Доклад на тему «Стратегии смыслового чтения на уроках немецкого языка»

1
0
Материал опубликован 13 November 2016 в группе

Стратегии смыслового чтения на уроках иностранного языка

С.А.Баргова. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Называевская Гимназия»Омской области

Данная статья посвящена смысловому чтению одному из обязательных компонентов метапредметных результатов, который можно формировать на уроке иностранного языка. В статье предоставлена обобщённая характеристика смыслового чтения как универсального учебного действия, предлагаются некоторые способы и приёмы развития данного вида чтения на уроках немецкого языка, приведены примеры предтекстовыхтекстовых и послетекстовых заданий.

Ключевые слова: смысловое чтение, стратегии, предтекстовые задания, текстовые задания, послетекстовые задания, способы, приёмы.

Увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Залог успеха - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать. Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В соответствии с требованиями ФГОС, [1]отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Леонтьев А.А. пришел к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта [9]. Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

В концепции развития универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения [17].

Смысловое чтение-это не новый вид чтения (верно утверждение, что любое чтение должно быть смысловым). Смысловое чтение-это методическая категория, объединяющая в своём названии требования к чтению и указывающая на направленность и специфику обучения современных школьников, обладающих системно-смысловым типом сознания. Под смысловым чтением мы понимаем такое чтение, которое направлено не только на понимание читающим смыслового содержания текста, но и на его осмысление, оценку и формирование личного мнения относительно прочитанного.[1]

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.


 

Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей[1]. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. И здесь важно правильно выбрать стратегию работы над текстом, определить методы и приемы работы

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много обучающийся работает самостоятельно под руководством учителя [14]. А любая деятельность, по мнению Зимней И.А., должна заканчиваться фазой контроля, т.е. определяется, достигнута ли цель. Цель чтения является понимание прочитанного как положительный результат осмысления [6].

Наиболее эффективному формированию стратегий смыслового чтения способствуют технологии, направленные на развитие критического мышления. С методологической точки зрения, любой урок должен включать компоненты, которые задействуют все стадии критического мышления в процессе познания:

1 стадия – вызов: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Пробуждение интереса. Итог – постановка цели учебной деятельности.

2 стадия – осмысление содержания: Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей.

3 стадия - рефлексия: суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности[13].

Анализ методической литературы по проблеме показывает, что эти фазы согласуются с этапами работы над текстом, которые подразделяются на предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

В своей работе я подобралиа различные предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения, которые были апробированы мной на практике. Из предложенных упражнений учитель может выбрать упражнения согласно уровню обученности класса, виду текста и техническим возможностям[4].

Предтекстовый этап (ориентировочный):

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения.

«Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после)

«Мозговой штурм».(Ассоциации по поводу заявленной темы)

«Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)

«Предваряющие вопросы».(Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)

«Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)

«Прогноз и впечатления». ( Попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации)

Текстовый этап (чтение)

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является понимание текста и создание его читательской интерпретации, выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.

«Чтение в кружок» (попеременное чтение)

«Чтение в парах»

«Чтение с пометками»

v Знакомая информация

+ Новая информация

- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

«Чтение с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Тайм-аут!» (паузы для сохранения информации).

«Преобразование текста в таблицу»

«Компрессия текста» (план в вопросах, с ключевыми словами)

9. «Кластер»

Посттекстовый этап (рефлексивно-оценивающий этап)

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

 «Отношение между вопросом и ответом»

«Вопросы после текста» (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.)

«Ромашка Блума»-(шесть лепестков-шесть типов вопросов)

простые (Кто? Когда? Где? Как?)

уточняющие (Правильно ли я понял..?)

практические (Как можно применить..?Что можно сделать из..?)

интерпретационные (Почему?)

творческие (Что будет, если..?)

оценочные (Как вы относитесь ?)

«Взаимовопросы».

«Синквейн.» (развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности)

«Сводные таблицы.»

«Задание на соотнесения»(между вопросом и утверждением; части текста с картинкой….)

«Верно, неверно, нет информации»

«Проверочный лист».

«Люкентекст»(текст с пропусками)

«Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц)

Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений)

В заключении необходимо вернуться к тезису, изложенному выше, о том, что чтение носит характер универсального учебного действия и определяет успешность обучающегося по всем изучаемым предметам.

Успешное овладение чтением на иностранном языке будет оказывать положительное влияние на формирование познавательных универсальных действий. Иностранный язык может и должен развивать речевую деятельность обучающихся по средствам работы с текстом.

Комментарии
Комментариев пока нет.