Реализация системно - деятельностного подхода на уроках математики

3
0
Материал опубликован 15 February 2021



МАОУ « Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»



Выступление на Верхнекамском методическом семинаре - практикуме




Доклад на тему:



« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»

















подготовила:  учитель математики

Фотеева Наталья Борисовна



« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»

« Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его кразрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит строительству».

                                                                                                   А. Дистерверг.

Хочу согласиться с великим ученным, потому что, работая учителем математики, я осознаю важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.

Сегодня существует обширный перечень разнообразных образовательных технологий. Все они взаимосвязаны друг с другом. Я для своей работы выбрала технологию системно­ деятельного обучения, так как мне хотелось, чтобы мои ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе

Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.

Деятельный подход на своих уроках осуществляю через:

- вовлечение обучающихся вигровуюдеятельность.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется

интерес к предмету, происходит развитие познавательных

процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-

воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и

учителя, что способствует формированию навыков самообучения и

самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и

навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Игры и игровые моменты я использую на всех этапах урока, но хочу остановиться только на этапе актуализации знаний учащихся

Обучающиеся выполняют работу науроке по следующим направлениям:

- решают занимательные упражнения, задания, направленные на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания.

- осваивают типичные социальные роли через участие в играх.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Так на уроке математике в 5 классе при изучении темы « Умножение на однозначное число с переходом через разряд», использую игру « Помогите Буратино». На доске записаны примеры в два столбика по количеству команд. Создаю игровую ситуацию, Буратино решил примеры, но при проверке нечаянно задел носом чернильницу и залил ответы. Помогите ему восстановить ответы. Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Чтобы выяснить тему урока я предлагаю написать ребятам Г I названия неизвестных компонентов, умма, частное, множитель, разность). Одно из этих слов лишнее в логической цепочке. Подумайте, что это за слово и каким его нужно заменить. Почему? (множитель- произведение). Произведение - это результат, какого действия? О чем мы будем говорить ? (дети называют тему урока) об умножении.


3 + 18-

. ..х 9 = 630

120:4 =

.. х 6 = 420

500 - 30 = 600- 70 =


40 х 7 = 80 х9

123 = 140 х 2 =

Эта игра, направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: учебные умения; умение работать в команде; умение слушать и слышать друг друга.

Многие уроки изучения нового материала начинаю с игрового приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Для этого класс делится на команды и каждой команде даются задания - в форме рисунка мяча. Побеждает та команда, которая правильно выполнит задание, т. забьет мяч. Например, на уроке изучения « Нахождения нескольких процентов от числа» в 9 классе, можно предложить учащимся выполнить такие задания : - Выясняем, что называется процентом. - Как найти 1% от числа. Как разделить целое число, оканчивающие нулями на 100? Как разделить десятичную дробь на 100? И даются примеры 1% от 600 = 1% от 7= 1% от 45 = 1% от 45,6 1% от 345 =

Подводится итог игры, выявляются победители. Затем детям предлагаю забить всем классом еще мяч, решив пример 2% от 600 = Задаю вопросы - Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение возникло? Чем это задание не похоже на предыдущее? Значит, что мы должны сегодня узнать?. Назовите тему урока? Цели..

Использую такие игры как «Математические ручейки», « Лучший летчик», « Поймай рыбку».

Таким образом, использование игровых приемов, групповых форм работы дает мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении математики.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят  удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранит перегрузку ученика, предотвратит школьные стрессы, а самое главное - сделает учебу в школе единым образовательным процессом.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации