Урок по алгебре для 9 класса «Подготовка к ОГЭ. Построение графика квадратичной функции, содержащей модуль»
Автор: учитель математики МКОУ «СОШ № 8»
г. Ефремов Тульской области
Пономарева Светлана Владимировна
Урок по алгебре для 9 класса по теме:
«Построение графиков. Повторение. Подготовка к ОГЭ. Построение графика квадратичной функции, содержащей модуль».
Конспект урока
Цели урока:
Систематизировать знания учащихся по теме «Функции и графики», показать применение этих знаний при исследовании свойств и построении графиков функций на примерах заданий из второй части
Исследование расположения графика квадратичной функции в зависимости от модуля.
Развитие исследовательских умений и навыков самостоятельной работы.
Развитие умений анализировать и на основе экспериментальных данных делать выводы.
Применение графиков функций, содержащих модуль, к решению задач.
Задачи урока:
- повторить графики функции, формулы, задающие изученные функции и способы построения их графиков;
- рассмотреть построение графиков функций с модулем;
- применить графики функций в заданиях с параметрами.
Оборудование:
Компьютер учителя
Мультимедийный проектор
Экран
Карточки с заданиями для работы в группах
Электронные презентации для устной работы, выполненные в Microsoft Power Point.
План урока.
Устная работа с использованием электронной презентации
Практическая работа
Отчет по практической работе. Демонстрация полученных графиков функций на экране .Выводы.
Решение задач на применение графиков функций с модулем.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Актуализация знаний
Учитель: Фронтальная беседа с классом:
1. Вспомним формулы, задающие линейную функцию; функцию прямой пропорциональности; функцию обратной пропорциональности; квадратичную функцию.
2. Назовите для каждой формулы соответствующий график
3. Далее , повторив формулы, работаем конкретно с каждой функцией.
4. Знание свойств функций, умение работать с графиками помогает решать многие задачи, в том числе экзаменационные.
5. На рисунке изображен график квадратичной функции. Какая из перечисленных формул задает эту функцию?
2. Практическая работа.
Учитель: Каждому ряду я даю задание. Вы можете работать парами. В ходе работы необходимо исследовать расположение графика квадратичной функции в зависимости от модуля. Результатом работы должен стать вывод о поведении графика. При анализе полученных результатов , обратите внимание на следующие моменты:
Какая часть графика не изменилась?
Что произошло с оставшейся частью графика?
Начать наше исследование мне хочется словами И.Гете:
«Настоящий ученик умеет выводить известное из неизвестного и этим приближаться к учителю».
Но прежде, чем приступить к заданию ответьте на вопрос, который должен вам помочь в дальнейшей работе: Что можно сказать о симметрии графиков?
Карточки с заданиями для групп
Ряд № 1 Построение графика функции вида
Постройте на одной координатной плоскости графики функций
Ответьте на вопросы:
Какая часть графика осталась без изменений?
Что произошло с частью графика, расположенной в нижней полуплоскости?
Сформулируйте правило построения графика функции
Построить график функции y =….
Часть графика ……………………………………………..оставить без изменения
Часть графика, расположенную в …………………………………
отобразить в ……………………………………………………….
Ряд №2 Построение графика функции вида
Постройте на одной координатной плоскости графики функций
y=
Ответьте на вопросы:
Какая часть графика осталась без изменений?
Что произошло с частью графика, расположенной в нижней полуплоскости?
Сформулируйте правило построения графика функции
Построить функцию………………….
……………………………………………………………………….
………………………………………………………………………
Ряд № 3 Построение графика функции вида y=f()
Постройте на одной координатной плоскости графики функций
y=2x-6x+4
y=2x-6+4
Ответьте на вопросы:
Какая часть графика осталась без изменений?
Что произошло с частью графика, расположенной правее оси ОY?
Сформулируйте правило построения графика функции y=f()
Построить график функции y=…….
Часть графика, расположенную……………………………..
оставить без изменений и отобразить в …………………………
Группа № 4(индивид) Построение графика функции вида y=f()
Постройте на одной координатной плоскости графики функций
y=-2x+4x+1
y=-2x+4+1
Ответьте на вопросы:
Какая часть графика осталась без изменений?
Что произошло с частью графика , расположенной правее оси ОY?
Сформулируйте правило построения графика функции y=f()
Построить график функции y=…….
……………………………………………………………………
3. Отчет групп.
Учитель: Приступаем к обсуждению результатов.
Группы №1,№2 работали с функцией вида. Результаты работы посмотрим на экране.
(Группы делают вывод о поведении графика, формулируют правило построения графика функции.Примерные результаты работы групп см. в Презентации )
Учитель: Группы №3,№4 работали с функцией вида
(Группы №3,№4 аналогично анализируют итоги своей работы)
Пример результата работы одной из групп:
4. Применение графиков квадратичной функции с модулем к решению задач.
Учитель: С помощью графиков можно решать уравнения и системы уравнений . Свободное владение техникой построения графиков помогает решать многие нестандартные задачи и порой являются единственным или наиболее простым средством их решения. Рассмотрим некоторые такие задания.
Задачи
Задание № 1.
Найдите значение параметра «а» , при котором прямая у=а имеет а) 3 общие точки; б) 2 общие точки; в) 4 общие точки с графиком функции
y=2x -6+4
Задание № 2
Найдите наибольшее целое значение параметра «а» при котором уравнение 2x+4+1=а имеет более двух корней (при решении используйте графики функций).
Задание №3
Используя график функции y= , найдите значение а ,чтобы прямая у=а имела с функцией 3 точки пересечения.
Задание № 4
При каком значении параметра «а» уравнение = а имеет 4 корня? Решите уравнение ,используя графики функций y= и y=a.
5. Разбор заданий
(Результаты работ групп демонстрируются на экране, ученики каждой группы представляют решение своих задач.
Пример решения задачи одной из групп:
6. Итог урока
Учитель: Сегодня в ходе практической работы мы выявили способы построения графика квадратичной функции, содержащей модуль, увидели красоту этих графиков, научились анализировать и делать выводы. Мы также рассмотрели некоторые задачи на применение графиков функций.
Все группы справились с поставленной задачей.
7. Домашнее задание
Построить у=(х-6)(х-2). Построить у= , у= х2 – 8х +12