Статья «Использование технологии веб-квестов как способ реализации проектной деятельности на уроках английского языка»
Использование технологии веб-квестов как способ реализации проектной деятельности на уроках английского языка
Современное образование движется вперед огромными темпами. Процесс формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков невозможен без активно развивающихся информационных технологий.
На мировосприятие детей значимое влияние оказывают всевозможные электронные устройства, гаджеты. Поэтому, чтобы спланировать и провести урок максимально эффективно и интересно, учителю нужно задействовать возможные современные информационные технологии, которые обеспечат не только наглядность, но и активное обучение, вовлеченность обучающегося в данный процесс.
Для обеспечения личностно-ориентированного обучения при реализации ФГОС одним из методов выступает проектная методика. Применение этой методики на уроках английского языка очень эффективно, поскольку позволяет не только раскрыть творческие возможности обучающихся и их самостоятельную деятельность, но также формировать навыки речевой деятельности, обучать отбору нужной информации, применяя накопленные знания в определенной ситуации.
На уроках английского языка проект выступает неким комплексом действий, который организуется учителем и выполняется самостоятельно одним учеником или небольшой группой. В итоге получается готовый творческий продукт собственных идей обучающихся на определенную тему. В современных условиях, на мой взгляд, наиболее перспективной и интересной для обучающихся формой проекта является веб-квест (web-quest). Этой теме уже посвящено очень много педагогических разработок и статей, однако с каждым годом она становится все более популярной.
Технология веб-квеста берет свое начало с 1995 г., когда Берни Додж, американский профессор из университета Сан-Диего с учеником Томом Мартом для того, чтобы внедрить сеть Интернет в учебный процесс, разработали модель веб-квеста. Первоначально данная технология была призвана создать процесс, который был подобен игре, тем самым вовлекая ребенка в обучение. Но, развиваясь, этот метод быстро стал популярен во многих странах, в том числе и в России, хотя элементы этой технологии были использованы многими педагогами и раньше.
В настоящее время веб-квест представляет собой проблемное задание, содержащее элементы ролевой игры, решение которого требует использование ресурсов сети интернет. Как правило, задание является определенной целью, и для ее достижения нужно найти необходимую информацию на предложенных сайтах. Таким образом, обучающиеся, проходя по данным гиперссылкам, собирают необходимые сведения для решения поставленной задачи. Как результат, дети могут представить итог своей работы в виде презентации, в печатной или устной форме.
Таким образом, применение веб-квеста на уроках английского языка позволяет решить ряд очень важных в обучении задач:
- Развивается критическое мышление у ребенка;
- Повышается мотивация к учебной деятельности;
- На каждом этапе прохождения веб-квеста у обучающихся формируются определенные компетентности для решения конкретных познавательных задач;
- Повышается самооценка;
- Развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде и выступать публично.
Веб-квесты могут быть использованы при изучении самых разнообразных тем с различным уровнем сложности заданий и на разных уровнях обучения. Они могут быть предназначены для кратковременной работы, например, на 1-3 занятия, либо рассчитаны на длительный период (от 1 недели до четверти). В веб-квест могут быть включены такие задания, как: задания на пересказ (retelling tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks) и другие. Веб-квест может быть творческим, где в качестве конечного результата обучающиеся должны представить свой творческий проект.
В любом случае конструирование квеста должно быть построено по определённому шаблону, который можно изменять при необходимости под свои задачи.
- Введение (Introduction) – его целью является подготовка и мотивация обучающихся. На этом этапе формулируется тема, описываются главные роли и обзор всего квеста.
- Задание (Task) – описывается проблема или загадка, которую предстоит решить участникам. Также на данном этапе конкретизируется, в какой форме должен быть представлен конечный вариант работы: презентация, доклад, постер и др.
- Выполнение (Process) – точно описываются этапы работы над веб-квестом, предлагаются руководства к действиям обучающихся, а также советы и рекомендации. Задания должны быть разнообразны и нацелены на развитие мыслительных навыков высокого уровня.
- Оценивание (Evaluation). При создании веб-квеста одним из важных элементов выступает разработка критериев, по которым будет проходить оценка работы обучающегося. Критерии определяются типом решаемых учебных задач в данном квесте.
- Заключение (Conclusion) – связано с введением и описывает то, чему обучающиеся смогут научиться, пройдя данный квест.
- Использованные материалы (Credits) – это те гиперссылки, которые ребята будут использовать для выполнения заданий, не теряя своего времени на длительный поиск информации в интернете.
- Комментарии для учителя (Teacher Page) – здесь рекомендуется дать пояснения для учителей, которые будут использовать данный квест, а именно: цели и задачи веб-квеста, возрастная категория учащихся, планируемые результаты деятельности, процесс организации работы над веб-квестом; необходимые информационные ресурсы; ценность и достоинство данного веб-квеста.
Кроме того, важно отметить, что процесс создания веб-квеста достаточно непростой, поскольку требует от педагога не только высокой творческой активности, но и тщательный анализ информации в интернете при подборе тех или иных источников с целью поиска подходящих и достоверных сведений, ориентируясь при этом на языковой уровень подготовки обучающихся.
В своей педагогической деятельности я регулярно использую проектную методику. Работая по УМК Кузовлева, изучение каждого раздела заканчиваю подготовкой проекта с детьми. Технологию веб-квестов применяю в старших классах, поскольку эта работа требует умения использовать различные компьютерные приложения, с чем не всегда могут справиться учащиеся среднего звена.
В качестве примера хочу привести разработанный мной веб-квест, который я проводила в 9 классе после изучения раздела «Let the music begin». Он носит название «British music» и размещен на платформе Google -https://sites.google.com/view/webquestbritishmusic.
Данный квест кратковременный, поскольку рассчитан на 2-3 урока. Мои обучающиеся не справились за 2 занятия, поэтому пришлось уделить еще один урок для защиты подготовленных ими проектов.
Веб-квест «British music» имеет стандартную структуру и представляет собой творческое проблемное задание, выполняя которое мои учащиеся погружались в работу, связанную с анализом, синтезом и обобщением предложенной информации. Поскольку само по себе понятие «квест» подразумевает некую игру с распределением ролей, я также определила в квесте роли, связанные с областью музыки: историк музыки, журналист и музыкальный обозреватель. С каждой ролью работала группа обучающихся, которая должна была исследовать информацию по предложенным ссылкам, найти ответы на -поставленные вопросы, подготовить отчет в форме презентации, состоящей из 7-10 слайдов в программе Microsoft Powerpoint, а затем защитить свой проект и ответить на вопросы других групп.
Поскольку одной из задач представленного веб-квеста является развитие и совершенствование навыков говорения в рамках данной темы, на этапе Task я предложила обучающимся некоторые фразы, которые они могли использовать для выражения своего мнения относительно их роли. Следующий этап Process раскрывает задание для каждой группы участников, также здесь предоставлены нужные ссылки:
If you are a music historian: research the links below to answer the following questions:
1. What famous British musicians do you know? Name some of them. Tell about two of them in more details.
2. What music genres are there in Great Britain?
3. What legendary musicians were founded in London and in Liverpool?
Links for you:
https://www.visitbritainshop.com/world/articles/british-music-guide/
https://tv-english.club/articles-en/music-genres-in-great-britain/
https://www.thefamouspeople.com/briton-musicians.php
https://www.learnenglish.de/culture/britishmusic.html
If you are a reporter, read the biography of famous Britain singer Robbie Williams and answer the following questions:
When and why did Robbie’s career commence?
How did his career develop?
What British awards does Robbie Williams has?
How many music albums has Robbie released?
Links for you:
https://www.thefamouspeople.com/profiles/robert-peter-williams-2678.php
https://www.biography.com/musician/robbie-williams
https://en.wikipedia.org/wiki/Robbie_Williams_discography
https://genius.com/artists/Robbie-williams
If you are a music reviewer, find some information and answer these questions using the links below:
What places for music lovers can you visit in London and Liverpool?
What musical events are held in Manchester and Belfast?
Who is Melanie Brown and what is she famous for?
Name 5 famous English lyrics songs.
Links for music reviewer:
https://www.visitbritainshop.com/world/articles/british-music-guide/
https://www.biography.com/people/groups/people-from-great-britain
https://www.imdb.com/name/nm0114256/bio
В следующем разделе Evaluation предоставлены критерии, по которым происходило оценивание работ и выставлялись баллы. Во время защиты я предложила ребятам не просто слушать выступление одноклассников, но, как и я, оценивать их по данным критериям и объяснить, почему они поставили тот или иной балл. Кроме того, чтобы во время выступления одной группы, остальные также принимали активное участие, одним из критериев оценивания я сделала Listening, в котором ребята могли получить дополнительные баллы за то, что внимательно слушают и задают вопросы.
В заключительной части веб-квеста ребята демонстрировали свои презентации, защищали их, отвечая на вопросы одноклассников и оценивали работы друг друга. Балльная система оценки переводилась в оценочную по специальной шкале.
Проанализировав работы обучающихся, я пришла к выводу, что использование веб-квестов как формы проектной деятельности весьма эффективно. Как результат, у обучающихся повышается мотивация к изучению языка, расширяется лексический запас, развиваются навыки монологической и письменной речи, формируются навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения конкретной информации, дети учатся работать в команде и выступать публично.
Конечно, в данной технологии есть и небольшие минусы. Во-первых, подготовка веб-квеста требует больших временных затрат педагога. Во-вторых, для его проведения необходимо наличие компьютеров и доступ к сети интернет. Кроме того, чтобы подготовить презентацию, обучающиеся должны обладать определенными навыками работы с компьютером.
Безусловным преимуществом использования веб-квеста в образовательном процессе является тот факт, что обучающиеся самостоятельно оценивают и анализируют информацию, учатся отбирать только нужные сведения. Таким образом, происходит формирование умения ориентироваться в огромном потоке информации, с которым неизбежно сталкивается человек XXI века в связи с развитием новых технологий. Применение технологии веб-квестов на уроках английского языка позволяет сформировать у обучающихся те ключевые способности, которые требует современное образование, стимулирует познавательную активность ребят и формирует навыки общения.
Список используемой литературы
- Елохина Е.Н. Критический анализ проведения веб-квеста на уроках английского языка в основной школе: достоинства и недостатки. [Электронный ресурс] // Пермский педагогический журнал, 2018 №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-analiz-provedeniya-veb-kvesta-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-osnovnoy-shkole-dostoinstva-i-nedostatki/viewer.
- https://beasthackerz.ru/programmy/anketirovanie-vyyavit-naskolko-rasprostranena-tehnologiya-veb-kvestov.html
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-primeneniyu-metodiki-veb-kvesta-1892778.html
- https://urok.1sept.ru/статьи/671383/