Доклад «Современные педагогические технологии в работе логопеда»

2
0
Материал опубликован 19 May 2021

Современные педагогические технологии в логопедической работе.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся: 

Технология логопедического обследования. 

Технология коррекции звукопроизношения. 

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. 

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. 

Технология развития интонационной стороны речи. 

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи. 

Технология логопедического массажа. 

Технология альтернативной коммуникации.

Также в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии: • арт- терапия, • кинезиотерапия,  • различные виды логопедического и пальцевого массажа,  • су-джок-терапия, • фитотерапия,  • ароматерапия,  •   телесно-ориетированные техники, логоритмика, психогимнастика, куклотерапия, различные модели и символы, элементы песочной терапии. 

Элементы Песочная терапия способствует: совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления. Креативная игротерапия (песочная терапия) метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает в развитии: связной речи; ассоциативного мышления; зрительной и слуховой памяти; зрительного и слухового внимания; воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Пальцевый массаж массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; прищепочный массаж; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж зондами, зондозаменителями; Су-Джок терапия.

Телесноориентированные техники: биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;  растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Возможности использования ИКТ в логопедии: Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Имеет следующие преимущества:

повышение мотивации к логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи; расширение спектра невебральных заданий; обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной; значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

До этого года основным средством информационно-коммуникационной технологии в кабинете 19 был компьютер и колонки. В рамках проекта «Доброшкола» приобретен мультимедийный интерактивный логопедический стол Logo 25, который
предназначен для проведения развивающих интерактивных занятий по всестороннему развитию и коррекции речи.
Состоит из рабочей зоны для учителя: компьютер, мышка, клавиатура, USB-панель, встроенная панель для управления звуком. Рабочее место для двух учеников. Оснащается 2-мя радиомикрофонами, встроенной интерактивной системой, монитором (2 положения), 2-мя зеркалами для отработки логопедических упражнений.

Стол содержит программный комплекс для интерактивных занятий по коррекции речи: «Игры для тигры», «Я расту», «Логомер 2», «Flow! Worcs Pro V2.0.». Программный комплекс для интерактивных занятий по коррекции речи. Разработан для формирования у детей правильного речевого дыхания, чистого произношения звуков, образной связной речи, богатого словарного запаса, правильного грамматического строя языка, а также для знакомства со звуками и буквами, обучения чтению и решения других образовательных и воспитательных задач.

Использование интерактивного стола способствует реализации таких технологий ,как здоровьесберегающая и технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Программный комплекс «Логомер2» содержит игры на развитие дыхания у детей, с использованием радиомикрофонов. В ходе выполнения задания программа учитывает длительность и силу воздушной струи.

В логопедической работе используются также такие приемы работы, как:

Рисование в программе «Flow! Worcs Pro V2.0.»

Просмотр презентаций Power Point

Использование для работы программ и приложений из интернета

Использование на занятии музыкальных композиций (отрывки из детских песен, потешки, мелодии попевки и т.п.)

Программный комплекс «Я расту», «Логомер2» предлагает большое количество заданий и игр направленных на коррекцию/формирование навыков чтения.

Говоря о технологиях, конечно же хочется упомянуть о логопедическом наборе. Набор логопеда состоит различного оборудования и методических материалов для полноценной работы логопеда. Все это удобно хранится в четырех лотках, размещенных в специальной стойке. Набор логопеда включает в себя пособия и оборудование для:

Развития речевого дыхания,

Логопедического массажа

Развития мелкой моторики,

Демонстрационный материал по лексическим темам.

В логопедической работе дополнительные средства коммуникации используются на индивидуальных занятиях с детьми с ТМНР и на уроках альтернативной коммуникации, в рамках учебного плана. Следует отметить что, прежде чем переходить к работе с карточками и словами, большое внимание уделяется развитию психических процессов, особенно пониманию речи и зрительного восприятия. В результате участия в программе «Доступная среда» кабинет логопеда пополнился пособиями и оборудованием, которые выдвинули логопедическую работу на новый качественный уровень. Среди них такие пособия как: «Чтение с пеленок», «Говорим с пеленок» ,стол для рисования песком «Песочная фантазия», коммуникаторы Go Talk+.

Выбор вида печатных средств альтернативной коммуникации основывается на результатах логопедического обследования. Специалисту необходимо выяснить на каком уровне речевые возможности ребенка, выявить его индивидуальные психофизические особенности. Исходя из этого выбираются печатные символы (от реалистичных изображений до графических).

Визуальное расписание расположено на хорошо просматриваемой поверхности, в нашем случае на двери. Все карточки расписания находятся на доступной для ребенка высоте. Расписание представлено в виде двух вертикальных полос липких лент. На одной полосе сверху стоит карточка-стрелочка со словом «Сейчас», на второй карточка-стрелочка со словом «Выполнено». В течение занятия карточки-задания из столбика «Сейчас» перекладываются в столбик «Выполнено». Последовательность карточек с заданиями, зависит от целей конкретного урока. Как правило, это 10-12 карточек. Сложные задания чередуются с простыми. Структура занятия от урока к уроку не должна сильно меняться.

Глобальное чтение.

Глобальное чтение - это метод «чтения» целыми словами. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление и импрессивную речь до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение позволяет развивать зрительное внимание и память. Смысл метода заключается в том, что ребенок запоминает слово и фиксирует за ними определенное понятие. Ребенок «читает» слово целиком, не вычленяя отдельных букв. С этой целью большое количество объектов и предметов кабинета логопеда подписаны. Названия-карточки находятся на уровне глаз ребенка.

Нуриева Л.Г. в своей авторской работе по развитию речи аутичных детей выделяет три основных направления обучению чтению:

- аналитико-синтетическое чтение (побуквенное),

-послоговое чтение,

- глобальное чтение (целыми словами).

В логопедической работе на базе школы ГБОУ АО «СКОШ №5» используются некоторые из них такие как: Go Talk +4, Go Talk +20.

Коммуникатор Go Talk +4 применяется в работе с детьми с ТМНР, имеющими в своем диагнозе детский церебральный паралич. Большие ячейки позволяют ребенку нажимать на кнопочку не пальцем, а всей поверхностью ладони (кулачком). Принцип использования речевых тренажеров Go Talk в какой-то мере перекликается с PECS. Они представляют собою устройство с кнопкой, позволяющее записывать и воспроизводить короткие сообщения длиною в 8-10 секунд. Например, использование кнопок «Привет»/ «Пока», «Да/нет» могут существенно облегчить общение с безречевым ребенком.

Коммуникатор Go Talk +20 — это более сложные тренажеры. Он позволяет использовать до 100 различных сменных изображений и 5 основных неизменных сообщений. Под каждым из изображений находится сенсорная кнопка, активация которой сопровождается записанным сообщением, соответствующим данному изображению.

Программных средства альтернативной коммуникации открывают гораздо больше возможностей для учителя, но требуют определенных условий. Это наличие сети Интернет, планшета или телефона. Как правила все программы устанавливаются в виде приложений, которые на обычном стационарном компьютере не работают.

В настоящее время немногие программы работают с компьютера, одна из них «Govori.org». Данная программа насчитывает большое количество карточек PECS по основным темам. Некоторые карточки озвучены. Большой плюс данной программы, в том что можно создать свою карточку загрузив нужную картинку в программу, а так же озвучить ее. Из всего многообразия карточек можно создать свои наборы, которые будут включать в себя только те изображения, которые нужны именно вам. Преимуществом программы является так же то, что в ней, используя графические изображения из наличия, можно составить шаблон для коммуникатора Go Talk+.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.