Урок физики в контексте системно-деятельностного подхода
Красовская Елена Ивановна
учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №5
г. Бердск
Урок физики в контексте системно-деятельностного подхода
Одной из важнейших методических проблем является проблема построения урока в соответствии с системно-деятельностным подходом, как методологической основой ФГОС.
Я представляю урок физики «Давление твердых тел». Любой урок начинается с мотивационного этапа. Мотивацию можно задать, используя проблемные вопросы, опыты, ролики. Например «...Соскучилась я по тебе, уточка. Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива… Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце»
При обсуждении проблемной ситуации учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, задачи и составляют план своей деятельности, которые фиксируются на доске. На этапе формирования новых знаний работаем с текстом учебника, интерактивным заданием, учащиеся добывают самостоятельно информацию, анализируют формулы, записывают, работают в соответствии с планом. Демонстрации: Разрезание 2-х кусков пластилина проволоками одинаковой толщины, закрепленными в лапках штатива. На один кусок подвесили 2 груза по 100 г., а на другой кусок – один груз массой 100г.
Разрезание 2-х кусков пластилина проволоками, разной толщины. Позволяют учащимся самостоятельно установить зависимости давления от силы и площади опоры.
Огромное значение имеет работа в парах и группах, она дает возможность учащимся приобрести навыки исследовательской деятельности.
Например, решая исследовательскую задачу « Зависимость давления твердого тела от силы давления при неизменной площади опоры». Группа учащиеся измерили массу ученика с гантелями 7 и 14 кг на электронных весах, определили площадь опоры. Проводили сравнительный анализ полученных значений для давления. Сделали соответствующие выводы, а учитель выполнял роль консультанта. Для снятия напряжения используется валеопауза – желательно, чтобы они были связанны с темой урока.
Дети должны уметь адекватно оценивать свою деятельность. На данном уроке применялось оценивание в группе, самопроверка, взаимопроверка. Обязательный элемент урока - рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей деятельности, какой вклад они внесли для достижения цели и решения поставленных задач в начале урока. Если цель урока достигнута, тогда учащийся знает, как эта тема пригодится ему в будущем.
Системно - деятельностный подход в обучении ориентирован на развитие творческих способностей учащихся и интереса к предмету.