Статья «Использование стратегии смыслового чтения на уроках для развития коммуникативной функции школьников с нарушением слуха»
Волкова Инна Александровна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара
(ГБОУ ШИ № 117 им. Т.С. Зыковой г. о. Самара)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация
В статье описаны основные стратегии по формированию и развитию у школьников с нарушенным слухом навыка осознанного чтения и представлены примеры применения различных типов и приемов стратегий работы с литературным текстом.
Ключевые слова: технология, смысловое чтение, осознанное чтение, стратегиальный подход.
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Стремительно развивающееся общество предъявляет новые требования к выпускникам, касающиеся анализа, систематизации и скорости переработки получаемой информации. В свете модернизации общего образования школа должна обеспечить обучающихся не только определенной суммой знаний по предметам, но и умением использовать эти знания в разнообразных ситуациях, развивать познавательные способности. Необходимо подготовить выпускников, способных к быстрому восприятию текста и обработке больших объемов информации, умеющих понимать цели чтения, рассуждать и делать выводы. В этих условиях проблема обучения детей чтению становится крайне актуальной для педагогов. Особенно для педагогов, обучающих детей с нарушенным слухом, так как именно чтение для данной категории ребят имеет особое значение. Все они имеют пробелы в познании действительности, владеют недостаточной информацией, им требуется расширение знания об окружающем мире, уточнение уже имеющихся представлений. И именно книга способна в этом помочь. Книга для них становится окном в мир слышащих и говорящих. К сожалению, современные дети в большинстве своем мало читают.
Понятно, что хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка при изучении любых предметов. Поэтому каждому педагогу предстоит правильно организовывать деятельность по формированию осознанного, смыслового чтения на уроках. Только овладев навыками понимания текста, умением устанавливать причинно - смысловую зависимость между его частями, событиями, фактами и явлениями, можно говорить об осмысленном понимании изучаемого материала, о формировании у школьника собственных суждений и мыслей.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению, автором и разработчиком которого является Сметанникова Наталья Николаевна [5]. Данный подход во многом перекликается со взглядом Т. С. Зыковой на процесс обучения чтению неслышащих школьников, утверждавшей, что для достижения сознательного чтения важно «чтобы дети понимали содержание читаемого текста, его идейный смысл, могли составить и высказать свое отношение к описанному. Это достигается использованием различных специальных приемов, помогающих понять текст…» [3, с. 89], а также приемов, описанных С. А. Зыковым [1]. Авторы считают, что в условиях крайне малого лексического запаса слабослышащих детей процесс чтения нельзя превратить только лишь в разбор значений новых слов, входящих в текст. Внимание должно быть направлено на всё содержание читаемого текста, а не на входящие в него слова. И, если постоянно усердно работать с текстом на любом уроке и учебном предмете, то ребенок станет максимально точно и полно понимать содержание текста, видеть все детали и практически осмысливать полученную информацию.
В выпускных классах обучающиеся проходят итоговое собеседование, на котором надо продемонстрировать свои коммуникативные навыки и умение анализировать текст. Это трудное испытание для детей с нарушенным слухом. Требуется большая подготовка. Здесь и приходит на помощь стратегия смыслового чтения Н. Н. Сметанниковой [4]. Сущность стратегии состоит в том, что она имеет отношение к выбору, функционирует автоматически и формируется в ходе развития познавательной деятельности ученика. Стратегии предусматривают индивидуальную, парную работу, работу в малых группах, в том числе и исследовательскую, что позволит учителю-предметнику максимально дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения. Использование той или иной стратегии зависит от текста и его структуры.
В условиях школы – интерната № 117 им. Т.С. Зыковой стратегия Н. Н. Сметанниковой используется как модель, но, при этом учитывается специфика детей с нарушенным слухом, добавляются разнообразные формы предметно-практической деятельности, предложенные Т. С. Зыковой. Такие, как «работы бригадами», и «работы с маленьким учителем» [2].
Рассмотрим все 3 типа стратегий технологии смыслового чтения применяемых в работе со слабослышащими школьниками на примере текста о В.Терешковой.
1 этап-предчтение.
Согласно традиционной методике обучения чтению неслышащих детей прежде, чем прочитать текст, рекомендуется провести подготовительную работу, которую Н. Н. Сметанникова называет этапом предчтения. Чем лучше организован этот этап, тем легче дается обучающимся понимание текста и, следовательно, выше достигаемый результат. На этом этапе идет определение смысловой, тематической и эмоциональной направленности текста, проводится работа над заглавием, происходит знакомство с автором, иллюстрациями. Предтекстовые стратегии направлены на постановку задач чтения, выбора вида чтения, актуализацию имеющихся знаний и словаря, повышение мотивации к чтению и создание эмоциональной настроенности. На этом этапе можно использовать такие стратегии, как «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения содержания текста», «Батарея вопросов», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрация содержания» и т.д.
Все стратегии хорошо представлены в пособии для учителя
Н. Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения». Рассмотрим некоторые из них.
Стратегия «Мозговой штурм».
В рамках стратегии детям сообщается, чем они будут заниматься на уроке (читать и обсуждать статью о первой в мире женщине-космонавте), учитель интересуется, какие ассоциации у ребят возникают по поводу заявленной темы. Не забываем, что работаем с глухими и слабослышащими детьми, поэтому ответы записываются на доске. После прочтения текста ученики сравнивают записанные ассоциации с содержанием прочитанного и отвечают на вопрос «что нового узнали из текста?» На этом этапе учащиеся выдвигали гипотезы, искали подтверждение им в тексте и знакомились с новой информацией.
Следующая стратегия - «Глоссарий». В процессе данной стратегии детям предлагается задание на выбор слов, подходящих к данной теме.
-Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:
космос поезд самолет
аэроклуб ракета цветы
рекорд первый собака
книга космонавт скафандр
Обучающиеся обращают внимание на значение и употребление этих слов в тексте.
Интересной для детей является стратегия «Ориентиры предвосхищения». Сущность данной стратегии заключается в том, что она не только актуализирует предшествующие знания и опыт, имеющий отношение к теме текста, но и мотивирует детей к чтению. Ребятам предлагается не только выбирать суждения, с которыми они согласны, но и аргументировано доказывать, обсуждать.
-Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (+).
До чтения текста |
Суждения |
После чтения текста |
|
Первый человек в космосе - В. Терешкова. |
|
|
Свой полет в космос В. Терешкова совершила в 26 лет. |
|
|
Корабль с В. Терешковой на борту совершил 3 оборота вокруг Земли. |
|
|
Более 70 часов В. Терешкова провела в космосе. |
|
|
Полеты женщин в космос надолго прекратись из-за того, что время полета В. Терешковой стало плохо. |
|
|
Валентина Терешкова еще несколько раз летала в космос. |
|
- Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло.
2 этап – текстовое деятельность.
Школьники учатся вдумчивому, изучающему, анализирующему «медленному» чтению. Управление процессом чтения на этом этапе происходит с помощью вопросов. Чтение текста происходит в три этапа.
На этапе первичного чтения, которое может быть как самостоятельным, так и комбинированным или чтением-слушанием, в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся, проводится мониторинг понимания читаемого текста. Хорошо зарекомендовали себя такие стратегии, как «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».
На втором этапе текст перечитывается либо целиком, либо фрагментарно Медленное, вдумчивое чтение позволяет управлять процессом осмысления текста во время чтения. На этом этапе применяется стратегия «Чтение с остановками».
Третий этап работы предусматривает постановку уточняющих вопросов к каждой смысловой части текста, обобщение и выразительное чтение. Стратегии «Диалог с автором через текст», «Комментированное чтение» выводят учащихся на беседу по прочитанному, выявление ключевых слов, предложений, абзацев.
Применяя на этом этапе работы стратегию «Попеременное чтение вслух с вопросами», мы учим детей вдумчиво читать текст, задавая все более усложняющиеся вопросы. Один ученик читает первый абзац, другой задает вопросы, члены группы отвечают на них.
- Как зовут первую в мире женщину - космонавта?
- Где и когда она родилась?
- Как занятия в аэроклубе повлияли на выбор профессии?
- Когда и на каком корабле В. Терешков совершила свой полет в космос? И т.д.
На этапе рефлексии уместна стратегия «Чтение про себя с пометками».
Она развивает навыки анализа и синтеза информации. Ребята читают текст и в зависимости от целей и задач урока делают пометки (понял (+), не понял (-), надо выяснить (?)). Отвечая на вопросы, ребята обсуждают полученную информацию.
- Что из прочитанного было вам известно?
-Что нового узнали?
-В чем вы сомневаетесь?
-Что показалось наиболее важным?
После обсуждения ребята заполняют таблицу:
Знаю |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
3 этап - послетекстовая деятельность.
Это заключительный этап работы над текстом. Идет проверка усвоения прочитанного через его обсуждение, а также корректировка тех предположений, которые были даны в процессе предтекстовой подготовки. Различные стратегии используются на этом этапе. Это и «Море вопросов», «Вопросы после текста», «Проверочный лист», «Тайм-аут», «G — S — R» и др.
В плане подготовке детей к написанию изложения в сжатой и развернутой форме незаменима стратегия «G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ). Дети учатся свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости. Обучающимся предлагается бегло прочитать текст и разделить его на смысловые отрывки. Дети с нарушением слуха, в большинстве своем, имеют скудный словарный запас. При чтении текста необходимо обсудить незнакомые слова.
местный аэроклуб была рекомендована
орбита симптомы
укачивание инструктор
Дается задание: подготовить таблицу из трёх колонок. В колонку № 1 надо записать обобщающие вопросы к каждому абзацу; № 2 —выписать ключевые слова из текста; № 3 — записать индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из колонки № 1.
План в вопросах (Аннотация. О чём?) |
Ключевые слова (Краткий пересказ. Что говорится?) |
Индивидуальные слова (Пересказ) |
1. Что ты знаешь о детских и юношеских годах В. Терешковой?
2. Как проходил полет?
3. Как сложилась судьба В. Терешковой в дальнейшем? |
Валентина Терешкова - первая в мире женщина - космонавт. Родилась в Ярославской области в 1937 году. Аэроклубом рекомендована в отряд космонавтов. 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» совершила полет в космос. Облетела Земной шар 48 раз, 71 час пробыла на орбите. К концу вторых суток испытывала симптомы «космического недомогания». Надолго запретили полеты женщин в космос. Шанса полететь в космос не было. Работала инструктором в Центре подготовки космонавтов.
|
Деревня Большое Масленниково, окончила текстильный техникум, работала на ткацкой фабрике, парашют, 26 лет.
Укачивание, Валерий Быковский, Сергей Королев, прервать полет, непобитый рекорд.
Комитет советских женщин. |
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами в конах № 2 и 3. Колонка № 3 заполняется каждым учеником индивидуально в зависимости от того, что ему трудно запомнить. Для краткого пересказа необходимы слова из колонки № 2. Если ключевые слова выбраны верно, то их достаточно для составления краткого пересказа текста. Это наглядный действенный способ обучить ребят такому сложному для них краткому и полному пересказу текста.
Систематическая, методически продуманная и целенаправленная работа по формированию правильных читательских умений даёт результаты. Дети становятся более активными на уроках, коммуникабельными, пытаются выражать свое отношение к материалу, не боятся рассуждать, внимательно слушают друг друга, становятся эмоционально раскрепощенными, участвуют в театральных постановках, что, несомненно, очень важно для детей с нарушенным слухом. Прививая ребенку навык осознанного чтения, мы развиваем в нем не только привычку думать, рассуждать, обсуждать, но и формируем новый стереотип поведения, участвуя в развитии личности ребенка в целом.
Текст. Первая в мире женщина-космонавт.
Первая в мире женщина-космонавт родилась в 1937 году в деревне Большое Ма́сленниково Ярославской области. Её отец был трактористом. Она окончила текстильный техникум и начала работать на ткацкой фабрике. При этом девушка занималась в местном аэроклубе, блестяще освоила прыжки с парашютом и была рекомендована для зачисления в отряд космонавтов. Пройдя ускоренный курс подготовки, Терешкова 16 июня 1963 года совершила космический полет на корабле «Восто́к-6». В то время ей было 26 лет.
Литература
1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов./ С. А. Зыков. - М.: Просвещение, 1977. -200 с.
2. Зыкова Т.С. Виды работы на уроках предметно-практической деятельности. //Дефектология, 1970, № 4. С. 39-44.
3. Зыкова Т.С. Развитие глухого ребенка в семье.// Дефектология, 1984,
№ 6. С. 85-90.
4. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
5. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н. Н. Сметанникова. – М.: Шк. б-ка, 2005. С.-509.