Доклад «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики»

3
2
Материал опубликован 14 December 2017

Реализация системно- деятельностного подхода на уроках математики

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Основной принцип состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию в процессе активной деятельности. Задача учителя состоит не в том, чтобы всё доступно объяснить и рассказать, а в необходимости организовать работу по активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроке математики.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. А целью является воспитание личности ребенка, умеющего ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Важно развивать такие стороны как планирование, анализ, рефлексия, они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Как спроектировать урок который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов?

Рассмотрим таблицу:

Этапы урока

Урок на деятельностной основе

УУД

Постановка учебных целей и задач

Формулируют сами учащиеся определяя границы знания и незнания (учитель организовывает погружение в проблему подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства её осуществления.

Коммуникативные:

Формулировать аргументировать и отстаивать своё мнение.

Планирование деятельности

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Познавательные УУД:

Структурировать знания

Коммуникативные:

Вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (рекомендуется организация деятельности школьников в группах, парах)

(учитель консультирует)

Личностные: осознание своих возможностей

Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе

Познавательные: Умение работать по плану

Осуществление контроля и коррекции

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует)

Регулятивные: контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), коммуникативные

Оценивание

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, взаимооценивание)

(учитель консультирует)

Регулятивные: оценивания (самооценивания), коммуникативные

Подведение итогов урока

Рефлексия

Учащиеся подводят итоги урока, оценивают свою деятельность на уроке определяя границы знания и незнания

В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Познавательные УУД: выявлять допущенные ошибки

Личностные: умение провести самооценку деятельности

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные

регулятивные коммуникативные


 

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, проблемной ситуации для определения учащимися границ знания – незнания. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока. Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым, практико-ориентированным.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности, определяют содержание вопросов), что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Помещаю в "избранное".

14 December 2017

Похожие публикации