Статья «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках английского языка (практические задания к предтекстовой, текстовой и послетекстовой стратегии)»

2
0
Материал опубликован 21 November 2019

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках английского языка (практические задания к предтекстовой, текстовой и послетекстовой стратегии)

Боженко Надежда Герасимовна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 1 с. Троицкое,

Хабаровский край

 

«Чтение – вот лучшее учение»

А.С. Пушкин

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, отражающих социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Принципы метапредметности обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Достижению высокой результативности процесса обучения смысловому чтению будет способствовать создание новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности, диапазон и степень владения педагогом методиками, приемами и техниками работы с разными видами текстов, наличие учебно-методических, дидактических, ИКТ средств организации деятельности обучающихся. Эффективной организации обучения смысловому чтению на уроках английского языка помогут представленные материалы, включающие в себя тексты, стратегии, методики и практические задания. К тексту Healthy Lifestyle разработаны задания предтекстовой, текстовой и послетекстовой стратегий обучения смысловому чтению.

Пример текста:

Healthy Lifestyle

Today healthy lifestyle is becoming more and more popular both with the old and the young. People have become more health-conscious. They say that the greatest wealth is health. And it’s so true. The healthier we are, the better we feel. The better we feel, the longer we live.

A healthy diet is an essential part of staying healthy. We know that we should not stuff ourselves with fast food, sweets, sausages, pastry and fat food. Due to medical research, this type of food shortens our life, it leads to obesity, heart and blood vessels diseases, diabetes, gastric problems and lots of other serious ailments. To prevent all these problems we should enjoy well-balanced home-made meals with a lot of organic fruits, vegetables, dairy products, grains and seafood. We are what we eat.

Keeping fit and going in for sports is also important for our health. Lack of exercise in our life is a serious problem. In big cities people spend hours sitting in front of computers, TV-sets and other gadgets. We walk less because we mainly use cars and public transport. We certainly don’t have to be professional sportsmen, but we should visit fitness clubs, go jogging, walk much, swim, go cycling or roller-skating or just dance. Doctors say that regular moderate physical activity is necessary for our body because it protects us from strokes and heart diseases, flue and obesity.

We must understand the harm of bad habits for our health. Smoking, drinking or taking drugs mean serious illnesses and even death from lung cancer or liver diseases, for instance. Cigarettes kill about 3 million heavy-smokers every year. Drug addicts die very young. So I think there is no place for bad habits in a healthy way of life. Taking a proper rest and getting enough sleep, from 8 to 10 hours daily, are also great healthy habits. Sleep is the food for our brain and the rest for our muscles. Moreover we should avoid getting nervous or worried for no reason.

Healthy way of life concerns our body, mind and soul. Healthy people live longer, they are more successful and they enjoy their life. I believe that it’s not difficult at all to follow these simple rules, and they are worth it.

Пример № 1. Тип стратегии: Предтекстовая

Название стратегии: Картинная галерея

Цели  стратегии: мотивация учебной деятельности, предвосхищение тематики читаемого текста и обсуждаемой проблемы;

Алгоритм реализации стратегии:

Учитель вывешивает картинки или предлагает изображения на экране интерактивной доски. Учащиеся высказывают свои суждения о том, что объединяет эти изображения. Какие вопросы у вас возникли? Какую проблему мы будем сегодня решать на уроке? Учитель записывает варианты предположений учащихся на доске, помогает учащимся сформулировать проблему.

Пример № 2. Тип стратегии: Предтекстовая

Название стратегии: Выбор пословицы

Цели  стратегии: актуализация знаний, прогнозирование содержания текста по выбранным пословицам, мотивация учебной деятельности;

Алгоритм реализации стратегии:

Учитель предлагает обучающимся подобрать русский эквивалент английским пословицам. Ученики повторяют ранее изученную лексику, используя языковую догадку, а также отрабатывают фонетические навыки лексики, используемой в тексте.

Пример № 3. Тип стратегии: Предтекстовая

Название стратегии: Вместительная корзина

Цели  стратегии: актуализация и повторение лексики, связанной с темой текста;

Алгоритм реализации стратегии:

Учащиеся вписывают в корзину слова, которые могут понадобиться для чтения текста. Победителем станет тот, у кого окажется самый богатый запас лексики для иноязычной коммуникации на уроке.

Пример № 4. Тип стратегии: Текстовая

Название стратегии: Чтение вслух

Цели  стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста;

Алгоритм реализации стратегии:

Ученики читают вслух (попеременное чтение)

1.              Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша зада­ча — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу во­просы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу. (Если на самом деле имеются копии текста у других членов группы, их нужно отложить в сторону.)

2.             Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

Пример № 5. Тип стратегии: Текстовая

Название стратегии: Поиск основной мысли

Цели  стратегии: научить выделять главную информацию, понимать основную мысль текста;

Алгоритм реализации стратегии:

Обучающиеся читают текст «про себя», и находят в каждом абзаце предложение, передающее основную мысль этой части. Далее следует обсуждение и определение лучшего варианта ответа. Работу можно выполнять индивидуально, в парах или в группах на выбор учащихся.

Пример № 6. Тип стратегии: Текстовая

Название стратегии: Построение кластера

Цели  стратегии: выражение информации текста в виде схемы, выделение главной информации из текста;

Алгоритм реализации стратегии: Составьте кластер по тексту, определяя главную информацию. В ходе дальнейшей работы над текстом вы сможете добавлять новую информацию по изучаемой теме. Данный вид работы можно выполнять индивидуально, в парах или в группах с последующей презентацией и обсуждением.

Пример № 7. Тип стратегии: Послетекстовая

Название стратегии: Синквейн

Цели  стратегии: анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения получения, переработки информации и ее осмысления, выражение своего отношения к проделанной работе, самооценка;

Алгоритм реализации стратегии:

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза, обобщения и оценки полученной информации. Это – креативная форма работы, которая вызывает эмоциональный отклик у учеников. Ученики могут выполнять эту работу индивидуально, но опыт моей работы показал, что в паре или в группе составлять синквейн интересней! Далее следует презентация синквейна и коллективный выбор лучшего.

Healthy Lifestyle:

Popular, important,

Keeping fit, walking, dieting,

Teens enjoy it,

Happy Life!

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. http://sch10.rybadm.ru/1/docum/fgos_noo_2015.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.http://www.zhgzresurs.ru/docs/orgmetod/fgos_ooo/norms/FGOS_OOO_s_izmeneniyami_ot_31.12.2015.pdf

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.

4. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

 

5. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

6. Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

7. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

8.https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=364x1024:format=png/path/sc7a90c0634d750c7/image/ia93e289fe89d90e8/version/1456168870/image.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации