Использование здоровьесберегающих технологий в процессе оздоровления детей раннего развития
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАРАБАШСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 1 «РЯБИНУШКА» БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Автор:
Иванова Марина Николаевна
п.г.т. Карабаш, 2021 г.
Проблема состояние здоровья подрастающего поколения в современных условиях развития вызывает особую озабоченность государства и общества. Только здоровый ребенок может достичь необходимого интеллектуально-познавательного уровня.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожёгова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики является формирование адаптивной, успешной, здоровой личности, способной самостоятельно добывать знания и трансформировать их к постоянно меняющимся запросам и требованиям жизни.
Ребёнок значительную часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении в тот период жизни, когда закладываются основы здоровья: интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование культурно-гигиенических привычек, приобретение новых представлений и знаний. Поэтому очень большое значение для развития и оздоровления детей раннего возраста является создание благоприятных санитарно-гигиенических, воспитательно-образовательных и эмоционально-психологических условий.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает приобщение воспитанников к здоровому образу жизни – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья – это медико – профилактические технологии, физкультурно – оздоровительные технологии, технологии обеспечения социально - психологического благополучия ребенка, здоровьесберегающие образовательные технологии.
В ДОУ ежедневно в группе раннего развития используются различные формы работы, способствующие укреплению здоровья и позволяющие обеспечить необходимую двигательную активность воспитанников в образовательных процессах и режимных моментах дня.
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур: солнечные и воздушные ванны, босохождение, хождение по тропе здоровья, обливание кистей рук холодной водой, водные процедуры. Система закаливания используется с учетом времени года, возрастными и индивидуальными особенностями состояния здоровья воспитанников.
Игротренинги «Развиваем пальчики» являются лучшим способом для развития мелкой моторики рук и всей кисти рук, не только стимулирующим речевое развитие ребёнка, но и на здоровье ребенка. Проводятся во время режимных моментов в течение дня. Даем рекомендации родителям по проведению игротренинга в домашних условиях.
Для создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья активно используется игровой массаж, который способствует социализации детей, развивает у них внимание, терпение и чувство юмора. Массаж можно делать руками, кисточкой, ваткой, используя природный материал (шишки, жёлуди, грецкие орехи), карандаш, массажные мячи, платочек, бумага и т.п.
Что такое логоритмика? Это - коктейль из движений, речи и музыки.
Почему – логоритмика? Еще в середине прошлого века биологи и врачи
доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и улучшить
самочувствие. Эта форма здоровьесберегающих технологий направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности.
Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление ребёнка, создают положительные эмоции. Физкультурная минутка является формой активного отдыха во время малоподвижных видах деятельности и проводится длительностью 1,5-2 мин.
Развитию зрения в нашей группе мы уделяем особое внимание. Для этого существует глазодвигательная активность. В условиях нашего общества малыши уже с раннего возраста начинают приобщаться к миру телевизоров и электронных гаджетов, неудивительно, что глазки крохи устают быстрее, а потому зрение может начать портиться уже в этот момент. Чтобы ребёнок мог проявить свою активность гимнастику с ними проводим в игровой форме, поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки требуют особого внимания.
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, поможет нам дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика это одна из форм оздоровления организма, которая развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Родители являются самыми первыми воспитателями ребенка. От того, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, как правильно организован режим дня ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, который формируют в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома.
В центре работы оздоровительной направленности детей должны находиться, во-первых, семья, включая ее членов и условия проживания; во-вторых , дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующих на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Используемая литература:
1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для среднего профессио нального образования / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 281 с. — (Профессиональное образование).
2.Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З. и.Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32 с. (Серия «Библитека руководителя ДОУ»).
3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.
4. Рунова М.Н. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Копмлексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с. + цв. вкл. 16 с.