Доклад на тему «Система методов и приёмов в контексте системно-деятельностного подхода»

2
0
Материал опубликован 26 July 2020

 

Система методов и приёмов

в контексте системно - деятельностного подхода

 

Учитель биологии Меньшакова Светлана Васильевна

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

с. Ильинско – Подомское

Вилегодский район

Архангельская область

 

Деятельностный подход – организованная деятельность ученика на уроке и во внеурочное время.

На современном уроке:

Учитель:- координатор деятельности, управляет процессом обучения, а не передаёт знания в готовом виде.

Ученик:- самостоятельно добывает знания, при помощи продуманных учителем заданий, задач, опытов. Ученик – становится субъектом учебной деятельности, становиться активной личностью. Такой ученик умеет ставить цели и достигать их, а также самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Этапы урока при системно – деятельностном подходе такие:

1)Мотивация

2)Целеполагание

3) Планирование

3)Добывание знаний (решение задач урока)

4)Рефлексивно – оценочная деятельность

 

Хочу показать, какие методические приёмы я использую в своей деятельности на разных этапах урока.

1. Работа с таблицами

А) распределить признаки:

Например, 8 класс. Тема: «функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени».

Раздаю карточки с заготовкой таблицы. Внизу таблицы перечислены функции разных отделов кишечника. Учащиеся должны при помощи учебника распределить функции в соответствующие графы таблицы.

Сначала вместе читаем раздел в учебнике «печень и её роль». Подчёркиваем карандашиком функции печени, находим их в карточке, записываем в таблицу.

Учащимся остаётся прочитать остальные разделы найти функции и записать.

Функции печени

1.

2

3.

4.

5.

6.

Функции тонкой кишки

1.

2.

 

Функции 12-ти пёрстной кишки

1.

2.

3.

Функции толстой кишки (и слепой кишки)

1.

2.

3.

- всасывание аминокислот и белков в кровь

- отделение воды от непереваренных остатков пищи

- вырабатывает желчь

- расщепление жиров под воздействием желчи

- синтез аминокислот

- всасывание воды в кровь

- всасывание глицерина и жирных кислот в лимфатические сосуды кишечных ворсинок

- извлечение и обезвреживание вредных веществ

- задерживается избыток глюкозы и превращается в гликоген

- расщепление белков под действием трипсина

- разрушение эритроцитов

- живут микроорганизмы, разрушающие клетчатку и другие трудноперевариваемые вещества растительной пищи

- расщепление белков, жиров и углеводов под воздействием ферментов

- ядовитые соли аммония преобразуются в мочевину, менее токсичное вещество

 

Б) вычеркнуть неверное, оставить верное:

Например, 8 класс «форменные элементы крови».

Раздаю готовые таблицы, в которых все столбики заполнены одинаковым текстом. Нужно, прочитать раздел в параграфе и оставить верные предложения, а остальные зачеркнуть. Затем таблицу вклеиваем в тетрадь и учим.

характеристика

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

функция

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

строение

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

количество в 1 мм3

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

продолжительность жизни

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

образуются

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

 

В) усложнённые таблицы с двумя или несколькими заданиями

Например, 7 класс. Тема «отряды млекопитающих».

Надо вычеркнуть ненужные признаки, написать представителей или вклеить (нарисовать) картинку животного каждого отряда.

Отряд

Общие признаки отряда

Представители

1.Однопроходные

1. на брюхе есть складка кожи -«сумка»

2. слышат в 10 раз лучше человека

3. температура тела непостоянная

4. откладывают яйца

1.

2.

3.

2.Сумчатые

1. кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом

2. детёныши рождаются недоразвитыми, беспомощными

3. слышат в 10 раз лучше человека

4. самозатачивающиеся зубы

5. на брюхе есть складка кожи - «сумка»

1.

2.

3.

4.

5.

3.Насекомодные и другие отряды

 

 

 

Г) заполнить таблицу при помощи учебника и дополнительной информации

Например, 7 класс, раздел «происхождение птиц».

Найди черты сходства археоптерикса с рептилиями в учебнике, а черты сходства с птицами в дополнительной литературе (выдаётся текст из биологической энциклопедии). Такого рода таблицы часто задаю домой: на уроке ищут ту информацию, которая есть в учебнике, а второй столбец таблицы – заполнить дома при помощи дополнит. информации.)

 

Археоптерикс (150млн.лет)

Черты

сходства

с рептилиями

Черты

сходства

с птицами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Кроссворды

 

 

 

 

 

1

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

а

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

10

и

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

А) кроссворд по новой теме

 

Например,

7 класс.

Тема «Размножение»

Учащиеся читают материал параграфа, разгадывают кроссворд.

 

Б) кроссворды для мотивации

Разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте слово. Это будет тема нашего урока. (в данном случае - тема: лишайники) 

1. Тело низших растений называется…

2. Корнеподобные выросты водорослей, которыми они прикрепляются к грунту.

3. Одноклеточная водоросль.

4. Многоклеточная зелёная водоросль.

5. Студенистое вещество, которое добывают из водорослей. Применяют в кондитерской промышленности.

6. Лекарственное средство, которое получают из водорослей.

7. Красную окраску снега на Кавказе и Северном Урале вызывает хламидомонада…

8. «Морская капуста» или…

9. Растения, которые не имеют органов.

 

3. Работа с карточками

А) задания - дописать предложения

Например, 10 класс. Тема «История развития генетики», выдаю заготовленные карточки, на которых написаны генетический термины и оставлено место для определения. Т.к. материал знаком из 9 класса, то предлагаю самостоятельно вспомнить и дописать предложения.

Такие карточки учащиеся вклеивают в тетрадь.

Б) задания с пропуском слов

Например, 10 класс (профильный уровень).

1.Диффузия – транспорт веществ по градиенту концентрации, т.е. из области с …………… концентрацией в область с …………………. концентрацией.

2. Осмос – это транспорт молекул …………

3.Гипертонический раствор – раствор, в котором концентрация солей ……0,9 %

4.Физиологический раствор - раствор, в котором концентрация солей ……0,9 %

5. Гипотонический раствор - раствор, в котором концентрация солей …….0,9 %

В) комбинированные карточки 

В карточках находятся пошаговые задания.

Например, 10 класс (профиль) тема «Хемосинтез»

ХЕМОСИНТЕЗ

1.Хемосинтез -     ____________________________________________________

2.Хемосинтез открыл в _______ году ___________________________________

3.Хемосинтетиками = (Хемотрофами) являются ________________________

4.У бактерий синтез орг.веществ  происходит на __________________________

5.Хемосинтезирующие бактерии (зачеркнуть не верное, оставить верное)

NO3 - бактерии

Fe - бактерии

S - бактерии

Н - бактерии

Предста

вители

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

обитают

-почва,

воды Чёрного моря

-болота

-почва,

воды Чёрного моря

-болота

-почва,

воды Чёрного моря

-болота

-почва,

воды Чёрного моря

-болота

Продукты

реакций

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

Дыхание

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

 

4. Видео ролики

Использую на уроках видео ролики, для повышения интереса учащихся.

Например: 9 класс тема «Борьба за существование». Сначала разбираем  виды борьбы и типы взаимоотношений, затем  на этапе закрепления предлагаю посмотреть несколько фильмов и назвать вид борьбы.

 

Все эти методические приёмы помогают мне организовать учебную деятельность так, чтобы ученик на моих уроках был  активным деятелем процесса обучения.

 

 

 

Литература:

1.Учебники биологии 5-8класс под редакцией И.Н. Пономарёвой.

2. А.В. Теремов, Р.А Петросова. Биология. Биологические системы и процессы.10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень).

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.