12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шмидт Дарья Николаевна296
Педагогический стаж 13 лет. Победитель конкурса Лучших учителей РФ 2008 (ПНПО). Высшая категория
Россия, Алтайский край, Бийск
1

Методическая разработка интегрированного урока информатики и математики



 Методическая разработка интегрированного урока информатики и математики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков в электронных таблицах Excel» (для учащихся 10 классов)

Пояснительная записка

Основная задача школы - воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации. Поэтому назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе. Важным шагом на пути к использованию информационных и коммуникационных технологий учителями – предметниками является проведение интегрированных уроков информатика-предмет.

Особенно важно проведение интегрированных уроков информатики с математикой. Потребность в синтезе научных знаний этих учебных дисциплин обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых невозможно без привлечения знаний из одной научной отрасли. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Интегрированные уроки информатики и математики обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся.

Данный интегрированный урок математики и информатики является первым уроком изучения темы «Функции» в 10 классе, а также 3 уроком при изучение теме «Графическое представление данных в электронных таблицах Excel».

Цели:

1. Обучающая

Повторение и обобщение понятия функции и ее свойств.

Закрепление умений преобразования графиков, а также чтения свойств функции по ее графику.

Закрепление навыков построения графиков с помощью табличного процессора

2. Развивающая

продолжить развитие когнитивных процессов учащихся: память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя, а также решение проблем;

продолжить развитие у учащихся мыслительные операции (наблюдение, сравнение, обобщение);

продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе.

3. Воспитательная

Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду. Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.

Данный урок направлен на обобщение и закрепление учащимися

следующих знаний:

понятия функции;

типы функций, их графики и свойства;

понятие электронной таблицы;

алгоритм построения графика функций с помощью электронных таблиц;

и умений:

строить графики функций с помощью преобразования графиков элементарных функций

строить графики функций с помощью электронных таблиц Excel

определять свойства функции по ее графику

Кроме этого в процессе урока учащиеся должны повторить и закрепить на практике основные принципы работы в табличном процессоре MS Excel, а именно:

Автоматическое заполнение таблицы данными

Работа с формулами в табличном процессоре MS Excel

Все знания и умения, обобщенные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.

Далее остановимся на методических рекомендациях, а также технических и программных требованиях проведения интегрированного урока математики и информатики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel».

Во время устной работы, учащимся предлагается, работая в группах, ответить на вопросы теста. Варианты ответов обозначены таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся когнитивных процессов (выбирая из последовательности символов лишние знаки), а учителю предоставить прекрасную возможность плавно перейти к следующему этапу урока.

Далее учащимся предлагается вспомнить алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel. После чего ребята, в зависимости от своего «уровня» (А или В) выполняют задания в тетрадях или за компьютером. Совместный анализ в парах выполненных заданий способствует развитию у учащихся навыков совместной работы, а также формированию мыслительных процессов.

Заключительная работа в парах составлена с учетом начальной подготовки учащихся. Каждая карточка содержит 2 функции - одна для учащегося группы А, другая для учащегося группы Б.

Таким образом, на уроке реализуются не только идеи интеграции, но и уровневой дифференциации

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

План-конспект урока

Структура урока:

Организационное начало урока - 1 минута

Мотивационное начало урока – 3-4 минут

Устная работа – 2-3 минуты

Уточнение темы урока. Формулировка целей урока – 1 минута

Работа над тестом в группах – 5-6 минут

Актуализация знаний по информатике – 3-4 минуты

Дифференцированная работа по построению графиков функций – 5-7 минут

Работа с тестом в парах – 5-6 минут

Физкультминутка – 1 минута

Самостоятельная работа – 7-8 минут

Подведение итогов урока – 1 минута

Постановка домашнего задания – 1 минута

Ход урока

1. Организационное начало урока.

Здравствуйте ребята!

Сегодня наш урок проходит в компьютерном классе. Для более продуктивной работы над материалом урока мы с вами будем использовать компьютер. Поэтому цель нашего урока сегодня не только обобщить знания в области алгебры, но и отработать приобретенные на уроках информатики навыки работы на компьютере.

 

2. Мотивационное начало урока


Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1458101822.png (752x193)
 

Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?

(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций. А данный график не является графиком функции)

Почему данный график не является графиком функции?

(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции. Это правило не соблюдено на данном графике).

На доске остаются 5 графиков функций:


Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458101976.png (761x198)

Еще раз внимательно посмотрите на доску сформулируете тему нашего сегодняшнего урока

(учащиеся формулируют тему урока «Графики функций»).

 

3. Устная работа.

Графики каких функций изображены на рисунках?

(1 – степенная функция, графиком является кубическая парабола,

2 – линейная функция, графиком является прямая,

3 – квадратичная функция, графиком является парабола,

5 – функция обратной пропорциональности, графиком является гипербола,

6 – степенная функция, графиком является ветвь параболы)

Давайте с вами подробнее остановимся на рис.3. Вспомним свойства функции, изображенной на данном графике.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458102055.png (320x150)

 

4. Уточнение темы урока. Формулировка целей урока.

Мы с вами вспомнили все известные вам функции, их графики, повторили основные свойства функций. Уточните тему нашего сегодняшнего урока.

(Функций, их свойства и графики).

С доски снимаются все рисунки. Появляется, записанная ранее, тема урока «Функции, их свойства и графики»

Сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.

(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)

 

5. Работа над тестом в группах.

Каждая группа работает за своим компьютером. Ответы на вопросы записываются в тетрадь. Тест выполнен в программе Power Point. Переход к следующему вопросу – щелчок мыши. (Тест  /data/edu/files/h1458102593.ppt (Тест))

Внимательно посмотрите на получившуюся последовательность символов.

(1 е л х с % е l)

Найдите лишние символы и вычеркните их.

(1 л %)

Почему именно эти символы вы вычеркнули?

(Ответы учащихся)

Из оставшихся символов составьте слово. Какое слово у вас получилось?

(Excel)

Вам знакомо это слово?

(Конечно)

Откуда?

(Из информатики)

Как вы думается, как связана эта программа с темой нашего сегодняшнего урока?

(Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы не только повторим материал курса алгебры, но и отработаем навыки работы в электронных таблицах. Поэтому давайте с вами уточним тему нашего сегодняшнего урока. «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel»

 

6. Актуализация знаний по информатике

Вспомним, что называется электронной таблицей?

(Электронная таблица – программа для построения и расчета данных, представленных в виде строк и столбцов, а также иллюстрации результатов в виде различных графиков)

Вспомним алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel.

(1. В первый столбец вводим значения аргумента из выбранного промежутка

2. Во второй столбец вводим формулу функции, график которой необходимо построить

3. Выделяем область данных необходимых для построения графика функции

4. С помощью Мастера строим точечную диаграмму)

Мы с вами вспомнили основные этапы построения графика функции с помощью электронных таблиц.

 

7. Дифференцированная работа по построению графиков функций

Постройте графики функций


Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1458102223.png (171x78)

 

Далее половина класса работает за компьютером, а вторая половина – за партами

В тетрадях за партами

За компьютером

Что является графиком этой функции

(ветвь параболы)

С чего начнем построение графика этой функции?

(С построения графика )

Построили. Что далее?

(А теперь построим график функции , сместив полученный на 2 единицы вдоль оси ох вправо).

Самостоятельно постройте график второй заданной функции

Ученики работают за компьютером, получая в случае необходимость индивидуальную помощь учителя.

После выполнения работы в тетрадях учащиеся подсаживаются к тем, кто работал за компьютером и далее идет работа в парах.

Внимательно посмотрите на графике, выполненные на компьютере с помощью табличного процессора Excel и в тетрадях с помощью карандаша и линейки. Где построения точнее? Почему?

Анализируем полученные графики.

 

8. Работа с тестом в парах

А теперь, работая в парах, выполните задания теста 


Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1458102883.png (437x244)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1458102941.png (507x263)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1458103017.png (518x269)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1458103077.png (529x275)

 

9. Физкультминутка

10. Самостоятельная работа

А сейчас, когда мы немного отдохнули, возьмите карточки, лежащие у вас на столах и выполните задания проверочной работы.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1458102332.png (757x183)

 

11. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы не только с вами повторили и обобщили знания и умения по математике и информатике.

Что мы с вами повторили и навсегда запомнили?

(Ответы учащихся)

Постановка домашнего задания

Построить графики 3 различных функций, используя карандаш и линейку, а также с помощью табличного процессора Excel. Описать свойства этих функций.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.