Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности младших школьников.

4
0
Материал опубликован 15 August в группе

«Использование цифровых образовательных ресурсов в работе по формированию функциональной грамотности младших школьников»

Функциональная грамотность - это умения применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, функциональное (смысловое) чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах - текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать.

Исследования последних лет свидетельствует о существенных проблемах в области сформированности читательской компетентности у современных школьников. В рамках исследований качества и грамотности чтения были выявлены следующие негативные моменты:

- обучающиеся неверно истолковывают содержание прочитанного текста в связи с незнанием, неверной интерпретацией фактов, изложенных в тексте;

- обучающиеся интерпретируют слишком поверхностно смысл текста, без учета социокультурного контекста;

- обучающихся неверно понимают значение отдельных слов, фраз и поэтому неверно в целом понимают смысл текста.

Чтобы избежать данные недостатки необходимо развивать функциональную читательскую грамотность.

Читательская грамотность сегодня - это способность извлекать мысли, создавать смысловые сообщения, воспринимать и создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах, в том числе и в цифровой среде.

Функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста. В современном обществе умение работать с информацией, прежде всего читать, становится непременным условием успешности.

Задания на формирование читательской грамотности помогают детям учиться работать с информацией: понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями и истолковывать ее.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей младшего школьного возраста существенно повышает уровень функциональной грамотности учеников, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, развитию умственной деятельности. Дети зрительно воспринимают яркую картинку, и информация запомнится быстрее и на долгое время.

Проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет детям проявлять себя индивидуально или в группе, учиться самостоятельно добывать информацию, сравнивать, анализировать, представить публично полученный результат.

Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Использование цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР) в учебном процессе позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - это важная задача современной школы. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новыми методами получения информации и преобразования её в знания. Уроки с использованием ЦОР позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

По мере того как развивается наука и техника, требования к знаниям растут. Можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям в обществе. Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Формировать функциональную грамотность помогут цифровые образовательные платформы (на которых мы работаем) такие как:

Учи.ру - на этой платформе все задания относятся к функциональной грамотности, так как используют знания, умения, навыки, приобретённые в школе, для решения различных заданий. Задания разработаны с учетом ФГОС. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Также есть диагностика функциональной грамотности.

​​​​​​​МЭО (Мобильное Электронное Образование) - на этой платформе все задания учитывают возможности каждого ребёнка, включая детей с трудностями в обучении и ограниченными возможностями здоровья. Задания разработаны с учетом ФГОС. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Литературное чтение. 1-е и 2-е классы нашей школы занимались на платформе МЭО на протяжении двух лет.

ЯКласс – на этой платформе есть занимательные карточки, олимпиады, для учителей вебинары, семинары.

Яндекс Учебник - это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС. Русский язык. Математика. Окружающий мир. Это бесплатный образовательный сервис для учителей начальных классов и их учащихся: занимательные карточки, олимпиады, для учителей семинары, вебинары.

Таким образом, все цифровые образовательные платформы повышают мотивацию обучающихся к самообразованию, включенности в обучение, умение правильно и разумно использовать свое учебное время.

Обучая учащихся, учитель должен повышать свою квалификацию.

В заключение хотелось бы сказать, что функционально-грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем его мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня необходимо воспитывать в детях начиная с начальных классов.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации