12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старокожева Зоя Сергеевна29
2

Использование элементов современных технологий сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в рамках урочной деятельности в условиях реализации ФГОС.



Использование элементов современных технологий сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса в рамках урочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (слайд 1)

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний,

вера в свои силы…» (слайд 2)

В.А. Сухомлинский

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровьесберегающего обучения.

В документах Министерства образования РФ (Законе «Об образовании», Концепции модернизации российского образования) и Конвенции о правах ребенка указывается, что «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, (слайд 3) ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни», и подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условия реализации основной образовательной программы.

Общие положения ФГОС. (слайд 4) Стандарт ориентирован на:

- становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной

школы»), выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа

жизни;

  - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям;

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для

укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее

позитивном влиянии на развитие человека о физической культуре и здоровье как факторе

успешной учебы и социализации личности.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Технологии, которые я использую при проведении уроков: (слайд 5, 6)

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

- психолого-педагогические технологии здоровьесбережения, снятие эмоционального напряжения:

- игровые технологии;

- создание благоприятного психологического климата на уроке;

- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

- комплексное использование личностно-ориентированных технологий;

- образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Эти технологии в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов, обучающегося, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии включают в себя не только систему мер по охране и укреплению здоровья, но и совокупность психолого-педагогических приемов и методов работы учителей, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет

здоровьезатратный характер. 
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Состояние здоровья сегодняшних школьников вызывает серьезную тре­вогу. По данным НИИ педиатрии более 20% де­тей в возрасте 6-7 лет по состоянию здоровья не готовы к обучению в шко­ле, более 35% - уже имеют хронические заболевания.

За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболеваний органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала.

На состояние здоровья детей влияют следующие факторы: (слайд 7)

20 % - наследственность

20 % -экология

10 % -развитие здравоохранения

50 % - образ жизни

Вероятно, нельзя сводить проблему только к биологическим и социально-эко­номическим проблемам.

Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей: тревожность и закомплексованность уча­щихся, слабая мотивация учения, несформированностью рациональных способов в ра­боте с учебным материалом, слабое разви­тие приемов логического мышления, спосо­бов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и дру­гие причины снижают устойчивость внима­ния, прилежание, работоспособность у зна­чительной части младших школьников.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому нам необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении  здоровья  учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС была разработана Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся (слайд 8)

Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни».

Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся (слайд 9)

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать хорошие результаты обучения. Поэтому основные задачи здоровьесбережения:

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  учащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Ребенка можно назвать здоровым, если он: (слайд 10)

В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Основными элементами здорового образа жизни являются: (слайд 11)

- отсутствие вредных привычек  основу которого составляют регулярные занятия - физической культурой и спортом  (должна сформироваться личность, стремящаяся быть здоровой душой и телом;

- санитарно – гигиеническая культура (ребенок должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.

Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Здоровьесберегающая технология - это:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

- соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

С целью предупреждения утомления  и усталости обучающихся применяю дидактические игры, включаю в урок физкультминутки. Обучающиеся включаются   в групповую и парную работу, перевожу школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планирую  смену видов  занятий  через 7-10 мин;  выдачу заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

       Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти   вопросы сегодня являются актуальными. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие   личности обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

         Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а, следовательно, повышению качества обучения.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, не пасовать перед ними, ведь рядом – друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

У нас сложился свой ритуал начала дня.

        Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, «Все дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству, «Ребенок хорош, плох его поступок», помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности, «В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»).

 

Оздоровительные моменты на уроке (слайд 12)

 

Использую проведение физкультминуток (слайд 13, 14)

Физкультминутки могут быть очень разными и зависят от целей данного урока.

Физкультминутки включают:

Гимнастику для глаз

Упражнения для кистей рук

Упражнения для профилактики нарушения осанки

Упражнения для профилактики плоскостопия

Дыхательные упражнения

Психогимнастику

Игровой самомассаж

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Упражнения для нарушения осанки (слайд 15)

Правильная поза учащегося во время занятий:

принять правильное положение и зафиксировать его.

2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.

3. Поднимает руки класс– это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Развитие внимания «Веселые человечки» (слайд 16, 17)

Пальчиковая гимнастика (слайд 18, 19, 20).

Зрительная гимнастика (слайд 21, 22)

Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости.
Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий.

38-52% детей к окончанию начальной школы имеют снижение остроты зрения. Согласно разным теориям одним из факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Существующие противоречия между физиологическими возможностями зрительного анализатора детей и общепринятыми технологиями обучения, способствуют массовому возникновению зрительных расстройств.

Дыхательная гимнастика (слайд 23)

      • Укрепление дыхательной мускулатуры;

        Уменьшение заболеваний дыхательной системы;

        Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.

Утренняя зарядка (слайд 24)

Экологическое пространство (слайд 25)

Проветривание помещений

Наличие живого уголка

Озеленение кабинета

Освещение кабинета

Вывод: физкультурные минутки помогают: (слайд 26)

Снятие усталости, напряжения;

Ослабить утомление на уроке;

Проводить профилактику нарушения осанки;

Поддержание работоспособности, активного внимания;

Релаксация на уроках (слайд 27)

Помогает снять стресс;

Расслабление мышц;

Снятие усталости;

Восстановление работоспособности

Здоровьесберегающий урок должен (слайд 28)

воспитывать

стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми

учить их ощущать радость от каждого прожитого дня

показывать им, что жизнь - это прекрасно

вызывать у них позитивную самооценку

Заключение (слайд 29)

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.  Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Умное высказывание (слайд 30)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ

Список литературы:

1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

2. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.

3. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.

4. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.

5. Хлопова, А. разработка программы «Школа – территория здоровья» /А. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.-№5.

6. Айзман, Р.И. Этапы мониторинга здоровья учащихся /Р.И. Айзман //Школьные технологии.- 2010.-№3.

Использование элементов современных технологий
PPT / 1.69 Мб

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.