Статья на тему «Использование технологии смешанного обучения в начальной школе»
Использование технологии смешанного обучения в начальной школе
Шишлина Ольга Александровна
учитель начальных классов
МОУ СШ №7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
Тутаевского муниципального района
Ярославской области
В апреле 2020 года из-за пандемии коронавируса и карантина все школы были переведены в режим дистанционного обучения. Стало понятно, что традиционных форм обучения недостаточно. В своей практике я начала использовать технологию смешанного обучения.
Смешанное обучение – образовательный подход, совмещающий обучение с участием педагога (лицом к лицу); онлайн-обучение, предполагающее элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения; интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Таким образом, технология смешанного обучения объединяет преимущества очного и дистанционного обучения в школе и компенсирует их недостатки.
Почему смешанное обучение актуально?
1. Смешанное обучение отвечает потребностям детей. По данным статистики многие дети считают, что в равной степени живут в реальном и виртуальном мире. Они постоянно переключаются между реальностью и виртуальностью в зависимости от задач.
2. Смешанное обучение можно реализовать в дистанционном формате. В таком случае занятий в классе нет, дети взаимодействуют с учителем с помощью компьютерных технологий. Такое дистанционное обучение в школе объединяет синхронную и асинхронную формы – занятия в реальном времени под контролем учителя и самостоятельную работу с информацией.
3. Это экономит время учителя. Во-первых, в каждой модели смешанного обучения предполагается самостоятельная работа онлайн, и детям даётся шанс самим научиться находить информацию и перерабатывать ее. Ученики задают меньше вопросов, которые не попытались решить сами. Во-вторых, многие контрольные работы дети выполняют на образовательных платформах, и учитель получает данные о результатах без проверки тетрадей.
4. Дети учатся самостоятельности. В каждой модели смешанного обучения есть самостоятельная работа на компьютере. Ученики учатся искать информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы.
5. Учитель ориентируется на учеников со всеми типами восприятия информации: аудиалов, визуалов, кинестетиков. В смешанном обучении в школе у детей больше шансов усвоить тему – можно пообщаться с учителем, посмотреть видеоурок, решить тест на онлайн-платформе. Все эти виды работы есть в каждой модели смешанного обучения. К тому же, скорость усвоения информации у всех разная. Ученикам удобнее изучать материал в своем темпе.
Существует несколько моделей смешанного обучения. В своей практике я использую три модели: «Перевернутый класс», «Ротация станций», «Автономная группа».
В модели «Перевернутый класс» знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Учителю необходимо: подготовить домашнее задание, используя онлайн-платформу; проверить домашнее задание и скорректировать урок в соответствии с уровнем учеников. При использовании модели «Перевернутый класс» задаю ученикам материал для самостоятельного изучения дома (результаты работы ученики фиксируют в специальной тетради по предложенному образцу), а потом в классе закрепляю изученный материал. В начале урока провожу тестирование с использованием платформы Учи.ру, которое позволяет проанализировать качество знаний по теме и разделить учеников на две группы. Одна группа работает с учителем, устраняя дефицит знаний. А другая группа работает самостоятельно, закрепляя знания.
В модели «Смена рабочих зон» (Ротация станций) класс делится на группы и организуется несколько зон: зона работы с учителем, зона работы в группе, зона работы онлайн и зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Деление на группы связано с уровнем готовности по конкретной теме. Для определения уровня готовности провожу самостоятельную работу или смотрю результаты домашней работы, используя платформу Учи.ру. В «Зоне работы с учителем» я имею возможность работать с небольшой группой учащихся, которые набрали наименьшее количество баллов по итогам входного теста. Вместе с учениками мы изучаем новую тему, составляем схемы или алгоритм работы и т.д. В группе ученики решают практическую задачу, предложенную учителем, фиксируя результаты в тетради. Результаты работы могут быть в различном виде: ответы на вопросы, заполнение таблицы и другое. В группе работы онлайн предлагаются разные варианты работы (в зависимости от темы урока), например, олимпиадные задачи, тесты. Ученики фиксируют область затруднений при выполнении задания. Следующие группы приходят ко мне после прохождения других станций и разбирают уже вопросы, которые появились в ходе выполнения работ. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.
В модели «Автономная группа» класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-урокам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Численный состав групп может быть постоянным или переменным. Так же возможно чередование групп.
Технология смешанного обучения позволяет оптимизировать процесс обучения. Учитель имеет данные о результатах знаний детей без проверки тетрадей. Ученики получают навыки самостоятельной работы: учатся искать информацию, планировать время для самостоятельного обучения и брать на себя ответственность за результаты работы.
Если вас заинтересовала данная тема, предлагаю изучить опыт работы Натальи Владимировны Андреевой – руководителя Центра смешанного обучения, автора книги «Шаг школы в смешанное обучение», основателя Ассоциации смешанного обучения.
Используемые источники: