12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шмидт Дарья Николаевна296
Педагогический стаж 13 лет. Победитель конкурса Лучших учителей РФ 2008 (ПНПО). Высшая категория
Россия, Алтайский край, Бийск

 Методическая разработка интегрированного урока информатики и математики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков в электронных таблицах Excel» (для учащихся 10 классов)

Пояснительная записка

Основная задача школы - воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации. Поэтому назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе. Важным шагом на пути к использованию информационных и коммуникационных технологий учителями – предметниками является проведение интегрированных уроков информатика-предмет.

Особенно важно проведение интегрированных уроков информатики с математикой. Потребность в синтезе научных знаний этих учебных дисциплин обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых невозможно без привлечения знаний из одной научной отрасли. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Интегрированные уроки информатики и математики обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся.

Данный интегрированный урок математики и информатики является первым уроком изучения темы «Функции» в 10 классе, а также 3 уроком при изучение теме «Графическое представление данных в электронных таблицах Excel».

Цели:

1. Обучающая

Повторение и обобщение понятия функции и ее свойств.

Закрепление умений преобразования графиков, а также чтения свойств функции по ее графику.

Закрепление навыков построения графиков с помощью табличного процессора

2. Развивающая

продолжить развитие когнитивных процессов учащихся: память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя, а также решение проблем;

продолжить развитие у учащихся мыслительные операции (наблюдение, сравнение, обобщение);

продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе.

3. Воспитательная

Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду. Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.

Данный урок направлен на обобщение и закрепление учащимися

следующих знаний:

понятия функции;

типы функций, их графики и свойства;

понятие электронной таблицы;

алгоритм построения графика функций с помощью электронных таблиц;

и умений:

строить графики функций с помощью преобразования графиков элементарных функций

строить графики функций с помощью электронных таблиц Excel

определять свойства функции по ее графику

Кроме этого в процессе урока учащиеся должны повторить и закрепить на практике основные принципы работы в табличном процессоре MS Excel, а именно:

Автоматическое заполнение таблицы данными

Работа с формулами в табличном процессоре MS Excel

Все знания и умения, обобщенные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.

Далее остановимся на методических рекомендациях, а также технических и программных требованиях проведения интегрированного урока математики и информатики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel».

Во время устной работы, учащимся предлагается, работая в группах, ответить на вопросы теста. Варианты ответов обозначены таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся когнитивных процессов (выбирая из последовательности символов лишние знаки), а учителю предоставить прекрасную возможность плавно перейти к следующему этапу урока.

Далее учащимся предлагается вспомнить алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel. После чего ребята, в зависимости от своего «уровня» (А или В) выполняют задания в тетрадях или за компьютером. Совместный анализ в парах выполненных заданий способствует развитию у учащихся навыков совместной работы, а также формированию мыслительных процессов.

Заключительная работа в парах составлена с учетом начальной подготовки учащихся. Каждая карточка содержит 2 функции - одна для учащегося группы А, другая для учащегося группы Б.

Таким образом, на уроке реализуются не только идеи интеграции, но и уровневой дифференциации

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

План-конспект урока

Структура урока:

Организационное начало урока - 1 минута

Мотивационное начало урока – 3-4 минут

Устная работа – 2-3 минуты

Уточнение темы урока. Формулировка целей урока – 1 минута

Работа над тестом в группах – 5-6 минут

Актуализация знаний по информатике – 3-4 минуты

Дифференцированная работа по построению графиков функций – 5-7 минут

Работа с тестом в парах – 5-6 минут

Физкультминутка – 1 минута

Самостоятельная работа – 7-8 минут

Подведение итогов урока – 1 минута

Постановка домашнего задания – 1 минута

Ход урока

1. Организационное начало урока.

Здравствуйте ребята!

Сегодня наш урок проходит в компьютерном классе. Для более продуктивной работы над материалом урока мы с вами будем использовать компьютер. Поэтому цель нашего урока сегодня не только обобщить знания в области алгебры, но и отработать приобретенные на уроках информатики навыки работы на компьютере.

 

2. Мотивационное начало урока


Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1458101822.png (752x193)
 

Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?

(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций. А данный график не является графиком функции)

Почему данный график не является графиком функции?

(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции. Это правило не соблюдено на данном графике).

На доске остаются 5 графиков функций:


Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458101976.png (761x198)

Еще раз внимательно посмотрите на доску сформулируете тему нашего сегодняшнего урока

(учащиеся формулируют тему урока «Графики функций»).

 

3. Устная работа.

Графики каких функций изображены на рисунках?

(1 – степенная функция, графиком является кубическая парабола,

2 – линейная функция, графиком является прямая,

3 – квадратичная функция, графиком является парабола,

5 – функция обратной пропорциональности, графиком является гипербола,

6 – степенная функция, графиком является ветвь параболы)

Давайте с вами подробнее остановимся на рис.3. Вспомним свойства функции, изображенной на данном графике.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458102055.png (320x150)

 

4. Уточнение темы урока. Формулировка целей урока.

Мы с вами вспомнили все известные вам функции, их графики, повторили основные свойства функций. Уточните тему нашего сегодняшнего урока.

(Функций, их свойства и графики).

С доски снимаются все рисунки. Появляется, записанная ранее, тема урока «Функции, их свойства и графики»

Сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)

 

5. Работа над тестом в группах.

Каждая группа работает за своим компьютером. Ответы на вопросы записываются в тетрадь. Тест выполнен в программе Power Point. Переход к следующему вопросу – щелчок мыши. (Тест  /data/edu/files/h1458102593.ppt (Тест))

Внимательно посмотрите на получившуюся последовательность символов.

(1 е л х с % е l)

Найдите лишние символы и вычеркните их.

(1 л %)

Почему именно эти символы вы вычеркнули?

(Ответы учащихся)

Из оставшихся символов составьте слово. Какое слово у вас получилось?

(Excel)

Вам знакомо это слово?

(Конечно)

Откуда?

(Из информатики)

Как вы думается, как связана эта программа с темой нашего сегодняшнего урока?

(Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы не только повторим материал курса алгебры, но и отработаем навыки работы в электронных таблицах. Поэтому давайте с вами уточним тему нашего сегодняшнего урока. «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel»

 

6. Актуализация знаний по информатике

Вспомним, что называется электронной таблицей?

(Электронная таблица – программа для построения и расчета данных, представленных в виде строк и столбцов, а также иллюстрации результатов в виде различных графиков)

Вспомним алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel.

(1. В первый столбец вводим значения аргумента из выбранного промежутка

2. Во второй столбец вводим формулу функции, график которой необходимо построить

3. Выделяем область данных необходимых для построения графика функции

4. С помощью Мастера строим точечную диаграмму)

Мы с вами вспомнили основные этапы построения графика функции с помощью электронных таблиц.

 

7. Дифференцированная работа по построению графиков функций

Постройте графики функций


Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1458102223.png (171x78)

 

Далее половина класса работает за компьютером, а вторая половина – за партами

В тетрадях за партами

За компьютером

Что является графиком этой функции

(ветвь параболы)

С чего начнем построение графика этой функции?

(С построения графика )

Построили. Что далее?

(А теперь построим график функции , сместив полученный на 2 единицы вдоль оси ох вправо).

Самостоятельно постройте график второй заданной функции

Ученики работают за компьютером, получая в случае необходимость индивидуальную помощь учителя.

После выполнения работы в тетрадях учащиеся подсаживаются к тем, кто работал за компьютером и далее идет работа в парах.

Внимательно посмотрите на графике, выполненные на компьютере с помощью табличного процессора Excel и в тетрадях с помощью карандаша и линейки. Где построения точнее? Почему?

Анализируем полученные графики.

 

8. Работа с тестом в парах

А теперь, работая в парах, выполните задания теста 


Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1458102883.png (437x244)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1458102941.png (507x263)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1458103017.png (518x269)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1458103077.png (529x275)

 

9. Физкультминутка

10. Самостоятельная работа

А сейчас, когда мы немного отдохнули, возьмите карточки, лежащие у вас на столах и выполните задания проверочной работы.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1458102332.png (757x183)

 

11. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы не только с вами повторили и обобщили знания и умения по математике и информатике.

Что мы с вами повторили и навсегда запомнили?

(Ответы учащихся)

Постановка домашнего задания

Построить графики 3 различных функций, используя карандаш и линейку, а также с помощью табличного процессора Excel. Описать свойства этих функций.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.