Использование стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

4
0
Материал опубликован 7 May 2021

В работе поднимается вопрос формирования системы обучения чтению как основной метапредметной компетенции учащегося. Умение работать с текстами разного вида, отбирать, структурировать, систематизировать, анализировать, понимать, интерпретировать информацию, представленную в печатной форме, успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе.

Можно с уверенностью сказать, что читательская грамотность напрямую зависит от уровня сформированности навыка смыслового чтения.

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Актуальность использования настоящей стратегии обусловлена необходимостью формирования системы обучения чтению как основной метапредметной компетенции учащегося, являющейся основой его развития. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности, которые успешно реализуются в работе с материалом через компрессию текста - смысловое чтение.


Стратегия смыслового чтения – компрессия текста

Название стратегии: G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ, где G — Gist – аннотация текста, S — Summare – сумма содержания текста, которая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста).

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Цель данной стратегии – обучить навыкам выборочного чтения и преобразования текстовой информации в другой вид, научить свёртывать информацию и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.


Подробный алгоритм реализации стратегии.

Ход работы:

1. Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста). При чтении текста нужно выяснить значение незнакомых слов.

2. Постановка 1-2 (обобщающих) вопросов к каждому смысловому отрывку.

3. Заполнение таблицы:

в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы,

во вторую — ключевые слова из текста,

в третью — индивидуальные слова, необходимые для полного ответа на вопрос из первой колонки.

Рассмотрим таблицу:

t1620388886aa.jpg

Примерное задание для использования этой стратегии на уроке русского языка.

Задание. Подготовка к подробному изложению.

Упр. 41 (Е.И. Никитина, «Русская речь», 5 класс).

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели.

Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки.

(по И.Соколову-Микитову)

1) Определить тему и основную мысль текста.

-Как можно озаглавить текст?


2) Лексическая работа.

Разлапистые ели – ели с широкими, раскинувшимися ветвями, листьями.

ЖЕЛНА́ - крупный дятел черного цвета с ярко-красным теменем. 

3) Определить подтемы текста, смысловые части в тексте. Составить таблицу.

-Для раскрытия темы текста автор использовал 6 смысловых частей, которые легко обнаруживаются (соотносятся с абзацами). Все подтемы раскрывают содержание первого предложения.

План в обобщённых вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1. О чем говорится в первом абзаце?

вечер, глухой лес, низкое солнце

 быстро наступает, скрылось

2. Каков вечерний лес?

темные тени, старые сосны, разлапистые ели,

 недвижно, чернеют

3. Чем пахнет в лесу?

Смола, хвоя, листва

 свежая смола, опавшая

4. О каких птицах идет речь в тексте?

дятел-желна, торопливый стук, шустрые синички

 сказочный часовой, вечерняя заря

5. Как наступает ночь в лесу?

непроглядная ночь, дневные птицы и звери

скоро, замолкнут и заснут

6. Что сказано о зайчишке?

выйдет из логова, страшно в лесу

 робко, сова, хрустнет веткою рысь, злые волки


4) Коллективная работа.

Анализ композиции текста. Составление плана текста.

План.

1. Вводная часть.

2. Вечерний лес.

3. Запахи леса.

4. Птицы леса.

5. Наступление ночи.

6. Зайчишка-беляк.


Итог.

Полный пересказ текста получается, когда используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его запоминания (колонка № 1).

В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов. Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры, «нот текста», невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Продемонстрировав всей группе один пример пересказа, да­лее можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося.


Примечание (что важно учитывать при реализации стратегии) / варианты  реализации стратегии:

Пояснения к ходу работы.

В первом смысловом отрывке текста, как правило, в явном или неявном виде сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация о действиях персонажей. Поэтому к первому абзацу, как правило, бывает необходимо поставить два во­проса. Обобщённый вопрос — это вопрос ко всему абзацу, он часто начинается с вопросительных слов: каков? какой? и т.д.

Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится сло­варик основных мыслей и деталей, составляющих содержание полно­го пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки доста­точно для составления краткого пересказа.

Запись таблицы обязательна.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации