Статья «Технология проектного обучения в начальной школе»
Анпилогова Любовь Николаевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
МКОУ « Лозовская СОШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Технология проектного обучения в начальной школе.
В данной статье раскрывается понятие «проектная деятельность». Урок технологии показан как важный фактор развития познавательной активности. Рассматривается организация проектной деятельности на уроках технологии с учетом особенностей развития младшего школьного возраста.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Основная цель проектной деятельности - реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
При организации проектной деятельности в начальной школе на уроках технологии необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. У учащихся данного возраста развито наглядно-образное мышление, которое побуждают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
По мнению М.К. Господниковой, большинство детей еще не имеют постоянных увлечений, их интересы зависят от определённой ситуации. Поэтому если тема уже выбрана, надо немедленно приступать к ее выполнению, пока не исчез интерес. Задержка времени может привести к потере мотивации к работе. Длительность выполнения проекта лучше ограничить одним уроком или несколькими неделями в режиме урочно-внеурочных занятий
Младший школьный возраст – начальный этап вхождения в проектную деятельность. В курсе изучения предмета «Технология» проектную деятельность можно планировать со второго полугодия второго класса, а в первом классе продумывать подготовку к ее осуществлению с помощью творческих заданий. Этому способствуют:
- организация процесса обучения на основе продуктивных методов – частично-поискового, исследовательского;
- активное и осознанное вовлечение учащихся в процесс технологического анализа задания (анализ образца изделия, выбор материалов, планирование этапов работы, организация рабочего места, контроль и самоконтроль процесса и результатов труда);
- дизайн-упражнения, творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных направлениях (полезность, надежность и эстетичность изделия)
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию. Лично мне помогли в этом разобраться материалы межрегионального научно – практического семинара прошедшего на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования « Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе дошкольного и начального общего образования : теория и практика» октябрь, 2010 год
В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности.
Одна из технологий, которую я использую — проектная технология — это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Использование этой технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них — исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект.
Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителями. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
Что же такое проект?
Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед».
Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.
Проектная задача - это задача в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
При выполнении любого проекта дети руководствуются памяткой:
План-памятка:
Название проекта. Какова его идея? (я хотел узнать…)
План работы над проектом (что решил сделать, к кому обратиться, где прочитать, что посмотреть, куда сходить?)
Что нового узнал и чему научился при выполнении проекта?
Кто и как помогал в осуществлении проекта
Получилось ли все, что задумал.
Нужно ли улучшить проект и как.
Типы проектов:
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.
2. Информационные.
3. Творческие.
4. Игровые.
5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом:
Проект — это «пять П»
Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы
Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической
проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая
общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием
методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.
Например, на уроках по предмету « Технология»
Вот основные требования к курсу технологии по новым стандартам:
Технология должна быть практическим базовым курсом для формирования у школьников УУД (универсальных учебных действий).
Технология должна быть интегративным курсом, большое внимание должна уделять взаимосвязи с другими предметами, такими как: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Вместо действий по шаблону дожна быть индивидуализация творческих возможностей.
Большое внимание нужно уделять коллективному творчеству детей, работам в парах, в малых и больших группах.
Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т.д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысливают их значение для общества. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета “Технология” ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Все проекты могут выполнятся как в группах, так и индивидуально.
Продукт проектной деятельности:
Изделие прикладного творчества (панно, игрушка, изделие бытового назначения и проч.).
Видеофильм (как делают кукол).
Выставка (работы, иллюстрирующие технику или тему).
Газета (стенная с рисунками, текстом, фото и пр.).
Игра (моделирование деятельности фирмы по производству чего-либо).
Коллекция (инструментов и приспособлений, видов материалов, например, бумаги).
Модель (здания, автомобиля, корабля и проч.).
Мультимедийный продукт (фото, видео, компьютерная графика).
Театральная постановка (кукольный спектакль со своими изделиями).
Справочник (например, способы работы с пластилином с примерами всех техник).
Сравнительно-сопоставительный анализ (сравнение техник вышивки и изонити).
Учебное пособие (комплект выкроек к мягким игрушкам).
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием са-
моразвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразен, если:
- существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
-есть значимость результата (теоретическая, практическая).
-предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
-возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
-развитие критического мышления:
-развитие творческого мышления:
умения работать с информацией
-работать в коллективе;
-владеть культурой коммуникации.
Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.
Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; оценить процесс проектирования; подготовить проект к презентации.
На уроках технологии ребята и овладевают способами
обработки материалов или изготовления изделия. Изделие, выполненное учеником на уроках. должно удовлетворять личным потребностям ребёнка. Также здесь закладываются основы развития способностей учащихся к самостоятельной творческой работе, построенной на заданном подходе и мышлении «без образца», что само по себе предполагает собственную активность личности в рамках учебной задачи. Проект на уроках технологии – это всегда решение конструкторской задачи. Подобная задача сама по своей природе связана с поисковой деятельностью, с решением возникшей проблемы. Я обобщила приёмы создания проблемных ситуаций в процессе творческой работы. Деятельность школьников, обучающихся по методу проекта в технологии в корне отличается от деятельности школьников, которые обучаются в традиционной форме. Результатом такой проектной деятельности на уроках труда не является открытие принципиально чего-то нового для человечества, а становится «открытием для себя самого». При этом «путь к открытию для себя психологически может быть не менее труден…».
Создавая своё собственное изделие, ученик должен правильно оценить эту работу. Для этого я выделила этапы оценки изделия . Главная цель которых – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. Для себя составила «Критерии оценки сформированности специальных проектных умений у учащихся, обучающихся по методу проекта на уроках технологии , а также требования к учащимся на разных этапах обучения по методу проекта. Каждый ученик, работая в проектной деятельности, должен уметь оценивать свои результаты работы на разных этапах, приобретая необходимые навыки.
Мною разработан тематический план уроков технологии , где выделены темы, на которых учащиеся включаются в проектную деятельность.
И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. На уроках дети узнают о значении труда, о мире профессий и важности правильного выбора специальности, овладеют приемами работы с различными материалами и усвоят основные правила техники безопасности, научатся выполнять индивидуальные и групповые проекты, работать и источниками информации.
Таким образом, проектная деятельность – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания; это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Использованная литература:
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.