Методические рекомендации «Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе»
Использование технологии сотрудничества на уроках
в начальной школе
Задача школы на сегодняшний день – формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности.
Секрет успешности обучения - прежде всего формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, знакомство с различными социальными ролями, умение работать в группе, способность личности к речевому общению.
Формирование коммуникативной компетенции, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека чувствующего и думающего, который не только имеет знания, но и может использовать их в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и жизни в целом. [2]
Педагогика сотрудничества – это технология личностно – ориентированного обучения, которая основывается на следующих принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе. [4].
Чем же привлекает педагогов обучение в сотрудничестве?
Независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики:
- соревнуются друг с другом за право называться лучшими;
-приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
- работают, объединившись в небольшие группы;
Учебное сотрудничество организуется с помощью различных приемов, способов, которые одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества при решении учебных задач являются обсуждение проблемного вопроса, дискуссия. Диалог и совместное решение возникают в том случае, когда требуются рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка разных точек зрения. Соответственно, задача, которую ставит педагог перед классом в расчете на ее решение путем учебного сотрудничества, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Такие задачи требуют достаточно высокого уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях, в ходе которых формируются коммуникативные УУД.
Большое значение для эффективного учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников через распределение ролей или задание способов совместной работы, а также вовлечение всех участников образовательного процесса в разные методы, формы и виды учебного сотрудничества.
Важным способом организации сотрудничества является предварительная отработка программы совместного решения учебных задач. Учебно-педагогическое сотрудничество формируется далеко не сразу. Приходящие в школу дети, еще не в полной мере владеющие приемами и способами осуществления индивидуальной учебной деятельности, не могут сами наладить и деятельность коллективную и еще не умеют сотрудничать с учителем. И наконец, еще одним педагогическим условием, способствующим эффективной организации учебного сотрудничества младших школьников, является поэтапное усложнение его видов: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя. [5].
Основные варианты организации обучения, используя технологию сотрудничества:
1. «Обучение в команде».
В данном случае особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в только результате самостоятельной работы каждого члена группы и в постоянном взаимодействии с другими членами при работе над темой, вопросом, который подлежит изучению. Поэтому задача для каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и познать, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый учащийся. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации, так как успех команды зависит от личного вклада каждого, а также в совместном решении проблемы. Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого нужно выполнить одно задание для всей команды. Команды не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.
2. «Пила».
Учащиеся делятся на группы по 4 - 6 человек для работы над изучаемым учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый участник группы находит материал именно по своей части. Затем ученики, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других участников группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3.«Учимся вместе».
Класс разбивается на группы по 3—5 человек (по уровню усвоения учебного материала). Каждая группа получает одно задание, являющееся пунктом какой-либо большой темы, над которой работает класс. В результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награду получает вся команда, осуществляется индивидуальный подход.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого участника группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
4. Исследовательская работа учащихся в группах
Данный вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, где ребята работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая выбрана классом для изучения. Далее в более малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общее решение. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Наряду с внешними изменениями характера общения происходит внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в 1-2-х классах выбор партнера по общению определяется в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 4-му классу появляются признаки другой мотивации межличностного общения, связанные с независимой оценкой со стороны личностных и школьных достоинств и форм поведения партнера по общению: взаимоотношение школьник - сверстник - взрослый [6]. Постепенно сотрудничество приобретает более сложную форму: учащиеся в ходе образовательного процесса начинают сотрудничать внутри и между группами сверстников уже без помощи взрослого (учителя). В отличие от отношений Взрослый - Ребенок отношение со сверстниками - это, прежде всего, отношения равенства. Общение со сверстниками дает ребятам то, чего не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, поступкам и словам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения, отличать ее от чужой и защищать ее. Таким образом, можно сделать вывод, что поэтапное усложнение видов учебного сотрудничества младших школьников: от простого сотрудничества между учеником и учителем до сложного сотрудничества между группами учащихся без помощи учителя является еще одним педагогическим условием, являющимся обоснованием организации учебного сотрудничества младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М., 2012.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2003.
3. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. С. 37-52.
4. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Учебное сотрудничество в формировании универсальных учебных действий младших школьников // Дошкольное и начальное школьное образование: современные проблемы и перспективы развития / ред. А.Ю. Курин, А.Ю. Первова. Тамбов, 2017. С. 66-69.
5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М., 2012.