Методическая разработка интегрированного урока информатики и математики «Функции, их свойства и графики. Построение графиков в электронных таблицах Excel»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка интегрированного урока информатики и математики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков в электронных таблицах Excel» (для учащихся 10 классов)
Пояснительная записка
Основная задача школы - воспитать из ученика гармонично развитую личность, умеющую применять свои знания на практике в любой жизненной ситуации. Поэтому назрела реальная необходимость проводить такие уроки, на которых от учащихся требуется проявление своих знаний по нескольким предметам в комплексе. Важным шагом на пути к использованию информационных и коммуникационных технологий учителями – предметниками является проведение интегрированных уроков информатика-предмет.
Особенно важно проведение интегрированных уроков информатики с математикой. Потребность в синтезе научных знаний этих учебных дисциплин обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых невозможно без привлечения знаний из одной научной отрасли. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Интегрированные уроки информатики и математики обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес учащихся.
Данный интегрированный урок математики и информатики является первым уроком изучения темы «Функции» в 10 классе, а также 3 уроком при изучение теме «Графическое представление данных в электронных таблицах Excel».
Цели:
1. Обучающая
Повторение и обобщение понятия функции и ее свойств.
Закрепление умений преобразования графиков, а также чтения свойств функции по ее графику.
Закрепление навыков построения графиков с помощью табличного процессора
2. Развивающая
продолжить развитие когнитивных процессов учащихся: память, мышление, воображение, внимание через ответы на вопросы учителя, а также решение проблем;
продолжить развитие у учащихся мыслительные операции (наблюдение, сравнение, обобщение);
продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе.
3. Воспитательная
Воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к учебному труду. Прививать бережность и аккуратность в использовании компьютерной техники.
Данный урок направлен на обобщение и закрепление учащимися
следующих знаний:
понятия функции;
типы функций, их графики и свойства;
понятие электронной таблицы;
алгоритм построения графика функций с помощью электронных таблиц;
и умений:
строить графики функций с помощью преобразования графиков элементарных функций
строить графики функций с помощью электронных таблиц Excel
определять свойства функции по ее графику
Кроме этого в процессе урока учащиеся должны повторить и закрепить на практике основные принципы работы в табличном процессоре MS Excel, а именно:
Автоматическое заполнение таблицы данными
Работа с формулами в табличном процессоре MS Excel
Все знания и умения, обобщенные и закрепленные учащимися на данном уроке, являются необходимыми для дальнейшего изучения курса математики и информатики.
Далее остановимся на методических рекомендациях, а также технических и программных требованиях проведения интегрированного урока математики и информатики по теме «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel».
Во время устной работы, учащимся предлагается, работая в группах, ответить на вопросы теста. Варианты ответов обозначены таким образом, чтобы способствовать развитию у учащихся когнитивных процессов (выбирая из последовательности символов лишние знаки), а учителю предоставить прекрасную возможность плавно перейти к следующему этапу урока.
Далее учащимся предлагается вспомнить алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel. После чего ребята, в зависимости от своего «уровня» (А или В) выполняют задания в тетрадях или за компьютером. Совместный анализ в парах выполненных заданий способствует развитию у учащихся навыков совместной работы, а также формированию мыслительных процессов.
Заключительная работа в парах составлена с учетом начальной подготовки учащихся. Каждая карточка содержит 2 функции - одна для учащегося группы А, другая для учащегося группы Б.
Таким образом, на уроке реализуются не только идеи интеграции, но и уровневой дифференциации
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
План-конспект урока
Структура урока:
Организационное начало урока - 1 минута
Мотивационное начало урока – 3-4 минут
Устная работа – 2-3 минуты
Уточнение темы урока. Формулировка целей урока – 1 минута
Работа над тестом в группах – 5-6 минут
Актуализация знаний по информатике – 3-4 минуты
Дифференцированная работа по построению графиков функций – 5-7 минут
Работа с тестом в парах – 5-6 минут
Физкультминутка – 1 минута
Самостоятельная работа – 7-8 минут
Подведение итогов урока – 1 минута
Постановка домашнего задания – 1 минута
Ход урока
1. Организационное начало урока.
Здравствуйте ребята!
Сегодня наш урок проходит в компьютерном классе. Для более продуктивной работы над материалом урока мы с вами будем использовать компьютер. Поэтому цель нашего урока сегодня не только обобщить знания в области алгебры, но и отработать приобретенные на уроках информатики навыки работы на компьютере.
2. Мотивационное начало урока
Здесь будет изображение: /data/edu/files/l1458101822.png (752x193)
Ребята, внимательно посмотрите на доску. Какой рисунок лишний? Почему?
(Лишним является рис.4, т.к. на остальных рисунках изображены графики функций. А данный график не является графиком функции)
Почему данный график не является графиком функции?
(Функцией называется некоторая зависимость y=f(x), при которой каждому значению аргумента ставится в соответствие единственной значение функции. Это правило не соблюдено на данном графике).
На доске остаются 5 графиков функций:
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458101976.png (761x198)
Еще раз внимательно посмотрите на доску сформулируете тему нашего сегодняшнего урока
(учащиеся формулируют тему урока «Графики функций»).
3. Устная работа.
Графики каких функций изображены на рисунках?
(1 – степенная функция, графиком является кубическая парабола,
2 – линейная функция, графиком является прямая,
3 – квадратичная функция, графиком является парабола,
5 – функция обратной пропорциональности, графиком является гипербола,
6 – степенная функция, графиком является ветвь параболы)
Давайте с вами подробнее остановимся на рис.3. Вспомним свойства функции, изображенной на данном графике.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/i1458102055.png (320x150)
4. Уточнение темы урока. Формулировка целей урока.
Мы с вами вспомнили все известные вам функции, их графики, повторили основные свойства функций. Уточните тему нашего сегодняшнего урока.
(Функций, их свойства и графики).
С доски снимаются все рисунки. Появляется, записанная ранее, тема урока «Функции, их свойства и графики»
Сформулируете цели нашего сегодняшнего урока.
(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока)
5. Работа над тестом в группах.
Каждая группа работает за своим компьютером. Ответы на вопросы записываются в тетрадь. Тест выполнен в программе Power Point. Переход к следующему вопросу – щелчок мыши. (Тест /data/edu/files/h1458102593.ppt (Тест))
Внимательно посмотрите на получившуюся последовательность символов.
(1 е л х с % е l)
Найдите лишние символы и вычеркните их.
(1 л %)
Почему именно эти символы вы вычеркнули?
(Ответы учащихся)
Из оставшихся символов составьте слово. Какое слово у вас получилось?
(Excel)
Вам знакомо это слово?
(Конечно)
Откуда?
(Из информатики)
Как вы думается, как связана эта программа с темой нашего сегодняшнего урока?
(Ответы учащихся)
Сегодня на уроке мы не только повторим материал курса алгебры, но и отработаем навыки работы в электронных таблицах. Поэтому давайте с вами уточним тему нашего сегодняшнего урока. «Функции, их свойства и графики. Построение графиков функций в электронных таблицах Excel»
6. Актуализация знаний по информатике
Вспомним, что называется электронной таблицей?
(Электронная таблица – программа для построения и расчета данных, представленных в виде строк и столбцов, а также иллюстрации результатов в виде различных графиков)
Вспомним алгоритм построения графика функции с помощью табличного процессора Excel.
(1. В первый столбец вводим значения аргумента из выбранного промежутка
2. Во второй столбец вводим формулу функции, график которой необходимо построить
3. Выделяем область данных необходимых для построения графика функции
4. С помощью Мастера строим точечную диаграмму)
Мы с вами вспомнили основные этапы построения графика функции с помощью электронных таблиц.
7. Дифференцированная работа по построению графиков функций
Постройте графики функций
Здесь будет изображение: /data/edu/files/z1458102223.png (171x78)
Далее половина класса работает за компьютером, а вторая половина – за партами
В тетрадях за партами |
За компьютером |
Что является графиком этой функции (ветвь параболы) С чего начнем построение графика этой функции? (С построения графика ) Построили. Что далее? (А теперь построим график функции , сместив полученный на 2 единицы вдоль оси ох вправо). Самостоятельно постройте график второй заданной функции |
Ученики работают за компьютером, получая в случае необходимость индивидуальную помощь учителя. |
После выполнения работы в тетрадях учащиеся подсаживаются к тем, кто работал за компьютером и далее идет работа в парах.
Внимательно посмотрите на графике, выполненные на компьютере с помощью табличного процессора Excel и в тетрадях с помощью карандаша и линейки. Где построения точнее? Почему?
Анализируем полученные графики.
8. Работа с тестом в парах
А теперь, работая в парах, выполните задания теста
Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1458102883.png (437x244)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1458102941.png (507x263)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/v1458103017.png (518x269)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/o1458103077.png (529x275)
9. Физкультминутка
10. Самостоятельная работа
А сейчас, когда мы немного отдохнули, возьмите карточки, лежащие у вас на столах и выполните задания проверочной работы.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1458102332.png (757x183)
11. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы не только с вами повторили и обобщили знания и умения по математике и информатике.
Что мы с вами повторили и навсегда запомнили?
(Ответы учащихся)
Постановка домашнего задания
Построить графики 3 различных функций, используя карандаш и линейку, а также с помощью табличного процессора Excel. Описать свойства этих функций.