Использование стратегий успешного чтения на уроках гуманитарных дисциплин
Танеева А.М.
учитель истории и обществознания
МОУ Аргаяшской СОШ №2
Использование стратегий успешного чтения на уроках гуманитарных дисциплин
А Вы умеете читать? Учили ли вас в школе навыкам чтения? Кто ж не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно перечитывать, или даже объяснять.
Чтение – это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Леонтьев Алексей Николаевич назвал чтение «формой соучастия человека в мире», и неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. А профессора крупнейших университетов мира высказывают большие сомнения по поводу своих студентов и на сайтах большинства западных университетов вы найдете статьи и целые разделы обучающие навыкам чтения.
Во ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
На уроках гуманитарного цикла нашей школы идет постоянная работа с текстовой информацией. Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой учащимся и незнакомой познавательной ситуации становится одной из самых актуальных задач современной школы.
Как же помочь школьнику овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров?»
Одним из главных путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
«Стратегии смыслового чтения» — различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. По определению Сметанниковой Натальи Николаевны, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией»..
Стратегии чтения являются алгоритмом умственных действий и операций в работе с текстом. Обеспечивая его понимание, они помогают лучше и быстрее осваивать знания, дольше их сохранять, воспитывают культуру чтения.
Работу с любым текстом на три этапа:
1. До чтения текста
2. Во время чтения текста
3. После чтения текста
Для работы с текстом на каждом из этапов учитель выбирает свои стратегии. Выбор в первую очередь определяется целью чтения, знаниями и опытом в области содержания текста и умениями учащихся, опытом использования учителем различных стратегий.
Чем лучше организован этап предчтения, тем легче школьнику читать текст и выше достигаемый им результат. Любое чтение любого источника начинается со знакомства с заголовком. Прочитав заголовок, мы обдумываем: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?». Именно на этом этапе возникает состояние готовности, необходимое для дальнейшего активного восприятия. В данный момент у нас появляется ожидание определенных знаний, предположение об их содержании, об отношении этих знаний к старым, уже известным. Такая предварительная умственная работа во многом направит дальнейшее чтение, поможет выделить главное в тексте.
Применяемые приемы (стратегии) этапа предчтения: Мозговой штурм, Глоссарий, ориентиры предвосхищения, Задай вопрос, Логическая цепочка, Оценка текста, Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал», Рассечение вопроса, «Дерево предсказаний».
На уроках обществознания в 9 классе учащиеся рисуют ствол дерева – название темы, ветви – предположения (верные, неверные), листья аргументы (обоснования) этих предположений. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На следующем этапе работы с текстом используются стратегии текстовой деятельности. Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом». С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.
Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. На данном этапе применяем стратегии: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками» (SMART, INSERT), Двойной дневник, Кольца Венна, Фишбон, Бортовой журнал, Сводная таблица , «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ), Тайм-Аут.
Активно применяется на уроках истории во всех классах прием «Сводная таблица», этот прием помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. На уроках русского языка, литературы, английского языка и истории учителями используется прием «Чтение с пометками». Цель данной стратегии: критический анализ текста статьи. Научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы поможет использование стратегии «Чтение с остановками». Учащиеся читают текст по абзацам про себя. После прочтения каждого абзаца учащиеся останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту. Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот. Данная методика является одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.
Заключительный этап работы с текстом - этап после чтения текста. Основная цель стратегий, используемых на данном этапе - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Приведем примеры послетекстовых стратегий: «Где ответ», Кубик (ромашка) Блума, Проверочный лист, Шесть шляп мышления, IDEAL (лист решения проблем), Эссе.
Таким образом основным методом работы в итоге выступает прочтение текстов и выполнение ряда заданий по прочитанному. Основой смыслового чтения выступает способность к структурированию текста:
- графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
- построение тезисного (антитезисного плана);
- выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идеи, законы, закономерности, проблемы), методов, выводов, иллюстративно-мотивирующих приемов.
Стратегии наиболее применимые и работающие на тех или иных уроках.
Перечисленные стратегии смыслового чтения активно применяются учителями нашей школы на различных уроках. Идет обучение педагогов, обмен опытом, систематизация приемов, вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.
И в заключении, умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Иоганн .В.Гете когда то написал «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели»
А вы умеете читать?