературы

22

7

Приложения

23












































Аннотация


В методической разработке излагается методика применения системно-деятельностного подхода на современных уроках Искусства. Представлены технологические карты уроков Искусства. Методическая разработка будет полезна учителям изобразительного искусства и мировой художественной культуры.


Введение


Мы живем в эпоху перемен, в быстроменяющихся социально-экономических обстоятельствах. Новые условия предъявляют новые требования к системе образования и к организации учебной деятельности.

Современное образование должно готовить людей к «эффективной деятельности в прогнозируемых и выстраиваемых государством условиях» [3, стр. 21]. Если раньше образовательным результатом школы индустриального общества были предметные знания, то в постиндустриальном обществе (когда знания стали более доступными) главным становится формирование новых образовательных результатов - системы предметных, метапредметных и личностных компетенций. Они смогут сформироваться только в деятельности. Поэтому современные ФГОС основываются на деятельностном подходе. У каждого учителя есть свой набор педагогических технологий, которые он применяет в своей практике.

На уроке нужно удивлять ученика, мотивировать на деятельность, поиски нового и неизведанного для него. Педагогика удивления, разработанная теоретиком педагогики Симоном Львовичем Соловейчиком, предполагает следующую последовательность действий: удивление-любопытство-интерес-познание. Эту последовательность лучше всего реализовывать в предметной игре.

Педагог, организуя предметную игру, погружает их в мир культуры разных эпох, знакомит с видами искусства, изучает разнообразные технологии изображения, учит креативно подходить к выполнению любого задания. Включая обучающихся с разными возможностями и с различной мотивацией в игру, педагог развивает их коммуникативные, личностные, регулятивные и предметные компетенции.

Чтобы организовать предметную игру, учитель применяет разнообразные педагогические технологии

Основная часть

Образовательные технологии


Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер [6].

К числу современных образовательных технологий можно отнести следующие технологии, обеспечивающие деятельностный подход в обучении:

информационно – коммуникационная технология;

технология развития критического мышления;

технология развивающего обучения;

технология проектной деятельности;

технология проблемного обучения;

игровые технологии;

кейс – технология;

технология интегрированного обучения;

педагогика сотрудничества;

групповые технологии.

Технологии применяются учителем в зависимости от поставленных целей учебного занятия. Для подведения итогов по завершению изучения темы на уроках Искусства, для оценивания предметных и метапредметных компетенций, сформированных у обучающихся, лучше применять игровые технологии.


Игровые технологии


Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки для усвоения нового материала или воспроизведения знаний.

Разработчиком методики игры в отечественной педагогике является К.Д. Ушинский [2, стр. 9]. Затем Л.С. Выготский обосновал право ребёнка на игру. Он связывал игру и воображение ребенка. Д. Н. Узнадзе рассматривал игру как художественное творчество ребенка [2, стр. 13]. Он утверждал, что художественное творчество и игра имеют одинаковые иллюзии, импровизацию, фантазию и главное сходство - наличие удовольствия.

Обращая внимание на игровое начало в творчестве детей, Л.С. Выготский «обнаруживает два момента, сближающих игру и искусство» [2, стр. 13]. Во-первых, получение удовольствия от того и другого. Во-вторых, и в игре, и в искусстве используется воображение. Поэтому применение игровых технологий на уроках Искусства необходимо для формирования творчества и креативности обучающихся.

Применение игровых технологий позволяет решить следующие задачи:

осуществить контроль знаний и проверку сформированных метапредметных компетенций;

осуществить дифференцированный индивидуальный подход к обучающимся;

сформировать умения распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять полученные знания на практике;

усилить мотивацию к изучению предмета.

Предметная игра может быть итогом изучения какой-либо темы, например, игра «В гостях у богини Нут», на которой проверяются усвоенные навыки и сформированные компетенции при изучении темы «Культура Древнего Египта».

Предметная игра может быть частью изучения новой темы, например, урок «Символика голландского натюрморта» или внеурочное занятие школы Искусствоведения «Пляшущие человечки», на которых идет знакомство с новой терминологией. По сути игра может стать образовательным событием для класса, параллели, школы.

Классификация игра разнообразна. Можно выделить две группы игр, используемые на уроках Искусства.

Классификация педагогических игр на уроках Искусства


По игровой технологии:


сюжетные

ролевые

деловые


По (характеристике) характеру педагогического процесса:


обучающие

обобщающие

творческие




Примеры

t1612707654ab.png

Ролевая обобщающая игра:

образовательное событие

«Рыцарский турнир»


Образовательное событие «Рыцарский турнир» проводится для всей параллели шестых классов после изучения темы «Культура Средних веков». На уроках МХК обучающиеся изучали культуру Средних веков, на уроках ИЗО обучающиеся рисовали герб, средневековые замки, витражи, на уроках технологии создавали костюмы для своей команды. В команду от каждого класса входили герольды, трубадуры, рыцари, прекрасные дамы, архитекторы. Конкурсы предусмотрены не только для членов команды, но и для болельщиков-зрителей.

t1612707654ac.png

Сюжетная обобщающая игра: образовательное событие «В гостях у богини Нут»

Образовательное событие «В гостях у богини Нут» проводится в каждом пятом классе после изучения темы «Культура Древнего Египта». На уроках МХК обучающиеся изучали культуру Древнего Египта, на уроках ИЗО обучающиеся готовили костюмы для своей команды: воротник, головной убор, украшения. На итоговом уроке обучающиеся выполняли задания богини Нут (одна из учениц класса), соответствующие сюжету игры. Игра организуется в декабре, перед новогодними каникулами. Поэтому игра с переодеванием вызывает интерес у детей. Можно договориться с классным руководителем о вручении новогодних подарков после урока.

t1612707654ad.png

Сюжетная обобщающая игра: образовательное событие «Легенда о Великой засухе»

Образовательное событие «Легенда о Великой засухе» проводится в каждом пятом классе после изучения темы «Культура Первобытного мира». На уроках МХК обучающиеся изучали культуру Первобытного мира, на уроках ИЗО обучающиеся готовили костюмы для своей команды (головной убор, украшения), тотем племени. На итоговом уроке обучающиеся выполняли задания, соответствующие сюжету игры, интегрируя драматизацию и импровизацию.

t1612707654ae.pngt1612707654af.jpg

Сюжетная обобщающая игра: образовательное событие «Мифы Древней Греции»


Образовательное событие «Мифы Древней Греции» проводится в каждом пятом классе после изучения темы «Культура Древней Греции». На уроках МХК обучающиеся изучали культуру Древней Греции, на уроках ИЗО обучающиеся панно «Храм богини (бога) Древней Греции, вазу, посвященную богу. На итоговом уроке обучающиеся выполняли задания, защищали свое панно и вазу, принимали участие в викторине по мифам Древней Греции, инсценировали их.

Подготовка к проведению предметных игр состоит из нескольких этапов.

Подготовительный. Включает разработку сценария, подготовку предметов к игре, распределение ролей.

Что значит подготовка предметов? Например, подготовка к уроку «Легенда о Великой засухе» включает изучение первобытной живописи и изображение первобытных охотников и животных. Подготовку тотема племени и костюмов. Этот этап играет большую роль. Во-первых, создается определенный эмоциональный фон. Во-вторых, создается определенная легенда, которую затем на игре нужно защитить.

t1612707654ag.gift1612707654ah.jpg

Для игры «Мифы Древней Греции» обучающиеся готовят панно, кубок, театрализацию мифа о боге.

t1612707654ai.jpg

Ввод в игру. Объявляются условия игры, главная цель игры. Выдаются инструкции, правила участия.

Например, для подготовки игры «В гостях у богини Нут». В классе выбирается богиня Нут, которая будет вести игру, с ней учитель ведет дальнейшую подготовку к уроку.

t1612707654aj.jpg

Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

Например, в игре «Рыцарский турнир» даже классный руководитель выступал только в роли зрителя. В конце мероприятия победившая команда сфотографировалась со своим классным руководителем.

t1612707654ak.jpg

Анализ и оценки результатов игры. Подводятся итоги игры. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, проходит рефлексия мероприятия в любой форме.

Предметная игра – это образовательное событие, которое проводится в 5-7 классах. Рефлексия для учащихся 5-7 классов и самооценка деятельности в группе проводится устно.

В Деловых играх 8-9 классов, а, это чаще всего проектная деятельность, создание и защита учебного предметного мини-проекта, самооценка и рефлексия деятельности в группе проводится письменно.

Для проведения самооценки работы в группе составляется карта. Карта самооценки деятельности группы «Детская площадка «Путешествие во времени» представлена в Приложении 2. Такие карты заполняют все группы класса. Она дает возможность проанализировать свою деятельность и получившийся продукт – проект.

На уроках Искусства во время проведения Предметных и Деловых игр происходит интеграция и взаимодействие разных педагогических технологий.

Рассмотрим педагогические технологии, которые применяются мною на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры в игровой деятельности.


Информационно – коммуникационная технологии


Информационные технологий в образовании - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Применение ИКТ способствует формированию устойчивой мотивации обучающихся, помогает учителю в доступной и увлекательной форме дать новый материал и провести оценку и рефлексию деятельности обучающихся на уроке. Каждый педагог может создавать собственные информационные продукты презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего характера, используя разнообразные сервисы.

В современном мире каждый, даже далекий от образования человек, знает о дистанционном обучении. Дистанционные технологии позволяют организовать обучение на расстоянии, а, также проектировать занятия смешанного обучения.


t1612707654al.jpg

Пример

Деловая игра с применением ИК технологии Урок Изобразительного искусства

в 8 классе «Плакаты в годы Великой Отечественной войны»

Класс делится на 6-7 групп дизайнеров. Они создают военные плакаты. Перед этим изучают особенности плакатного искусства в разные периоды войны. Работа с обучающимися может организовываться на уроке офлайн и вне занятия - онлайн.



Технология развития критического мышления (РКМЧП)


РКМПЧ расшифровывается как развитие критического мышления через чтение и письмо. «Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть» [1, стр. 5].

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: 

этап вызова;

этап осмысления;

этап рефлексии.

Каждый этап имеет свой функционал.

Этап вызова

мотивационная функция (развитие интереса к теме);

информационная функция (актуализация знаний по теме);

коммуникационная функция (бесконфликтный обмен мнениями).       

 Этап осмысление

информационная функция (получение новой информации по теме)

систематизационная функция (принятие полученной информации)         

 Этап рефлексии

коммуникационная функция (обмен мнениями о новой информации)

мотивационная функция (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

оценочная функция (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса)

 На этапе вызова актуализируются знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес обучающегося, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

 На стадии осмысления обучающийся осмысляет новую информацию. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся формулировать собственное мнение, выражать свои мысли.

Самые распространенные методические приемы развития критического мышления, которые можно применить на уроках Искусства: приём «Кластер», мозговой штурм, приём «Инсерт», приём «Корзина идей», приём «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, приём «Знаю /Хочу узнать/Узнал», приём «Да – нет». 


Технология проектной деятельности

     Технология проектной деятельности (метод проектов) возник еще в начале нынешнего столетия в США. Этот метод позволял увлечь обучающегося идеей применения приобретенных знаний.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Цель технологии проектной деятельности – стимулирование интереса обучающихся к решению проблем, формирование умения применять на практике полученные знания. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. По продолжительности проекты могут быть короткими – мини-проекты (рассчитанные на 1-2 урока), средней продолжительности (несколько месяцев) и долгосрочными (в течение года, переходящими во внеурочную деятельность). По содержанию проекты могут быть монопредметными, межпредметными и надпредметными.

Этапы работы над проектом

 Этапы

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога 

Организационно-подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка плана работы

Помощь в выборе темы проекта, выработка критериев оценки деятельности каждого участника

Поисковый

Сбор, анализ собранной информации, обсуждение собранного материала в микрогруппах, оформление «Карт проекта»

Наблюдение за работой в группе, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по выполнению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Защита проекта на уроке. Подведение итогов работы группы.  

Контроль над работой в группах

Рефлексия 

Оценка своей деятельности. Рефлексия деятельности

Оценивание каждого участника проекта.

 


Трудность внедрения проектной деятельности в практику учителя состоит в том, что очень сложно контролировать деятельность обучающихся во время урока, оценивать их работу. Как решить эту проблему? Помогут «Карты проекта». В них пишется план создания проекта, краткое описание проекта и эскиз проекта. В пособии представлена рабочая карта урока изобразительного искусства в 8 классе «Что такое красота?» группы «Древний Египет» (Приложение 1). Карта содержит информацию о составе группы, о плане работы над проектом, эскиз фигурки в костюме. Такая карта помогает не только учащимся организовать свою деятельность над проектом, но и учителю оценить работу каждого учащегося.


t1612707654am.jpgt1612707654an.jpg

Пример

Деловая игра с применением элементов технологии РКМПЧ и проектной деятельности

Урок Изобразительного искусства

в 8 классе «Что такое красота?»

Класс делится на 6-7 групп дизайнеров. Они создают проект «Костюм эпохи». Перед этим изучают произведение А. И. Куприна «Синяя звезда», применяются такие приемы как «Толстые и тонкие вопросы», прием «Знаю/Хочу знать/Узнал». Обучающиеся узнают особенности идеала красоты разных эпох. Благодаря приему «Корзина идей» в каждой группе выбирается самый лучший эскиз и выполняется практическая работа – модель костюма эпохи. Затем каждая команда сочиняет синквейн об идеале красоты выбранной эпохи, защищает проект.


Кейс – технология


Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

      Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс–технологий на уроке у обучающихся формируются:

навыки анализа и критического мышления;

навыки оценки;

Обучающиеся получают возможность научиться:

анализировать информацию,

выявлять ключевые проблемы,

выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Обучающиеся формируют коммуникативные навыки, учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы, изменяют мотивацию к обучению.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.


t1612707654ao.jpg

Пример

Урок МХК в 8 классе

«Символика голландского натюрморта»

Деловая игра с применением

кейс-технологии

Класс делится на 6-7 групп искусствоведов. Группа изучает кейс, знакомится с символикой голландского натюрморта, анализирует предложенные репродукции, создает аппликацию голландского натюрморта, выбрав тип натюрморта. Кейс может распечатываться или выдаваться в электронном формате.

t1612707654ap.pngt1612707654aq.jpg

Пример

Урок МХК в 8 классе «Музыка барокко»

Деловая игра с применением кейс-технологии и проектной деятельности

Класс делится на 6-7 групп искусствоведов. Группа изучает кейс, знакомится с особенностями музыки 17 века, изучает историю инструмента 17 века, создает плакат о музыкальном инструменте. Готовый плакат передается группам для ознакомления с информацией плаката. Информация о музыкальных инструментах, музыкантах, их произведениях записывается в тетрадь. В конце урока опрос в виде теста показывает уровень усвоения информации. Рефлексия проходит по форме «3-2-1».

Типология уроков деятельностного подхода


Советский и украинский психолог Александр Константинович Дусавицкий (1928 – 2012 гг) предлагает следующую типологию уроков в дидактической системе деятельностного метода:

Урок постановки учебной задачи.

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Урок контроля и оценки.

Людмила Георгиевна Петерсон, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000», профессор кафедры начального и дошкольного образования предлагает следующую типологию:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля

Уроки Искусства в виде Предметных и Деловых игр соответствуют типу «Урок развивающего контроля».

Деятельностная цель типа «Урок развивающего контроля»: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель типа «Урок развивающего контроля»: контроль и самоконтроль изученных терминов, изобразительных технологий и т.д.

Технология деятельностного подхода включает в себя систему определённых шагов. Рассмотрим последовательность данных шагов на примере структуры урока Предметной игры (урока развивающего контроля).


Этапы Предметной игры в рамках деятельностного подхода:


организационный этап;

мотивационно-целевой этап;

практический этап;

этап рефлексии.


Этапы Деловой игры (проектной деятельности)

в рамках деятельностного подхода:


организационный этап;

мотивационно-целевой этап;

практический этап;

оценочный этап;

контрольный этап;

аналитический этап.


Пример технологических карт уроков


Урок МХК в 8 классе «Музыка барокко»

Деловая игра с применением кейс-технологии и проектной деятельности

Данный урок является вторым уроком в теме «Музыка барокко». В программе на изучение музыки барокко отводится только 2 часа. На первом уроке учащиеся знакомятся с творчеством музыкантов эпохи барокко: И.С. Бахом и А. Вивальди. Узнают о первых операх и творчестве К. Монтеверди. Учащиеся слушают, сравнивают музыкальные произведения, узнают особенности музыкальных произведений 17 века. На втором уроке организуется учебная деятельность так, чтобы учащиеся смогли не только послушать, но и проанализировать информацию об истории музыкальных инструментов, о звучании музыкальных инструментов, узнать интересные моменты, связанные с этими инструментами. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учеников и преподавателя. Учитель выступает в роли диспетчера процесса сотворчества.

Это возможно только при выборе технологии групповой деятельности и кейс-метода.

Учащиеся получают кейс, в котором содержится необходимая информация. В течение определенного времени на уроке группы создают плакат об инструменте (у каждой группы инструмент определен учителем). На этом плакате содержится текстовая информация, выбрана учениками, изобразительный ряд, выбранный или нарисованный учащимися. По знаку учителя, готовые плакаты передаются от стола к столу, для того чтобы другие группы записали в тетради информацию об остальных инструментах. Благодаря такой организации урока, огромный объем информации будет усвоен учащимися, все на уроке будут задействованы в сборе информации, в создании продукта и оценке этого продукта.

Содержание кейса:

Текст об инструментах (в каждой группе информация о своем инструменте, чтобы не перегружать информационное поле обучающихся)

Классификация музыкальных произведений (у всех групп одинаковый текст № 1)

Интересные факты об инструментах

Изображения инструментов (у всех групп одинаковый текст)

Инструменты в живописи (у всех групп одинаковый текст)

Критерии оценки творческого плаката (у всех групп одинаковый текст)

Групповая деятельность учащихся организована на основе Сингапурских технологий «Навыки и компетенции 21 века». Поэтому в каждой группе находится таблица в центре стола - «Мэнэдж Мет», инструмент для управления классом. Таблица позволяет удобно распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу, партнер А, Б) для организации деятельности в команде. Все задания выполняются строго по времени, поэтому в презентации урока есть гиперссылки на таймер.

В классе на стене весит лист «Парковка», куда ученики могут прикрепить написанные на стикерах вопросы педагогу по уроку.

На уроке применены обучающие структуры:

СИНГЛ РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз;

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН – «встать»-«сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (об усвоении материала);

3-2-1 – обучающая структура для проведения рефлексии урока.

Каждый плакат оценивается группами по предложенным критериям.

Цели урока

цели урока как формирование элементов блока  личностных  УДД   

-формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

цели урока как формирование элементов блока регулятивных УУД:

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

-умение корректировать свои действия в случае несоответствия с эталоном продукта;

цели урока как формирование элементов блока УУД познавательной направленности

общеучебные

-умение выбрать нужную информацию;

-умение оценивать свою работу и работы других групп;

-развитие эстетического вкуса, художественного мышления;

-знакомство с музыкой барокко, с музыкальными инструментами 17 века

логические

-выбор оснований, критериев для отбора информации, создание логически построенного плаката об инструментах;

цели урока как формирование элементов блока коммуникативных УУД

-умение организовывать сотрудничество с учащимися и педагогом.

 Задачи урока:

создание плаката о музыкальных инструментах 17 века;

анализ представленной информации и отбор информации для создания плаката об одном из инструментов 17 века;

формирование интереса к музыкальной культуре 17 века;

развитие умения учащихся работать в группе;

развитие художественного вкуса, аналитических способностей и эстетической мотивации при создании плаката;

закрепление знаний учащихся о музыке 17 века;

Планируемые результаты:

Личностные результаты

-знание о культурном наследии человечества,

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие мира,

-формирование коммуникативной компетентности,

Метапредметные результаты

регулятивные

-умение определять цели и задачи в познавательной деятельности;

-умение планировать пути достижения цели,выполнять задание согласно условиям;

-владение основами контроля и самоконтроля познавательной деятельности;

коммуникативные

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

предметные результаты:

-развитие эстетического видения мира;

-развитие ориентации в нравственном пространстве культуры;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

Приобретаемые навыки детей:

Аналитические навыки

-формируются навыки классификации информации, умения выбирать нужную информацию

Творческие навыки

-применение знаний о композиции плаката на практике;

Коммуникативные навыки

-умение отстаивать свое мнение в группе;

Социальные навыки

-умение оценивать свою деятельность в группе, деятельность группы и деятельность других групп;

Оборудование:

для учителя – компьютер, плазменная панель, мультимедийная презентация, репродукции картин голландских художников 17 века, на которых изображены музыкальные инструменты, правила составления синквейна на распечатанных листочках;

для учащихся – кейсы для работы в группе, фломастеры, формат А3 для каждой группы, цветные стикеры или разноцветные листочки бумаги.

Технологическая карта урока

Организационный этап -1 мин


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Рассадить учащихся по группам

беседа

фронтальная

Отмечает отсутствующих, проверяет готовность групп к работе

Проверяют готовность к уроку, наличие необходимых материалов в группе

Регулятивные УУД:

определять и осознавать цели учебной деятельности.


Мотивационно-целевой этап - 5 минут


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного

взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организовать повторение информации прошлого урока








вызвать интерес к теме урока;


СИНГЛ РАУНД РОБИН – обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз

Групповая











Фронтальная










Вопросы на повторение











Беседа

Воспроизводят в устной форме известные сведения.


Обдумывают информацию



Выдвигают предположения, ставят проблему, намечают цель урока




Предметные УУД:

воспроизводить знания в устной речи

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Личностные УУД:

формирование эмоционально-ценностного восприятия музыки как явления культуры.

Регулятивные УУД:

определять и осознавать цели учебной деятельности.

Выполнение практического задания – создание плаката об инструментах















Практическая деятельность в группе

Работа в группах

Следит за работой в группах

Выполняют практическое задание

ПредметныеУУД

научаться высказывать свое мнение о музыкальных инструментах17 века

ЛогическиеУУД

научаться осуществлять анализ и отбор информации

РегулятивныеУУД

научатся составлять план действий,

научаться вносить необходимые коррективы в свою деятельность, в деятельность группы;

КоммуникативныеУУД

научаться согласовывать свои действия с партнером;


Технологический этап -14 минут


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Выполнение практического задания – создание плаката об инструментах















Практическая деятельность в группе

Работа в группах

Следит за работой в группах

Выполняют практическое задание

ПредметныеУУД

научаться высказывать свое мнение о музыкальных инструментах17 века

ЛогическиеУУД

научаться осуществлять анализ и отбор информации

РегулятивныеУУД

научатся составлять план действий,

научаться вносить необходимые коррективы в свою деятельность, в деятельность группы;

КоммуникативныеУУД

научаться согласовывать свои действия с партнером;


Оценочный этап - 7 минут


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Повторение материала, оценивание плакатов

Практическая деятельность в группе

Работа в группах

Помогает учащимся, следит за работой групп

Записывают новый материал в тетради, оценивают плакаты

КоммуникативныеУУД

научаться обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера;

согласовывать свои действия с партнером;

ПредметныеУУД

изучат информацию о других инструментах 17 века

РегулятивныеУУД

научатся основам контроля и самоконтроля познавательной деятельности




Контрольный этап – 8 минут


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Повторение материала

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН – «встать»-«сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (об усвоении материала)


Работа в группах

Учитель включает с помощью гиперссылок музыкальные фрагменты для обучающей структуры

Внимательно слушают музыкальные отрывки, советуются в группе. Если в музыкальном отрывке звучит инструмент, о котором они собрали информацию, вся группа встает

КоммуникативныеУУД

научаться обмениваться мнениями в паре,

согласовывать свои действия с партнером;

ПредметныеУУД

повторят информацию обинструментах 17 века, соотнесут словесную информацию со звучанием

Аналитический этап 5 минут


Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Выполнить рефлексию урока

3-2-1 – обучающая структура для проведения рефлексии урока

Фронтально-индивидуальный

Наблюдает

Отвечают на вопросы структуры

Регулятивные УУД

Научатся проводить рефлексию и на основе этого составлять план следующих действий.



Сюжетная Предметная игра

«Артдетектив «Пляшущие человечки»»

Итоговое занятие Школы Искусствоведения

Тип занятия: занятие методологической направленности

Вид занятия: занятие - игра


Цель занятия: развитие навыков самоорганизации учебной деятельности учащихся в процессе искусствоведческой игры

Планируемые результаты обучения

Личностные:

формирование ответственного отношения к обучению;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогом;

формирование умения провести самооценку своей деятельности.

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения;

умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности в процессе достижения результата;

умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

развитие художественного вкуса и творческого воображения;

приобретение опыта в обсуждении картин художников разного периода;

освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия произведений искусства;

применение в своей речи искусствоведческих терминов.

Оборудование:

для учителя: компьютер, плазменная панель, мультимедийная презентация;

для обучающихся: стикеры для целеполагания, репродукции, карточки- задания, рабочее поле, где выкладывается информация, «Рефлексивная мишень».


Технологическая карта занятия

«Артдетектив «Пляшущие человечки»»

Организационный этап – 2 минуты


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые результаты обучения

Организует учащихся к деятельности на уроке

Внимательно слушают учителя, готовятся к выполнению задания.


Распределяются в группы.

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.



Мотивационно-целевой этап - 6 минут


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые результаты обучения

Мотивирует обучающихся н самостоятельное формулирование цели своей деятельности на занятии.

Знакомит с планом

игры.

Формулируют цель своей деятельности на занятии.

Сформулировать цель своей деятельности на занятии.

Решить ребус.

Личностные:

формирование ответственного отношения к обучению


Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения;


умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные:

применение в своей речи искусствоведческих терминов.


Практический этап – 29 минут


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые результаты обучения

Организует работу в группах, помогает обучающимся

Работают в группе

Задание 1 «Факт о картине»

Задание 2 «Слова Свидетеля»

Задание 3 «Улики»

Задание 4 «Признание автора»

Задание 5 «Название и автор»

Задание 6 «Криптограмма»

Личностные:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогом;


Метапредметные:

умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;


умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач.


Предметные:

приобретение опыта в обсуждении картин художников разного периода;


развитие художественного вкуса и творческого воображения;

приобретение опыта в обсуждении картин художников разного периода;


освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;


применение в своей речи искусствоведческих терминов;


развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия произведений искусства.


Этап Рефлексия урока – 3 минуты


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые результаты обучения

Организует рефлексию деятельности обучающимися

Анализирует свою деятельность на уроке

Проводит самооценку деятельности на занятии («Рефлексивная мишень»).



Личностные

формирование умения провести самооценку своей деятельности. Метапредметные

умение осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности в процессе достижения результата.


Заключение


Деловые и Предметные игры на уроках Искусства помогают реализации системно-деятельностного подхода.

Включаясь в игровую деятельность, школьникам приходится:

выполнять различные роли;

устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты;

решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.

В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.

Школьникам в игре приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:

готовность к сотрудничеству;

толерантность;

терпимость к чужому мнению;

умение вести диалог;

умение находить компромиссное решение.

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются приемам и правилам общения, проводят рефлексию деятельности после игры.


Список литературы


Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ - 2-е издание, доработанное_ М.: Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).

Климова Л.Ю. Игра как технология художественной дидактики: научная монография. Ижевск ГОУВПО УдГУ, 2008, 120с.

Коган Е.Я. Парадигма актуального образования// Вопросы образования. - № 2. - 2007. - 20-42 с.

Максимова Н.В. Квест, или как использовать приключенческие игры в решении образовательных задач/Учебно-методическое пособие/Электронное издание. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2018.

Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

Серебреникова, В. В. Технология деятельностного подхода на уроках информатики при изучении темы «Программирование решений» / В. В. Серебреникова, А. К. Тасен. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57320 /

Солодова Е.А. Новая модель в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие/ Предисловие Г.Г. Малинецкого. – М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 344 с. (Синергетика: от прошлого к будущему. № 56, Будущая Россия.)

Типы уроков системно-деятельностного подхода - https://multiurok.ru/files/tipy-urokov-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda.html

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебное пособие / Авт. сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В.. : под ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с. : ил.


Приложения


Приложение 1 «Рабочая карта урока Деловая игра с применением элементов технологии РКМПЧ и проектной деятельности урок Изобразительного искусства в 8 классе «Что такое красота?»


t1612707654ar.jpg


































Приложение 2




t1612707654as.jpg

t1612707654at.jpg


25


Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.