12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лавлинских Елена Григорьевна361
Россия, Магаданская обл., п. Омсукчан
3

Использование современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»








Доклад на тему:


«Использование современных педагогических технологий

в рамках реализации ФГОС»











Подготовила

учитель начальных классов

Лавлинских Е.Г.










2020 г

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Результатами обучения должны стать: компетентность, целостность картины мира, субъективность, развитое абстрактное мышление, владение полной структурой деятельности. Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.

С самого начала своей педагогической деятельности я активно интересовалась различными нововведениями и пыталась их внедрить в свою работу. Постепенно сформировался определенный опыт использования педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я использую технологии проблемного обучения, игровые, ИКТ, проектной деятельности, здоровьесберегающие, технологии активной оценки.

Остановлюсь на некоторых технологиях обучения.

Информационно-коммуникативные технологии.

Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-познавательном процессе. Владение информационными техноло­гиями ставится в современном мире в один ряд с такими каче­ствами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и информацией, имеет дру­гой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятель­ности. В кабинете имеется необходимая техническая база – компьютер, проектор, интерактивная доска, выход в Интернет, МФУ, документ-камера, интерактивное электронное приложение, что позволяет  эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Электронные приложения к учебникам по окружающему миру, математике, русскому языку УМК «Школа России» составлены в полном соответствии с темами учебников и помогают сделать уроки более наглядными и эффективными, позволяют выйти за рамки школьной программы. К тому же они содержат контрольные работы, которые позволяют организовать дифференцированную проверку учебного материала.

Выход в интернет дает возможность участвовать в мероприятиях, проводимых в дистанционном режиме. Например, участие в международном дистанционном конкурсе «Старт», международном дистанционном блиц-турнире по предметам проекта «Новый урок» и другие. Совсем недавно для проверки знаний учащихся я освоила TestEdu (Генератор html тестов). Для этой программы можно найти огромное количество тестов для начальной школы.    Все тесты интерактивные и не надо проверять результаты, компьютер сделает сам и выдаст процент правильно решенных заданий. Можно самостоятельно составить новый тест.   Интересно можно организовать работу как на уроке, так и в домашних условиях детям с помощью образовательной платформы «Учи.ру». Структура курса содержит карточки, уроки, задания. Можно в течение 15 минут на уроке объяснить учебный материал, закрепить, повторить и проверить знания учащихся. Есть возможность подключить весь класс к работе дома, задавать домашние задания. В курсе имеется возможность готовиться к ВПР, участвовать в олимпиадах. Учитель имеет возможность контролировать работу своих учеников через интернет.

Проведение учебных экспериментов в современной школе настоятельно требует использования современных измерительных приборов, что нашло отражение в ФГОС. Особенно востребованными в учебном процессе оказались цифровые лаборатории, поскольку они позволяют:

- реализовать принцип наглядности в учебном процессе;

-показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла и на уроках окружающего мира в начальной школе;

- обеспечить точность количественных измерений;

- повысить ИКТ-копметентность учителя и ученика;

- облегчить труд учителя.

Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ.

Цели использования цифровой лаборатории:

- осуществлять новые подходы в обучении;

-способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;

- создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации)

Я использовала в работе на уроках цифровую лабораторию по естествознанию для начальной школы. С ее помощью изучали такие темы по окружающему миру, как «Система кровообращения. Пульс», «Вода и ее свойства», «Температура воздуха» и др.

Незаменимым помощником в работе стала документ-камера. Ее можно использовать на любом этапе урока. Начинаю с проверки домашнего задания. Вывод на экран правильных ответов или тетради ученика (с его разрешения) экономят время. Быстро спроецировать на экран наглядный материал, зафиксировать результат деятельности, сохранить на компьютере и использовать в дальнейшем. И еще много всевозможных операций облегчают подготовку учителя к уроку и восприятие учеником изучаемого материала. Можно сказать, документ-камера способствует максимальной реализации одного из ос-новополагающих принципов обучения – наглядности, который Я. А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики».

Технология проектирования.

В своей педагогической деятельности активно использую технологию проектного обучения как основу формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социальной. Данная технология несомненно включает учащихся в активный познавательный процесс и способствует решению целого комплекса задач:

- Стимулирование интереса к учебной деятельности

- Развитие познавательных умений и навыков

- Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве

- Формирование умения интегрировать знания: применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

В УМК «Школа России» проектная деятельность включена во все учебные предметы.

Так выглядит таблица проектных заданий по учебному плану в течение всех 4 лет обучения.

Предмет

Количество проектов по классам


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Окружающий мир

4

6

5

2

Математика

0

2

2

2

Русский язык

2

4

6

4

Чтение

4

4

1

3

ИЗО

0

0

0

2

Технология

2

2

2

2

Всего за год

12

18

16

15


Считаю, что в начальной школе закладываются лишь элементы проектной деятельности и результаты её заметно отличаются от результатов взрослых учеников. Например, у первоклассников низкая техника чтения для обработки информации, низкий уровень самостоятельности, первоклассники не умеют слаженно работать в группе, не умеют аккуратно оформить продукт своей деятельности. Поэтому львиная доля в создании проектов принадлежит родителям. А для ребенка - это будет собственный проект. Поэтому на родительском собрании обговариваем определенный алгоритм проектировочной деятельности и критерии оценки.

Методика работы над проектом хорошо разработана в рабочей тетради по окружающему миру Плешакова А.А., и я предлагаю родителям придерживаться данной методике при выполнении проектов по всем предметам.

Цель проекта

Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом)

Этапы работы

Мои обязанности по проекту

Сроки работы

Способы оформления результатов

План моего выступления на празднике-презентации

Материалы к проекту

Как я оцениваю свою работу над проектом

Благодарности за помощь и сотрудничество

При оценивании проектных работ действуют такие критерии:

1) доля самостоятельности работы над проектом;

2) использование разных источников информации;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность и аккуратность в оформлении продукта проектной деятельности;

5) выразительность во время защиты, умение заинтересовать слушателей своей работой;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Совместная работа учителя с учащимся заключается в формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата

Во время защиты выступающий сам оценивает свой проект, а каждый ученик по желанию имеет возможность высказать свои замечания выступающему и дать оценку его работы. Дети учатся делать это корректно, так как и его труд тоже будет оценен впоследствии.

Доля совокупности всех критериев выражается в традиционной оценке, которая выставляется в журнал. Работы детей помещаются на выставку для подробного ознакомления. 

Уверена, что применение технологии проектного обучения положительно сказывается на результативности учебной деятельности, повышении интеллектуального уровня учащихся, развитии коммуникативных и познавательных навыков.


Игровые технологии .

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, сюжетно-ролевые игры, деловые игры – вот те формы, которые используются мной в урочной и во внеурочной деятельности.


Технология активной оценки.

Метод активной оценки (АО) – это не что-то новое. Это только приведение в систему тех элементов и приемов личностно-ориентированного обучения, которые используют учителя и преподаватели в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и неудачи, устранять пробелы, овладевать процедурами оценки, управлять собственным учением, при этом родители также являются субъектами оценочной деятельности. Более простым языком: АО - это представление информации, которая помогает учиться.

Элементы активной оценки:

техника постановки целей урока,

техника постановки вопросов,

ключевой вопрос,

критерии достижения цели, критерии оценки – «НаШтоБуЗУ»,

самооценка, взаимооценка и обратная связь.

Идеи Активной Оценки:

заинтересованность помогает обучению

вопросы к ученикам служат стимулом к знаниям

ученики несут ответственность за собственное обучение

ученик полноправный участник процесса обучения

ученик получает подробную информацию про свои учебные успехи

взаимопомощь между учениками помогает обучению

ученик сам планирует своё обучение.

Когда я познакомилась с этой технологией, то заитересовалась ей , потому что ничего абсолютно нового нет, но весь процесс обучения выстроен немного по-другому. Меня давно волновал вопрос: как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение? На эти вопросы отвечает АО.

Здоровьесберегающие технологии.

Я придерживаюсь того мнения, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

В 1-е классы приходят дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Выявлены две самые частые патологий у школьников — нарушение остроты зрения и осанки.

Решила проанализировать изменения в своем классе. Данные медосмотра за 1 и третий классы показывают, что ухудшение здоровья детей за два года не произошло.

Количество детей без учета выбывших и прибывших

Группа здоровья в 1 классе

Группа здоровья в 3 классе

17

II основная-16, III подготовительная -1

I основная – 7, II основная – 9, III подготовительная – 1

Считаю, что каждому педагогу образовательного учреждения необходимо внести свой вклад в здоровье подрастающего поколения, поэтому реализую здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

Если придерживаться классификации, предложенной Н.К. Смирновым, то существует несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы, необходимые для организации здоровьесберегающего учебного-воспитательного процесса.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Каковы же методы и приемы используются при реализации данных технологий? Это:

практический метод,

познавательная игра,

ситуационный метод,

игровой метод,

соревновательный метод,

активные методы обучения,

воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:

элементарные движения во время занятия;

физические упражнения;

физкультминутки и подвижные (музыкальные) перемены;

«минутки покоя»;

различные виды гимнастики (оздоровительная гимнасти­ка, пальчиковая, дыхательная, для бодрости);

подвижные игры;

массовые оздоровительные мероприятия,

спортивно-оздоровительные праздники,

тематические праздники здоровья др.

На начальном этапе необходимо сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

На классных часах, запланированных в воспитательной программе, проводятся беседы о значимости гигиенических правил:

- соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

- выполнение элементарных навыков при мытье рук, исполь­зовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;

- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизнипростей­шим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.

Для работы по формированию у младших школьников основных представлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни использую рабочие тетради   Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А. «Разговор о здоровье и правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья». В этой тетради дети работают на занятиях кружка «Этика: азбука добра».

Занятия кружка «Здоровейка» проходят по возможности на свежем воздухе: футбол, коньки, всевозможные подвижные игры, эстафеты, спортивные конкурсы. В мое практике такие мероприятия как «Снежные забавы», спортивная игра «Зарничка», осенние и весенние походы с классом и родителями.  

Дети очень любят принимать участие в мероприятиях вместе с родителями. Одно из таких мероприятий спортивного направления посвящено Дню отца. Ежегодно ученики моего класса принимают в нем участие и получают не только удовольствие от совместного общения, но и награды.

Участие в месячниках, посвященных ЗОЖ, повышают теоретические знания и практические навыки.

Используемые технологии способствуют закаливанию и сохранению здоровья детей и помогают выполнить нормативы по физкультуре.


Чтобы определить продуктивность использования данных технологий  мной была проведена диагностика: наблюдения, анкетирования, сделан анализ учебной деятельности и организовано участие в метапредметной олимпиаде «Sapienti Sat». Результаты педагогической диагностики выражены в диаграммах.

t1578829768aa.gif t1578829768ab.gif

t1578829768ac.gif t1578829768ad.gif

t1578829768ae.gif

t1578829768af.gif

t1578829768ag.gif

Можно сделать вывод о том, что используемые мной педагогические технологии формируют у обучающихся положительные личностные, предметные и метапредметные результаты..



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.