Использование технологии фасилитации «Мировое кафе» на урочных и внеурочных занятиях в начальной школе.

5
0
Материал опубликован 30 May

«Мировое кафе»

А сейчас мы хотим рассказать про технологию фасилитации
«Мировое кафе».

Одной из важнейших задач современного учителя сегодня является внедрение в учебный процесс таких методов, приёмов и технологий, с помощью которых самый, казалось бы, примитивный урок стал интересным и захватывающим. В свете реализации ФГОС в практике учителя стало весьма актуальным применение такой технологии как «Технология фасилитации «Мировое кафе».

 Чтобы понять суть самой технологии фасилитации, необходимо выяснить и понять значение самого термина «Фасилитация».  


Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать, помогать) – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

Данная технология помогает минимизировать общие проблемы, с которыми так или иначе сталкиваются люди, взаимодействуя и сотрудничая друг с другом.

Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

•          Какого результата (уровня) необходимо достичь?

•          Кто должен быть вовлечён?

•          Какова последовательность выполняемых группой заданий?

•          Как организовать эффективную коммуникацию?

•          Как эффективно использовать имеющиеся ресурсы?

•          Как обеспечить комфортную для работы участников среду?

Фасилитатор – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Он помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников.


Технология «Мировое кафе» это технология и искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере - в уютной обстановке привычного кафе.

Цель «Мирового кафе» - создание возможности для контакта не столько профессионального, сколько, в первую очередь, личного, по принципу: «Если заладились человеческие отношения, то и результат делового общения всегда будет успешным».

Задача участников «Мирового кафе» – собрать по возможности максимальный объем информации: впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.

А результатом такой работы должна стать «картина мира», полученная за весьма короткое время, отражение ситуации в умах присутствующих, иными словами, «срез общего мнения» по теме.


Как же организуется сам процесс?

Поставьте парты по группам, как столики в кафе. Положите на каждый стол бумагу, ручку, маркеры, выделители текста и тд.

Подготовьте вопросы для обсуждения: по одному для каждого стола.

Разбейте класс на несколько групп (5-8 человек в каждой). Объясните суть работы. Выберите в каждой группе "хозяина стола". Он будет фиксировать результаты обсуждения. "Хозяин стола" не переходит за другой стол, в отличие от остальных членов группы.

Проведите обсуждение в несколько раундов. Каждый раунд - 7-10 минут. После окончания каждого раунда группы переходят за другой стол, где "хозяин стола" знакомит вновь прибывших с итогами дискуссии предыдущей группы. Члены новой группы высказывают собственные мнения по данному вопросу.

В конце урока, когда участники побывали за всеми столами и вернулись за свой исходный, "хозяева столов" обобщают все идеи и озвучивают их. Учитель записывает основные тезисы на доске. Делается общий вывод по каждому вопросу.

На подобном занятии обучающиеся учатся:

- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;

- действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

- владеть нормами и техникой общения;

- определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации.


Кроме того, данная технология направлена на развитие речевых умений:

- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми;

- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Опыт проведения подобной дискуссии подтверждает, что технология “Мировое кафе” как одна из форм организации дискуссии развивает умения работать в группе и позволяет обучающимся получить опыт такой работы, способствует практическому освоению принципов общения и сотрудничества.

Уникальность технологии в том, что для проведения занятия с ее использованием не нужно специального оборудования, а также возможно организовать обсуждение с большим количеством участников. Провести "Мировое кафе" можно и на уроке, и на внеклассном мероприятии, и на родительском собрании, и на педсовете.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей