Доклад на тему «Система методов и приёмов в контексте системно-деятельностного подхода»
Система методов и приёмов
в контексте системно - деятельностного подхода
Учитель биологии Меньшакова Светлана Васильевна
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
с. Ильинско – Подомское
Вилегодский район
Архангельская область
Деятельностный подход – организованная деятельность ученика на уроке и во внеурочное время.
На современном уроке:
Учитель:- координатор деятельности, управляет процессом обучения, а не передаёт знания в готовом виде.
Ученик:- самостоятельно добывает знания, при помощи продуманных учителем заданий, задач, опытов. Ученик – становится субъектом учебной деятельности, становиться активной личностью. Такой ученик умеет ставить цели и достигать их, а также самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Этапы урока при системно – деятельностном подходе такие:
1)Мотивация
2)Целеполагание
3) Планирование
3)Добывание знаний (решение задач урока)
4)Рефлексивно – оценочная деятельность
Хочу показать, какие методические приёмы я использую в своей деятельности на разных этапах урока.
1. Работа с таблицами
А) распределить признаки:
Например, 8 класс. Тема: «функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени».
Раздаю карточки с заготовкой таблицы. Внизу таблицы перечислены функции разных отделов кишечника. Учащиеся должны при помощи учебника распределить функции в соответствующие графы таблицы.
Сначала вместе читаем раздел в учебнике «печень и её роль». Подчёркиваем карандашиком функции печени, находим их в карточке, записываем в таблицу.
Учащимся остаётся прочитать остальные разделы найти функции и записать.
Функции печени 1. 2 3. 4. 5. 6. |
Функции тонкой кишки 1. 2.
|
Функции 12-ти пёрстной кишки 1. 2. 3. |
Функции толстой кишки (и слепой кишки) 1. 2. 3. |
- всасывание аминокислот и белков в кровь - отделение воды от непереваренных остатков пищи - вырабатывает желчь - расщепление жиров под воздействием желчи - синтез аминокислот - всасывание воды в кровь - всасывание глицерина и жирных кислот в лимфатические сосуды кишечных ворсинок - извлечение и обезвреживание вредных веществ |
- задерживается избыток глюкозы и превращается в гликоген - расщепление белков под действием трипсина - разрушение эритроцитов - живут микроорганизмы, разрушающие клетчатку и другие трудноперевариваемые вещества растительной пищи - расщепление белков, жиров и углеводов под воздействием ферментов - ядовитые соли аммония преобразуются в мочевину, менее токсичное вещество |
Б) вычеркнуть неверное, оставить верное:
Например, 8 класс «форменные элементы крови».
Раздаю готовые таблицы, в которых все столбики заполнены одинаковым текстом. Нужно, прочитать раздел в параграфе и оставить верные предложения, а остальные зачеркнуть. Затем таблицу вклеиваем в тетрадь и учим.
характеристика |
эритроциты |
лейкоциты |
тромбоциты |
функция |
1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. |
1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. |
1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким. 2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм. 3.Участвуют в свёртывании крови. 4. Осуществляют Фагоцитоз. |
строение |
1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра |
1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра |
1. Красные клетки 2. бесцветные клетки с ядром 3. двояковогнутые диски 4. кровяные пластинки 5. содержат гемоглобин 6. нет ядра |
количество в 1 мм3 |
250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. |
250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. |
250 - 350 тыс. 4 - 5 млн. 4 -8 тыс. |
продолжительность жизни |
3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток |
3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток |
3 – 5 суток 120 – 130 суток 5 – 7 суток |
образуются |
1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг |
1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг |
1.головной мозг 2.спинной мозг 3.красный костный мозг 4.жёлтый костный мозг |
В) усложнённые таблицы с двумя или несколькими заданиями
Например, 7 класс. Тема «отряды млекопитающих».
Надо вычеркнуть ненужные признаки, написать представителей или вклеить (нарисовать) картинку животного каждого отряда.
Отряд |
Общие признаки отряда |
Представители |
1.Однопроходные |
1. на брюхе есть складка кожи -«сумка» 2. слышат в 10 раз лучше человека 3. температура тела непостоянная 4. откладывают яйца |
1. 2. 3. |
2.Сумчатые |
1. кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом 2. детёныши рождаются недоразвитыми, беспомощными 3. слышат в 10 раз лучше человека 4. самозатачивающиеся зубы 5. на брюхе есть складка кожи - «сумка» |
1. 2. 3. 4. 5. |
3.Насекомодные и другие отряды
|
|
|
Г) заполнить таблицу при помощи учебника и дополнительной информации
Например, 7 класс, раздел «происхождение птиц».
Найди черты сходства археоптерикса с рептилиями в учебнике, а черты сходства с птицами в дополнительной литературе (выдаётся текст из биологической энциклопедии). Такого рода таблицы часто задаю домой: на уроке ищут ту информацию, которая есть в учебнике, а второй столбец таблицы – заполнить дома при помощи дополнит. информации.)
Археоптерикс (150млн.лет) |
|
Черты сходства с рептилиями |
Черты сходства с птицами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Кроссворды
|
|
|
1 |
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
а |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
3 |
|
|
|
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
4 |
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
5 |
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
6 |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
е |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
н |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
10 |
и |
|
|
|
|||||||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
Например,
7 класс.
Тема «Размножение»
Учащиеся читают материал параграфа, разгадывают кроссворд.
Б) кроссворды для мотивации
Разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте слово. Это будет тема нашего урока. (в данном случае - тема: лишайники)
1. Тело низших растений называется…
2. Корнеподобные выросты водорослей, которыми они прикрепляются к грунту.
3. Одноклеточная водоросль.
4. Многоклеточная зелёная водоросль.
5. Студенистое вещество, которое добывают из водорослей. Применяют в кондитерской промышленности.
6. Лекарственное средство, которое получают из водорослей.
7. Красную окраску снега на Кавказе и Северном Урале вызывает хламидомонада…
8. «Морская капуста» или…
9. Растения, которые не имеют органов.
3. Работа с карточками
А) задания - дописать предложения
Например, 10 класс. Тема «История развития генетики», выдаю заготовленные карточки, на которых написаны генетический термины и оставлено место для определения. Т.к. материал знаком из 9 класса, то предлагаю самостоятельно вспомнить и дописать предложения.
Такие карточки учащиеся вклеивают в тетрадь.
Б) задания с пропуском слов
Например, 10 класс (профильный уровень).
1.Диффузия – транспорт веществ по градиенту концентрации, т.е. из области с …………… концентрацией в область с …………………. концентрацией.
2. Осмос – это транспорт молекул …………
3.Гипертонический раствор – раствор, в котором концентрация солей ……0,9 %
4.Физиологический раствор - раствор, в котором концентрация солей ……0,9 %
5. Гипотонический раствор - раствор, в котором концентрация солей …….0,9 %
В) комбинированные карточки
В карточках находятся пошаговые задания.
Например, 10 класс (профиль) тема «Хемосинтез»
ХЕМОСИНТЕЗ
1.Хемосинтез - ____________________________________________________
2.Хемосинтез открыл в _______ году ___________________________________
3.Хемосинтетиками = (Хемотрофами) являются ________________________
4.У бактерий синтез орг.веществ происходит на __________________________
5.Хемосинтезирующие бактерии (зачеркнуть не верное, оставить верное)
NO3 - бактерии |
Fe - бактерии |
S - бактерии |
Н - бактерии |
|
Предста вители |
бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс |
бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс |
бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс |
бежиатоа нитрозомонас тиотрикс кренотрикс нитробактер лептотрикс |
обитают |
-почва, воды Чёрного моря -болота |
-почва, воды Чёрного моря -болота |
-почва, воды Чёрного моря -болота |
-почва, воды Чёрного моря -болота |
Продукты реакций |
-вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты |
-вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты |
-вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты |
-вода -сера -железная руда -серная кислота -нитриты -нитраты |
Дыхание |
-анаэробы -аэробы |
-анаэробы -аэробы |
-анаэробы -аэробы |
-анаэробы -аэробы |
4. Видео ролики
Использую на уроках видео ролики, для повышения интереса учащихся.
Например: 9 класс тема «Борьба за существование». Сначала разбираем виды борьбы и типы взаимоотношений, затем на этапе закрепления предлагаю посмотреть несколько фильмов и назвать вид борьбы.
Все эти методические приёмы помогают мне организовать учебную деятельность так, чтобы ученик на моих уроках был активным деятелем процесса обучения.
Литература:
1.Учебники биологии 5-8класс под редакцией И.Н. Пономарёвой.
2. А.В. Теремов, Р.А Петросова. Биология. Биологические системы и процессы.10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень).