Доклад «Использование современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Омсукчан»
Доклад на тему:
«Использование современных педагогических технологий
в рамках реализации ФГОС»
Подготовила
учитель начальных классов
Лавлинских Е.Г.
2020 г
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Результатами обучения должны стать: компетентность, целостность картины мира, субъективность, развитое абстрактное мышление, владение полной структурой деятельности. Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.
С самого начала своей педагогической деятельности я активно интересовалась различными нововведениями и пыталась их внедрить в свою работу. Постепенно сформировался определенный опыт использования педагогических технологий.
В своей педагогической деятельности я использую технологии проблемного обучения, игровые, ИКТ, проектной деятельности, здоровьесберегающие, технологии активной оценки.
Остановлюсь на некоторых технологиях обучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-познавательном процессе. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В кабинете имеется необходимая техническая база – компьютер, проектор, интерактивная доска, выход в Интернет, МФУ, документ-камера, интерактивное электронное приложение, что позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся. Электронные приложения к учебникам по окружающему миру, математике, русскому языку УМК «Школа России» составлены в полном соответствии с темами учебников и помогают сделать уроки более наглядными и эффективными, позволяют выйти за рамки школьной программы. К тому же они содержат контрольные работы, которые позволяют организовать дифференцированную проверку учебного материала.
Выход в интернет дает возможность участвовать в мероприятиях, проводимых в дистанционном режиме. Например, участие в международном дистанционном конкурсе «Старт», международном дистанционном блиц-турнире по предметам проекта «Новый урок» и другие. Совсем недавно для проверки знаний учащихся я освоила TestEdu (Генератор html тестов). Для этой программы можно найти огромное количество тестов для начальной школы. Все тесты интерактивные и не надо проверять результаты, компьютер сделает сам и выдаст процент правильно решенных заданий. Можно самостоятельно составить новый тест. Интересно можно организовать работу как на уроке, так и в домашних условиях детям с помощью образовательной платформы «Учи.ру». Структура курса содержит карточки, уроки, задания. Можно в течение 15 минут на уроке объяснить учебный материал, закрепить, повторить и проверить знания учащихся. Есть возможность подключить весь класс к работе дома, задавать домашние задания. В курсе имеется возможность готовиться к ВПР, участвовать в олимпиадах. Учитель имеет возможность контролировать работу своих учеников через интернет.Проведение учебных экспериментов в современной школе настоятельно требует использования современных измерительных приборов, что нашло отражение в ФГОС. Особенно востребованными в учебном процессе оказались цифровые лаборатории, поскольку они позволяют:
- реализовать принцип наглядности в учебном процессе;
-показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла и на уроках окружающего мира в начальной школе;
- обеспечить точность количественных измерений;
- повысить ИКТ-копметентность учителя и ученика;
- облегчить труд учителя.
Цифровые лаборатории – это инновационное учебное оборудование для проведения большого количества демонстраций, исследований, опытов и лабораторных работ.
Цели использования цифровой лаборатории:
- осуществлять новые подходы в обучении;
-способствовать формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся;
- создание электронного ресурса, содержащего различные виды объектов (текстовые, анимированные модели, презентации)
Я использовала в работе на уроках цифровую лабораторию по естествознанию для начальной школы. С ее помощью изучали такие темы по окружающему миру, как «Система кровообращения. Пульс», «Вода и ее свойства», «Температура воздуха» и др.
Незаменимым помощником в работе стала документ-камера. Ее можно использовать на любом этапе урока. Начинаю с проверки домашнего задания. Вывод на экран правильных ответов или тетради ученика (с его разрешения) экономят время. Быстро спроецировать на экран наглядный материал, зафиксировать результат деятельности, сохранить на компьютере и использовать в дальнейшем. И еще много всевозможных операций облегчают подготовку учителя к уроку и восприятие учеником изучаемого материала. Можно сказать, документ-камера способствует максимальной реализации одного из ос-новополагающих принципов обучения – наглядности, который Я. А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики».
Технология проектирования.
В своей педагогической деятельности активно использую технологию проектного обучения как основу формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социальной. Данная технология несомненно включает учащихся в активный познавательный процесс и способствует решению целого комплекса задач:
- Стимулирование интереса к учебной деятельности
- Развитие познавательных умений и навыков
- Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве
- Формирование умения интегрировать знания: применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
В УМК «Школа России» проектная деятельность включена во все учебные предметы.
Так выглядит таблица проектных заданий по учебному плану в течение всех 4 лет обучения.
Предмет | Количество проектов по классам | |||
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Окружающий мир | 4 | 6 | 5 | 2 |
Математика | 0 | 2 | 2 | 2 |
Русский язык | 2 | 4 | 6 | 4 |
Чтение | 4 | 4 | 1 | 3 |
ИЗО | 0 | 0 | 0 | 2 |
Технология | 2 | 2 | 2 | 2 |
Всего за год | 12 | 18 | 16 | 15 |
Считаю, что в начальной школе закладываются лишь элементы проектной деятельности и результаты её заметно отличаются от результатов взрослых учеников. Например, у первоклассников низкая техника чтения для обработки информации, низкий уровень самостоятельности, первоклассники не умеют слаженно работать в группе, не умеют аккуратно оформить продукт своей деятельности. Поэтому львиная доля в создании проектов принадлежит родителям. А для ребенка - это будет собственный проект. Поэтому на родительском собрании обговариваем определенный алгоритм проектировочной деятельности и критерии оценки.
Методика работы над проектом хорошо разработана в рабочей тетради по окружающему миру Плешакова А.А., и я предлагаю родителям придерживаться данной методике при выполнении проектов по всем предметам.
Цель проекта
Форма работы (индивидуально, в парах, группах, всем классом)
Этапы работы
Мои обязанности по проекту
Сроки работы
Способы оформления результатов
План моего выступления на празднике-презентации
Материалы к проекту
Как я оцениваю свою работу над проектом
Благодарности за помощь и сотрудничество
При оценивании проектных работ действуют такие критерии:
1) доля самостоятельности работы над проектом;
2) использование разных источников информации;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность и аккуратность в оформлении продукта проектной деятельности;
5) выразительность во время защиты, умение заинтересовать слушателей своей работой;
6) использование средств наглядности, технических средств;
7) ответы на вопросы.
Совместная работа учителя с учащимся заключается в формулировке темы работы, определению решаемых задач, разработке плана работы, контроля этапов выполнения работы и оценке полученного результата
Во время защиты выступающий сам оценивает свой проект, а каждый ученик по желанию имеет возможность высказать свои замечания выступающему и дать оценку его работы. Дети учатся делать это корректно, так как и его труд тоже будет оценен впоследствии.
Доля совокупности всех критериев выражается в традиционной оценке, которая выставляется в журнал. Работы детей помещаются на выставку для подробного ознакомления.
Уверена, что применение технологии проектного обучения положительно сказывается на результативности учебной деятельности, повышении интеллектуального уровня учащихся, развитии коммуникативных и познавательных навыков.
Игровые технологии .
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок – КВН, сюжетно-ролевые игры, деловые игры – вот те формы, которые используются мной в урочной и во внеурочной деятельности.
Технология активной оценки.
Метод активной оценки (АО) – это не что-то новое. Это только приведение в систему тех элементов и приемов личностно-ориентированного обучения, которые используют учителя и преподаватели в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка – это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи и неудачи, устранять пробелы, овладевать процедурами оценки, управлять собственным учением, при этом родители также являются субъектами оценочной деятельности. Более простым языком: АО - это представление информации, которая помогает учиться.
Элементы активной оценки:
• техника постановки целей урока,
• техника постановки вопросов,
• ключевой вопрос,
• критерии достижения цели, критерии оценки – «НаШтоБуЗУ»,
• самооценка, взаимооценка и обратная связь.
Идеи Активной Оценки:
• заинтересованность помогает обучению
• вопросы к ученикам служат стимулом к знаниям
• ученики несут ответственность за собственное обучение
• ученик полноправный участник процесса обучения
• ученик получает подробную информацию про свои учебные успехи
• взаимопомощь между учениками помогает обучению
• ученик сам планирует своё обучение.
Когда я познакомилась с этой технологией, то заитересовалась ей , потому что ничего абсолютно нового нет, но весь процесс обучения выстроен немного по-другому. Меня давно волновал вопрос: как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за своё личное обучение? На эти вопросы отвечает АО.
Здоровьесберегающие технологии.
Я придерживаюсь того мнения, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
В 1-е классы приходят дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Выявлены две самые частые патологий у школьников — нарушение остроты зрения и осанки.
Решила проанализировать изменения в своем классе. Данные медосмотра за 1 и третий классы показывают, что ухудшение здоровья детей за два года не произошло.
Количество детей без учета выбывших и прибывших | Группа здоровья в 1 классе | Группа здоровья в 3 классе |
17 | II основная-16, III подготовительная -1 | I основная – 7, II основная – 9, III подготовительная – 1 |
Считаю, что каждому педагогу образовательного учреждения необходимо внести свой вклад в здоровье подрастающего поколения, поэтому реализую здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Если придерживаться классификации, предложенной Н.К. Смирновым, то существует несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы, необходимые для организации здоровьесберегающего учебного-воспитательного процесса.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Каковы же методы и приемы используются при реализации данных технологий? Это:
практический метод,
познавательная игра,
ситуационный метод,
игровой метод,
соревновательный метод,
активные методы обучения,
воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:
элементарные движения во время занятия;
физические упражнения;
физкультминутки и подвижные (музыкальные) перемены;
«минутки покоя»;
различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, для бодрости);
подвижные игры;
массовые оздоровительные мероприятия,
спортивно-оздоровительные праздники,
тематические праздники здоровья др.
На начальном этапе необходимо сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
На классных часах, запланированных в воспитательной программе, проводятся беседы о значимости гигиенических правил:
- соблюдение личной и общественной гигиены (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);
- проветривание и влажная уборка помещений;
- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;
- выполнение элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.;
- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах.
Для работы по формированию у младших школьников основных представлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни использую рабочие тетради Безруких М.М., Макеевой А.Г., Филипповой Т.А. «Разговор о здоровье и правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья». В этой тетради дети работают на занятиях кружка «Этика: азбука добра».
Занятия кружка «Здоровейка» проходят по возможности на свежем воздухе: футбол, коньки, всевозможные подвижные игры, эстафеты, спортивные конкурсы. В мое практике такие мероприятия как «Снежные забавы», спортивная игра «Зарничка», осенние и весенние походы с классом и родителями.
Дети очень любят принимать участие в мероприятиях вместе с родителями. Одно из таких мероприятий спортивного направления посвящено Дню отца. Ежегодно ученики моего класса принимают в нем участие и получают не только удовольствие от совместного общения, но и награды.
Участие в месячниках, посвященных ЗОЖ, повышают теоретические знания и практические навыки.
Используемые технологии способствуют закаливанию и сохранению здоровья детей и помогают выполнить нормативы по физкультуре.
Чтобы определить продуктивность использования данных технологий мной была проведена диагностика: наблюдения, анкетирования, сделан анализ учебной деятельности и организовано участие в метапредметной олимпиаде «Sapienti Sat». Результаты педагогической диагностики выражены в диаграммах.
Можно сделать вывод о том, что используемые мной педагогические технологии формируют у обучающихся положительные личностные, предметные и метапредметные результаты..