Использования ТРИЗ-технологии в рамках личностно-ориентированного обучения на уроках биологии
Использования ТРИЗ-технологии в рамках личностно-ориентированного обучения на уроках биологии.
«Школу делает школой учитель. Учителя разные- ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы- только это педагогические краски, этюды, приемы…»
Это слова Анатолия Гина одного из авторов ТРИЗ ( теории решения изобретательских задач).
В настоящее время предъявляются высокие требования к образовательному результату через личностные, предметные и метапредметные компетенции. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Л.С. Выгодский, Т.И.Шамова, Л.В. Занков.
Триз-педагогика ставит своей целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению нетривиальных заданий. Составляющей частью личностно- ориентированного обучения является развивающее обучение. Идея личностно–ориентированных технологий обучения позволяет сохранять и развивать индивидуальные возможности каждого ученика, и нацелена на запуск соответствующих возрасту механизмов развития. Исходным положением тризовской концепции по отношению к школьнику является принцип природосообразности обучения
ТРИЗ- формирует мышление и способности. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика. При разработке содержания нужно проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи, опираясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития.
Для того чтобы ученики умели анализировать нестандартные ситуации и планировать свои действия в них необходимо развивать творческие способности.
На каждом уроке можно включать одну или несколько познавательных задач, развивающих мышление. Конвергентное или интеллектуальное мышление, основанное на знаниях, опыте, отработанном алгоритме решения является основой дивергентного или креативного мышления; в основе которого лежит поиск, понимание и творчество.
Формирование творческих способностей можно отследить по показателям беглости, гибкости, оригинальности. Показатель беглости отражает продуктивность и скорость мышления, способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Показатель оригинальности характеризуется способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, ранее изученных, установленных и общепринятых.
Анатолий Гин предлагает оригинальные способы работы с детьми, а так же методический конструктор приемов для учителя.
Методический конструктор приемов | |||
Раздел урока | Основной | Функциональный | блок |
Начало урока | Фантастическая добавка Отсроченная отгадка Удивляй! | «Светофор» Щадящий опрос Взаимо-опрос Игра в случайность | Идеаль-ный опрос «Да-нетка» Отгадка Фантастическая добавка |
Объяснение нового материала | Пресс-конференция НИЛ Театрализация Рассказ эстафета ТРИЗ | Проблемный диалог Демонстрация Визуализация Критический выбор | Вопросы к тексту Деловая «Точка зрения» Отсроченная отгадка |
Повторение | Расширенный опрос-опора. | «Черный ящик» Ориентирование | Анализ информации Пошаговый разбор |
Закрепление | Познавательная потребность привлекательная цель Отсроченная отгадка Практичность теории Своя опора | Фантастическая добавка Необычный физический опыт Практичность теории Пресс-конференция | Задача-парадокс Проблемный вопрос Удивляй! Лови ошибку |
Обобщение | Открытая проблема Решение с конца | Эвристический вопрос | Самооценка |
Домашнее задание | Задание массивом Три уровня домашнего задания | Составь шпаргалку Рекламный плакат | Творческое задание |
Конец урока | Тренинг | Комментарии Лови ошибку | 7 шляп Гора знаний |
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока.
У каждого учителя может быть свой конструктор, А. Гин привел возможную его форму. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала- с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы. При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
ТРИЗ-технология образовательного процесса заинтересовала меня ещё и тем, что позволяет применять на уроках разнообразные приемы.
Методы решения- это приемы и алгоритмы, такие как развитие творческого воображения, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов …
Прием «Шкатулка» Приём развивает мыслительные операции, умения обобщать и выделять главное. А также направлен на развитие связной устной речи при доказательстве правильности выбора предмета. При заполнении шкатулки (корзинки), в нее можно положить, например, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Или из шкатулки извлекаются предметы, которые могут соответствовать данному виду, особи. Свой выбор школьники обязательно объясняют.
При изучении темы « Строение птиц» из шкатулки извлекаем молнию. Что общего у нее со строением крыла? Чем коктейльная трубочка сходна со строением костей птиц? Что общего у губки и легкого птицы?
При изучении темы «Мышцы и их функция» из шкатулки извлекаем куклу и дергая за ниточки заставляем ее двигаться. Что в организме человека обеспечивает согласованное движение?
При повторении темы «Кровь» можно зачитать высказывание из книги « В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходчт из каменных гаваней вновь в плавание».Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?
Практические методы. ( Как собрать скелет? Что обеспечивает прочность черепа?) Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. До лабораторной работы учащимся известна лишь её цель, но не ожидаемые результаты. Учащиеся добывают новые знания путём проведения ученического эксперимента без готовой инструкции. Учащиеся добывают новые знания и применяют их на практике путём разработки и осуществления самостоятельного изготовления различных моделей
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Главной задачей биологического образования, с учетом новых приоритетов, является утверждение и развитие у школьников «биологического мышления», навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых сведений, умения строить научные гипотезы и планировать эксперименты по их проверке.
Полноценное биологическое образование немыслимо без широкой эрудиции, умения масштабно мыслить, философски подходить ко всем проблемам естествознания. Триз-приемы ориентированы на сотрудничество и взаимодействие, где идет приоритет диалоговых форм обучения, сотрудничества с учителем, самовыражения. Использованием ТРИЗ идет от природосообразности, помогает формировать творческие способности, даёт широкую возможность подкреплять теоретические знания умениями .
Литература.
1. БухваловВ.А. МурашковскийЮ.С. Изобретаем черепаху: как применять ТРИЗ в школьном
курсе биологии. Книга для учителей и учащихся. Рига 1993.
2. Гин А., Андржеевская И. 150 творческих задач для сельской школы. М.: Народное образова-
ние, 2007 / http://www.trizway.com/art/book/147.html
3. Голицына Н.Б., Нестеренко А.А. Экспериментальный курс биологии на базе ТРИЗ. // Педаго-
гические технологии - №2, 2004, с. 112-120. / http://www.trizminsk.org/e/prs/231005.htm
4. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие для учите-
лей. СПб.: Акцидент, 1998
5. Тимохов В.И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ: учебное пособие.
СПб.: Издательство ТОО «ТРИЗ-ШАНС
Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. http://www.trizway.com/art/book/42.html М.:Сентябрь,2006.-192с. – (Биб-ка ж. «Директор школы). Ильин, Г.Л.
Педагогическая технология новой образовательной парадигмы/ Г.Л. Ильин //Образовательная технология.-2008.-№3.-С.110-119.
Исламгулова, С.К. Технология учебного процесса
Пролубщикова Наталья Владимировна