12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Приходько Ольга Сергеевна1920
Россия, Забайкальский край, Чита

Использование здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

учителей-дефектологов.


 

«Забота о здоровье ребёнка –это

не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил…

и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде

всего забота о гармоничной полноте

всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является

радость творчества»

В.А.Сухомлинский.

 

   Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьёзный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей с ОВЗ младшего школьного возраста, это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно - воспитательном процессе важную роль играет систематическое применение здоровьесберегающих технологий. «Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса» предполагает применение таких технологий:

-экологические здоровьесберегающие технологии;

-медико-гигиенические технологии;

-физкультурно-оздоровительные технологии;

-психолого-педагогические технологии;

-технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  Перед коррекционной педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с нарушением слуха. Наличие затруднений в обучении, говорит о том, что эти дети нуждаются в специальных, здоровьесберегающих условиях, которые должны быть обеспечены в коррекционной школе. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся с нарушением слуха.

  Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в нашем учреждении применяются следующие группы средств: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Используются следующие приёмы: защитно-профилактические, компенсарно-нейтрализующие, стимулирующие элементы закаливания, информационно-обучающие письма.

  Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Необходимо отметить, что для учителя очень важно правильно организовать индивидуальное занятие, т.к. оно является основной формой педагогического процесса.

  От уровня гигиенической рациональности занятий во многом зависит функциональное состояние школьников с нарушением слуха в процессе учебной деятельности.

  Наблюдения за проведением индивидуальных и фронтальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения учителями-дефектологами показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет младшим школьникам с нарушением слуха более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

   В соответствии с планом внутришкольного контроля была проведена проверка по вопросу использования учителями-дефектологами школы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, которые способствуют:

построению обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций;

обучению с учетом принципов природосообразности, здоровья, пола, целостности, уникальности их личности, безусловной любви и др;

прочное запоминание обучающимися изученного материала;

обеспечение адекватного восстановления сил во время учебного процесса;

осознания школьниками успешности обучения.

   В ходе проверки выявлено следующее:

  При организации коррекционно – развивающей работы, учителя-дефектологи, в своей практической деятельности, на индивидуальных и групповых занятиях, применяют здоровьесберегающие технологии:

1. Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии. Каждый кабинет укомплектован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинеты оформлены в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организуется проветривание кабинета.

2. Создание охранительного режима.

В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на индивидуальных занятиях, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения педагогами организуются условия для реализации охранительного режима:

- общение на занятиях проводятся на фоне положительных эмоций;

- активно поощряется на уроках инициатива и успех.

Используются нестандартные формы проведения занятий (групповые, в форме путешествия и т. д.) с соблюдением гигиенических критериев рационального проведения занятия.

3. Профилактика нарушений осанки.

Во время занятия осуществляется контроль за правильной осанкой обучающегося.

4. Использование фонетической ритмика.

  Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильной оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

5. Упражнения по развитию мелкой моторики рук.

 Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие учащихся, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе педагоги применяют пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховка изображений различные задания с сыпучими материалами, выполнение заданий на приборе «Ориентир» с раздаточным материалом.

6. Дыхательная гимнастика.

 Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике учителя используют разнообразные игры на развитие дыхания.

7. Смена динамических поз, физкультминутки.

  Для препятствия нарастанию утомления, снятию статической нагрузки дефектологи проводят физминутки, организуется смена динамических поз, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя (у доски, около двери, около окна) : они могут слушать, рассматривать удаленные предметы, выполнять какие-либо задания. Часть занятия дети проводят сидя. Это делается для того, чтобы и укреплять позвоночник, формировать осанку и снимать утомление. Физминутки проводятся не только с целью снятия утомления, а используются с пользой для изучения нового материала или повторения пройденного.

8. Профилактика нарушения зрения.

  Профилактическая работа по этому направлению включает систему мер, направленных на охрану зрения. Педагоги используют зрительную гимнастику. Упражнения для снятия зрительного напряжения.

  Наряду с обеспечением необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, учителя школы развивают у ребят осознанное, преобразовательное отношение к своему здоровью. Формируют у них мотивацию к здоровому образу жизни, знания о здоровье как ценности, культуру здоровья и личностных качеств. В связи с этим при составлении рабочих программ, при написании технологических карт занятий педагоги включают тексты, фразы, пословицы, стихи, различные задания, проводят беседы по темам «Спорт», «Здоровый образ жизни».

 Таким образом, формирование здоровьесберегающей среды на индивидуальных и групповых занятиях зависят от грамотно организованной работы учителя-дефектолога.

  Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет младшим школьникам с нарушением слуха более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, формирует основные компетенции, позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия обучающегося и учителя.

 

Литература:

Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М.: Просвещение, 1988.

Кузьмичева Е.П., Яхнина E.З. Новые подходы к активизации устной коммуникации глухих школьников // Развитие и коррекция. 1998

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Бойко Светлана Владимировна, 22.12.18 в 13:16 1 Ответить Пожаловаться
Замечательный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.