12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Григорьева Татьяна Викторовна82
Профессия учителя-моя мечта с детства.Школа-это особый мир.Школа-мой дом. Ей я отдаю свое время и силы.Стараюсь учить детей всему тому,что знаю и умею сама.Верю,что каждый ребенок талантлив.Моя задача помочь ребенку раскрыть себя.
Россия, Московская обл., Домодедово
0

Статья на тему «Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС»

«Технология проблемного обучения в начальной школе по ФГОС»

Подготовила: Григорьева Т.В.


t1632841311aa.jpg ​​​​​​​

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития.

Работая в начальной школе, сталкиваешься с такими проблемами:

- низкий уровень интеллектуального развития учащихся;

- низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;

- недостаточная материальная база.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

Развивать учащихся - это задача работы каждого учителя. Для решения этой задачи используется технология проблемного обучения и применяется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого

выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания

проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых

знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью

учителя.

Главные цели проблемного обучения:


-Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и

самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более

прочные, чем при традиционном обучении.

-Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть,

ставить и разрешать нестандартные проблемы.

-Развитие профессионального проблемного мышления.


Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача,

Наглядность.

При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле знаний.

Например:

Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики

рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

Что случится, если растения исчезнут?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые

птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с

этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.


Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа,

душенька?

Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?

Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?

Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать,

празднество? и др.


При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут

сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и

справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.


Постановка проблемных задач по математике:

По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными

исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения

внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и

достаточности данных.


-В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина.

Сколько апельсинов съели они вместе?

- Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему? Задайте вопрос так,

чтобы это число потребовалось.

Задачи с противоречивыми данными.


-На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?

-В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в

автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?


(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают

полученную задачу)


В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.


На основе использования технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе реализуются следующие задачи: развиваются умения учащимися самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы.


Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов. 


Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.


t1632841311ab.gif


Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке?

. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвития.


«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

Питер Клай


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.

2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.

3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

4Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.