12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана304
Творческая личность
Россия, Удмуртская респ., Глазов
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
2

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе.

Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на уроках, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Моя педагогическая практика показала, что существующая традиционная методика проведения уроков с умственно отсталыми детьми не всегда приводит к успеху. Дети сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, нарушение общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

 Технология, которая поможет детям развиваться, а мне достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья обучащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у обучающихся культуры здоровья, формирование у школьников  необходимых базовых учебных действий  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.

Какие элементы здоровьесберегающих технологий использую я на своих уроках.

Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники.

- Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с такого небольшого стихотворения:

«Доскажи словечко»

Мы пришли сюда …(учится)

Не ленится, а ….(трудится)

Только тот, кто много…..( знает)

В жизни что-то …(достигает)

Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе  работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности.

Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В своей работе я использую следующие упражнения:

«Кулак, ребро, ладонь»

«Ухо-нос»

«Письмо двумя руками одновременно» и другие.

В середине урока использую гимнастику для глаз. Она снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение, способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а так же более быстрому восстановлению работоспособности и эффективности усвоения учебного материала.

Гимнастику для глаз провожу в игровой форме, ненавязчиво и все они на лексические темы. Например: «Бабочка». (учитель показывает направление бабочки при этом проговаривает слова, дети повторяют движения, следят за бабочкой глазами)

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

Можно использовать также «Полет птиц», тренажер Базарного и многое другое.

На уроках использую элементы цветотерапии.

Цветотерапия помогает сохранить здоровье ребёнка. Однако, для того чтобы грамотно использовать цвет на уроке, следует понимать его характеристики.

( разберу некоторые цвета)

- Жёлтый цвет положительно влияет на нервную систему, повышает интеллектуальные способности, улучшает память, способствует ясности и точности мысли. Желтый фон чаще всего использую для запоминания словарных слов.

- Красный цвет захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.   Свойство этого цвета использую на уроках, выделяя им самое важное, например, орфограммы в словах.

НО при гиперактивности детей рекомендуется вообще не применять красный цвет.

- Синий цвет тонизирует (улучшает) умственную активность. Использую при проведении контрольных работ. В данном случае используются цветовые круги на доске диаметром 20 см

- Зелёный оказывает успокаивающее, расслабляющее влияние. Ребенок начинает проявлять живой интерес к учебе. Кроме того зеленый цвет наделяет детей уверенностью в себе и смелостью. Успокаивающе воздействует абсолютно на всех этапах урока. Применяю цветовой круг в тех случаях, когда дети расшумелись или на урок пришли возбужденные после ритмики, физкультуры или перемены.

В настоящее время нетрадиционные формы и методы работы с детьми привлекают всё большее внимание и Су-Джок терапия одна из них. В своей работе я использую Су – Джок шарики, а так же эластичные металлические колечки, которые идут в комплекте, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляции в определѐнном ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук.

На уроках выполняем упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Не нужно забывать и о дыхании.

Дыхательная гимнастика на уроках в начальной школе – это отличное средство для поддержания здоровья и отличного настроения учеников.

Приведенные на слайде упражнения, и тренажеры я смело использую на своих уроках, так как дыхательная гимнастика позволяет насыщать клетки организма кислородом. Если ребенок научится дышать правильно, то он сможет с собой управлять. Уметь правильно дышать – это значит улучшить работу сердца, мозгового кровообращения, успокоить нервы.

ВАРИМ КАШУ. После сделанного глубокого вдоха на каждом выдохе произносить слово «ПЫХ» и так 8 раз. После этого упражнения повышается работоспособность, улучшается мозговое кровообращение.

ГРЕЕМ РУКИ. – вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая их.

ХОРОШАЯ ПОГОДА.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь.

Ветерочком стану я,

Уходите, тучи, прочь. И многое другое.

Вот это основные элементы здоровьесберегающих технологий, которые я систематически использую на своих уроках.

Для себя я подчеркиваю, что применение здоровьесберегающих технологий  в процессе обучения умственно отсталых детей приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.




























Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.