Статья «Использование веб-квестов на уроках английского языка»

6
0
Материал опубликован 27 October 2015

 Использование веб-квестов на уроках английского языка в профессиональной образовательной организации

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция дает возможность человеку войти в чужую культуру [4, с. 138], получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ, то есть осуществлять информатизированную деятельность. Применение информационно-коммуникационных технологий играет немалую роль в формировании коммуникативной компетенции, так как они не только реализуют личностно-ориентированный подход в образовании 21 века, но и образование 21 века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет [4].

Широкий спектр компьютерных учебных материалов позволяет внедрять информационно-коммуникационные технологии в различные формы обучения (аудиторную, внеаудиторную, дистанционную, комбинированную) [1, с. 4] .

Студенты посвящают достаточно много времени Интернету, задача преподавателя научить их использовать его ресурсы для изучения иностранного языка. [5]

Существует ряд заданий с использованием ресурсов Интернета, а именно: «тематический список ссылок» (“Hotlist”); «поиск сокровищ» (“Treasure Hunt”); «коллекция примеров» (“Subject Sampler ”); «веб-квесты» (“Webquest”); «веб-блоги» (“Web-blog”); и т.д. Образцы данных заданий можно найти на следующих сайтах: http://www.ccsdedtech.com/cc/projects/subjectsampler/subjectsampler.htm

http://www.americaslibrary.gov/cgi-bin/hunt.cgi/es

http://www.theproblemsite.com/treasure_hunt/

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. [2,6,7] Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Веб-квест может быть составлен учителем или учеником в зависимости от целей, поставленной перед учеником. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) http://webquest.org/index.php , http://www.ozline.com/learning

Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п. Б.Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9#lit9 [5]:

Пересказ

Планирование и проектирование

Самопознание

Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Разработка плана или проекта на основе заданных условий

Любые аспекты исследования личности

Компиляция

Творческое задание

Аналитическая задача

Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Поиск и систематизация информации

Детектив, головоломка, таинственная история

Достижение консенсуса

Оценка

Выводы на основе противоречивых фактов

Выработка решения по острой проблеме

Обоснование определенной точки зрения

Журналистское расследование

Убеждение

Научные исследования

Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

Более подробное описание различных типов заданий для веб-квестов и рекомендации по их разработке на английском языке можно найти на странице http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/tasksimap/

Существует большое количество готовых образовательных квестов в Интернете, а также большую помощь при изучении данного вопроса может оказать Сайт Центра лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета. [5]

Веб-квест имеет следующую структуру [5]:

введение - краткое описание темы веб-квеста;

задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата;

порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом;

оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте;

заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест;

использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста;

комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

Данная структура является основой, которую при необходимости можно изменить, но 4 элемента должны обязательно присутствовать в каждом образовательном квесте: введение, задание, выполнение, оценивание.

Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Б.Додж (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

исследовательской и творческой работы,

качества аргументации,

оригинальности работы,

навыков работы в микрогруппе,

устного выступления,

мультимедийной презентации,

письменного текста и т.п.

Для создания бланки оценки можно порекомендовать шаблон на портале TeAchnology http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/ [3]

Применение веб-квеста при изучении английского языка студентами техникума преследует несколько целей. Прежде всего, это развитие информационно-коммуникационной компетенции, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, организация самостоятельной работы студентов, развитие умения работать в сотрудничестве.

Для работы по использованию веб-квестов в обучении была выбрана тема «Политическая система США». (Рис.1) Веб-квест был создан в программе MS Power Point с использованием гиперссылок, но также подобные задания можно создавать с помощью конструктора школьных сайтов, что является более предпочтительным, т.к. при этом все составляющие квеста будут представлены в форме веб-страницы. Содержание данного веб-квеста предлагается ниже.

Рис.1

Во введении (Introduction) к работе описывается тема квеста – создание страничек из веб-энциклопедии по теме «Политическая система США». (Рис.2)

Рис.2

В задании (Task) формулируется проблема: при наличии большого количества источников по интересующей проблеме мы часто сталкиваемся с необходимостью найти нужную информацию как можно быстрее, и не всегда имеется выход в Интернет, для решения данной проблемы предлагается создание электронных страничек энциклопедии, которой бы могли воспользоваться все студенты и преподаватели колледжа. При решении квеста предполагается создание 3 разделов (по количеству групп): Конституция, правительство; Конгресс; Выборы. Здесь же указывается объем данных разделов (2 страницы без учета гиперссылок) и работа после создания и изучения данных разделов всеми студентами. (Рис.3)

Рис.3

Рис.4

Далее следует непосредственное выполнение квеста (Process): описываются все этапы работы – деление на группы, выбор лидера группы, изучение структуры веб-энциклопедии (на примере Википедии), поиск ответов на вопросы с использованием источников информации, список которых, включая Интернет-ссылки, предлагается тут же. (Рис.5)

Рис.5

Через гиперссылки студенты выбирают нужную страницу квеста или нужный источник информации (Resources). (Рис.6)

Рис.6

Следующим не менее важным шагом является заключение и оценивание (Conclusion and Evaluation). На данном этапе студенты представляют свои веб-страницы, одновременно изучая весь необходимый материал по теме «Политическая система США».

После изучения всех страничек веб-энциклопедии, студентам предлагается выполнить небольшой тест (Ouiz).

What’s peculiar about the American Constitution?

it has no written form

it hasn’t been changed yet

it is changed every century

each new president changes the Constitution

How many amendments have been made to the Constitution of the USA?

13

20

5

27

Who is the Head of State?

the President

the Vice-President

the Commander-in Chief

the Speaker

For what period are the members of the House of Representatives elected?

2 years

4 years

3 years

1 year

What is Government power limited by?

the President

the dual system of the Congress

the Vice-President

the Federal Judge

Where does the president of the USA work?

Capitol

Oval Office at the White House

a Red Room

a Square Cabinet

How many members are there in the House of Representatives?

200

335

435

100

How many members are there in the Senate?

200

335

435

100

9. Who is the Chairman of the House of Representatives?

the Vice-President

the Commander-in Chief

the Speaker

the Federal Judge

Who is the Chairman of the Senate?

the Vice-President

the Commander-in Chief

the Speaker

the Federal Judge

Who becomes the President in case of the President’s and Vice-President’s death?

a member of the party in power

the Commander-in Chief

the Speaker

the Federal Judge

When is the President elected?

October

December

September

November

Who appoints federal judges?

the President

the Vice-President

the Commander-in Chief

the Speaker

Who is considered to be the “Father of the Constitution”?

James Madison

George Washington

Abraham Lincoln

Thomas Jefferson

Who is the President of the USA?

a) Bill Clinton

b) George Bush Junior

c) Ronald Reagan

d) Franklin D.Roosevelt

Затем студенты оценивают свою работу по предложенной таблице. Нижеприведенная таблица была создана с помощью шаблона на портале http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/ [3]

Evaluation

Pedagogical college after A.P.Ramenskiy

Web Quest "American Political System"

Name:

Teacher: Olga Nickolaevna Bobrovskikh

Date Submitted:

Title of Work:

Criteria

Points

 

5

4

3

2

 

Introduction

All questions were answered completely and rationales for the answers were clearly stated.

All questions were answered completely, but rationales for the all the answers were not clearly stated.

Not all questions were answered completely, or greater than 2 rationales for the all answers were not clearly stated.

All questions were not answered completely.

 

Task

All areas of the task were addressed and handled with a high degree of sophistication. The plan followed by the team demonstrated a great deal of thought.

At least one area of the task was not addressed. The plan followed by the team demonstrated a great deal of thought.

At least two areas of the task were not addressed. The plan followed by the team demonstrated a moderate level of thought.

The task is incomplete and/or it is apparent that little effort went into the development of the task.

 

Process: Teamwork

It is evident that a mutual effort and cohesive unit created the final product.

The team worked well together, but could have utilized each other's skills to a better degree.

The team had problems working together. Little collaboration occurred.

The final product is not the result of a collaborative effort. The group showed no evidence of collaboration.

 

Process: Originality

The ideas expressed by the body of work demonstrate a high degree of originality.

The ideas expressed by the body of work are mostly original. The group may have improved upon a previous idea.

The ideas expressed by the body of work demonstrate a low degree of originality.

There were no original ideas expressed in this project.

 

Grammar, Format , and Spelling

The final body of work was free of grammar, spelling, and formatting errors.

The final body of work had 1 error related to either grammar, spelling, and formatting errors.

The final body of work had 3-5 grammar, spelling, and formatting errors.

The final body of work had major grammar, spelling, and formatting errors.

 
       

Total

 

Результаты тестирования по данной теме и беседа со студентами показывают, что данный вид работы действительно способствует повышению эффективности обучения, формированию информационно-коммуникативной компетенции, развивает умение работать в группах, умение проектировать и анализировать собственную деятельность, учит нести ответственность за свою работу и работать самостоятельно. Таким образом, поставленные цели были достигнуты.

Библиографический список:

Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. – Новосибирск. 2005. – 112 с.

Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

Портал TeAchnology. http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/webquest/

Профессиональное лингвообразование / Под ред. Н.Л. Уваровой. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2004. – 152 с.

Сайт Центра лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета http://www.itlt.edu.nstu.ru/

Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997. - http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.