Статья «Квест как современная педагогическая технология на уроках английского языка»
Системно-деятельностный подход подразумевает обеспечение подготовки обучающихся к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач посредством формирования и развития универсальных учебных действий. При осуществлении универсальных учебных действий мотивом для учащегося является, во-первых, желание решить трудную познавательную проблему, а во-вторых, сам увлекательный процесс решения этой проблемы. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее интересен с точки зрения наличия образовательного потенциала урок-квест. Урок-квест – урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Многие путают квесты с традиционными викторинами (“играми по станциям”). Главным их отличием является наличие следующих принципов:
наличие общей темы заданий;
наличие проблемы, мотивирующей на усвоение материала;
увлекательные задания;
учет интересов обучающихся;
наличие сюжетной линии;
правила игры и критерии победы.
В уроке-квесте есть все признаки дидактической игры, временная законченность, определенные правила, результат и отведенные роли и задачи для учащихся.
Урок – квест это урок, полный загадок и приключений, способный замотивировать даже самых скучающих учеников. Любой тип урока можно провести используя данную технологию: урок введения нового материала, комбинированный урок, урок отработки умений, урок промежуточного контроля. Здесь обучающиеся решают языковую задачу посредством увлекательной дидактической игры. Решение любых заданий по лексике, грамматике, чтению и письму могут быть представлены в виде “испытаний”.
Квесты отлично вписываются в изучение таких тем, как «Дом», «Город», «Школа», где обучающиеся могут передвигаться, как по реальным локациям, так и воображаемым, перенесенным в масштабы классной комнаты.
Квест может быть как коротким (один академический час.), так и длинным – серия уроков, кроме того уместным будет и использование отдельных элементов, приемов квеста.
Различают три основных вида квестов:
Линейный – задания выполняются одно за другим. Участники получают следующее задание после выполнения предыдущего.
Штурмовой – участники получают задание и подсказки. Они сами выбирают, как будут подходить к решению.
Кольцевой – задания выполняются по порядку, но стартовая и конечная точка совпадают.
Сама технология предполагает следующее логическое построение:
Постановка обучающей цели на основе учебного плана.
Выбор вида квеста.
Выбор темы и цели игры (например, собрать материалы для постройки крепости или найти яйцо дракона).
Составление сценария квеста с применением игровых технологий.
Проведение игры.
Подведение итогов.
Приемы, которые можно использовать при построении урока-квеста.
Основным приемом квеста является разгадывание различных шифров. Вот некоторые примеры подобных заданий:
шифр Цезаря, где каждая буква заменяется другой, находящейся правее или левее по алфавиту через определенный промежуток;
рисунок или фото, которое напрямую указывает место, где спрятана следующая подсказка, или намек на него;
буквы в слове поменяны местами (school = loohcs);
пишете задание задом наперед: under the desk = rednu eht ksed;
написать/прочитать текст - к нему нужно приставить зеркало;
ребус (слово кодируется в картинках);
книжный код: каждое слово в загадке-подсказке кодируется как № страницы, № строки № слова в строке;
лабиринты, паутины, на которых привязаны буквы, чтобы разгадать шифр, нужно распутать паутину или пройти лабиринт;
пазл, собрав который можно разгадать шифр
невидимые чернила: написать загадку восковой свечкой, если закрасить лист акварелью, то его можно будет прочитать;
окошки: на одном листе вырезаем окошки, столько, сколько букв в слове. Это трафарет, его прикладываем к чистому листу и "в окошках" пишем слово-подсказку. Затем трафарет убираем и на оставшемся чистом месте листа пишем много разных других ненужных букв. Прочитать шифр можно, если приложить трафарет с окошками;
карты;
шифр ошибки, смысл которого найти ошибки в предложении и составить слово из этих букв (I live in a little city, which is cituated in the outskirds of the country. There ore a lot of tees around my house.- star);
клейлист - это задание предполагает составление нового слова из букв разных слов, рядом которых стоит цифра, выбирая буквы по этим цифрам, составляется новое слово (agent (2) rich(3) culture (5) always (2) - agricultural);
Кроме шифров широко используются задания на поиск предметов, записок с заданиями или людей при помощи описаний, предлогов места и движения на изучаемом языке.
Ролевая игра может быть хорошим способом создания антуража квеста, а также хорошим способом погружения в языковую среду. Обучающиеся получают карточки с описанием героев и их цели на данном этапе. Атрибуты и костюмы помогут лучше вжиться в роль. Атмосфера квеста может быть создана при помощи подобранного видеоряда (костюмы, оформление помещений, освещение, художественная обработка раздаточных материалов), аудиоряда (речь ведущих, шумовые эффекты, фоновая музыка и звуки). Чем более детально проработаны эти элементы квеста, тем легче и быстрее произойдёт погружение альтернативную реальность игровой обстановки, а значит и игроки более вдумчиво и ответственно подойдут к выполнению поставленных задач.
Неотъемлемой составляющей квеста является эмоциональный настрой участников. Эмоциональные переживания помогают формировать и закреплять новые компетенции, а также применять имеющиеся.
Таким образом, квест-урок является эффективной педагогической информационной технологией. Применительно к урокам иностранного языка, квест-урок позволяет воплотить методику погружения в иноязычную среду без посещения других стран. Кроме того, применение технологии квест-урока позволяет сформировать навыки командной работы, творческого и комплексного подхода к решению поставленных задач в игровой форме.
Источники:
https://skyteach.ru/2020/01/22/kak-razrabotat-kvest-dlya-uroka-anglijskogo-yazyka/
http://iyazyki.prosv.ru/2019/09/urok-kvest-sovremenniy-effektivniy/
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/