Интегрированный урок. Математика –информатика. 9 класс. «Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ»

0
0
Материал опубликован 24 December 2015

Интегрированный урок. Математика –информатика. 9 класс

Тема урока: «Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ»

Учитель математики: Божина Галина Николаевна

Учитель информатики: Долгорукова Татьяна Фёдоровна

Предмет: математика и информатика

Класс: 9

Дата проведения урока: 18.11.2015

Тип урока: Бинарный урок

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Зависимость графиков от коэффициента» "Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам"

Задачи:

Обучающие:

обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Зависимость графиков от коэффициента»; закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ОГЭ; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;

Развивающие:

развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение работать в группах; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;

Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

Информационно-коммуникационные технологии;

Технология модульного обучения;

Технология развития «критического мышления»;

Исследование в обучении;

Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование:

Компьютеры, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал – тесты.

План урока:

ДЕВИЗ УРОКА: Была бы охота,

заладится любая работа.

Ход урока:

Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Сообщение темы и объяснение хода урока.

Сегодня вспомним основные свойства линейной функции, график линейной функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.

А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

Актуализация знаний. Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ОГЭ.

Работа с графиком

На рисунке показано, как изменялась температура воздуха на протяжении одних суток. По горизонтали указано время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия.

Вопросы:

1.В какое время суток температура была минимальной?

2.В какое время суток температура была максимальной?

3.В какое время суток температура была -14 градусов Цельсия?

Но урок наш посвящен обобщению и систематизации знаний по теме «Зависимость графиков от коэффициента».

Фронтальный опрос.

а) Какую функцию мы называем линейной? (у=kx+b, где k, x - любые числа)

б) Какой график является графиком линейной функции? ( прямая)

в) Что обозначает х в данной формуле? (Это независимая переменная).

г) Что такое к и в ? (Некоторые числа, причем к-угловой коэффициент)

д) Дайте определение линейной функции.(Линейной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида у=кх+в, где х-независимая переменная, к и в – некоторые числа.)

е) Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции? (Две координаты.)

При сдаче ОГЭ есть задания на установление соответствия между функциями и их графиками. Для того чтобы быстро и правильно выполнять эти задания мы должны увидеть особенности построения графика от его коэффициентов.

Эту зависимость мы предлагаем оформить в виде таблицы.

И мы посмотрим как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.

Большую часть своих усилий человек тратит на поиски оптимального решения поставленной задачи: как добиться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной прибыли, минимальных затрат времени? Не все задачи поддаются точному описанию, не для всех найдены простые решения. Мы решали математические задачи с помощью табличного процессора Excel.

Сегодня на уроке мы покажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания. Мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы. Частным случаем диаграмм является график.

Но в математике главное не построить график, а решить уравнение.

Прежде чем приступить к этому, давайте посмотрим, с какими знаниями по теме Excel вы сегодня пришли на урок. Для этого:

Присоединитесь к классу (для тех кто не помнит, проведите мышкой вверх у вас откроется панель подключения к классу)

Вам следует выполнить тестовые задания

Сейчас на компьютерах откроется тест, состоящий из 8 заданий с выбором ответа.

На их решение вам дается 5 минут.

Как только тест будет закончен, нажмите кнопку отправить.

Пока дети решают тесты, при помощи системы IClad мы можем отслеживать этот процесс, видеть, сколько заданий каждый пользователь сделал.

Итак тестирование закончено, вы можете ознакомиться с результатами вашей работы. Посмотрите на количество набранных баллов и поймете какую оценку вы получили.

Разбаловка:

«5» - 8

«4» - 6

«3» - 4

«2» - все что ниже 4 решенных заданий.

Вспомнили что такое Excel, теперь давайте поработаем в этой программе, но для начала давайте подготовимся.

Вспомним алгоритм построения графиков функций.

Составить таблицу значений переменной у от х

Выделим таблицу

В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная,

Оформить график.


Теперь задание будет такое:

Открываем документ Word под названием «Шаблон»

Что мы там видим? Таблицу, которую мы с вами заполним при помощи табличного редактора.

Открываем программу Excel

Пример первых графиков функции мы рассмотрим вместе, а затем вы попробуете закончить таблицу самостоятельно.

y=kx+b

k>0

k=0

k<0

b>0

   

b=0

   

b<0

     

Для более удобного построения графиков в табличном редакторе предлагаю использовать конкретный пример: для b>0, k>0 y=2x+6, строим вместе со мной по алгоритму, который лежит у вас на столах. Затем копируем получившийся график и вставляем в нашу таблицу «Шаблон» в текстовый редактор.

Итак, теперь давайте рассмотрим как нам сделать второй график:

Копируем таблицу на другой лист,

Для примера давайте рассмотрим b=0, k>0 y=2x,

Переделываем таблицу под эту функцию, х оставим тем же самым, но у изменяем.

Строим график по алгоритму который лежит у нас на столах.

Подумайте, как мы изменим нашу функцию, чтобы построить график функции при b<0, k>0 (y= 2x-6)

Ученики выполняют работу на компьютере, учителя осуществляют контроль.

Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики.

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим на свете машинам.

Исследовательская деятельность:

А теперь давайте потренируемся за какое время сколько правильных заданий вы сможете решить. Переходим к заданиям из ОГЭ

8.Рефлексия.

Над чем мы сегодня работали на уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Оправдано ли при построении данных графиков  с применением компьютера? Как легче построить графики: в тетради самостоятельно или при помощи компьютера?

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи и ещё раз убедились в том, что применение компьютеров при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

9.Домашнее задание:

Заполните дома таблицу для функции y=ax2+bx+c, шаблоны которые вы должны заполнить дома в программе Word

Итог урока.

 

Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс. 2010.

ГИА-2012: Экзамен в новой форме; автор Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова , Л.О. Рослова и др. – Сборник ФИПИ

Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012г. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко

Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./[ Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ]М. :Просвещение. 20

http://alexlarin.net

http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm

http://eek.diary.ru

http://www.alleng.ru

Алгебра -9 : Учебник под ред. С.А.Теляковского М.: Просвещение, 2009г.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации