12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вилисова Ирина Дмитриевна127
1

Статья «Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе личностно-ориентированного обучения учащихся-спортсменов на интегрированных уроках русского языка и биологии»

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе личностно-ориентированного обучения учащихся-спортсменов на интегрированных уроках русского языка и биологии


 

Касаткина Татьяна Владимировна,

учитель биологии

Вилисова Ирина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СПО ЛНР «Луганское высшее

училище физической культуры»

На современном этапе происходит процесс перехода от индустриального к информационно-технологическому обществу. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. Эти слова актуальны и сейчас. Быстрые темпы развития средств информатизации способствуют появлению новых технологий обработки, передачи, получения и сохранения информации, что, в свою очередь, открывает новые возможности для применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с целью повышения эффективности обучения.

Для учителей, работающих с учащимися, которые профессионально занимаются спортом, ИКТ – это один из путей оптимизации учебного процесса. Наши учащиеся часто выезжают на учебно-тренировочные сборы и соревнования, и мы должны помочь им не только усвоить максимум информации в короткий срок, но и развивать индивидуальность.

Актуальность темы: применение информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе, с одной стороны, повышает творческую активность учителя, требуя от него высокого уровня технологической и методической подготовленности; с другой стороны, расширяет возможности личностно-ориентированного обучения, повышает эффективность урока.

Цели данной статьи:

- рассмотреть, какие цели помогает реализовать в личностно-ориентированном обучении применение информационно-коммуникационных технологий;

- показать возможности применения ИКТ при подготовке и проведении интегрированного урока по русскому языку и биологии;

- рассмотреть формы интерактивного диалога учителя и учащегося как составляющей дистанционного обучения.

Основной материал. В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные можно выделить информационно-коммуникационные технологии, которые значительно расширяют возможности дифференцированного, индивидуального обучения. ИКТ позволяют по- новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик является активным и равноправным участником образовательной деятельности не только в рамках изучения одного предмета, но и в процессе интегрированного обучения.

ИКТ оптимизируют процесс интегрированного обучения, что позволяет реализовать следующие метапредметные цели обучения:

- формирование умений самостоятельно находить информацию, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие способностей понимать позицию другого, организовывать индивидуальную (групповую) работу;

- развитие творческих способностей в ситуации изучения одного предмета или интегрированного обучения.

Приведем примеры форм применения ИКТ на интегрированном уроке русского языка и биологии в 6 классе по теме: «Волшебство и тайны царства Флоры. Строение цветка. Развитие речи. Описание предмета (цветка)»:

1. Учительские презентации в программе Power Point в художественном и научном стиле о розе.

2. Тексты в научном и художественном стилях и задания к ним (создаются в программе Word).

3. Схема и таблица «Строение цветка» (Word).

4. Слайд-шоу по мотивам произведений, в которых представлена роза. ( Андерсен «Снежная королева», Сент Экзюпери «Маленький принц», Гаршин «Роза и жаба» и др.). Создается в программе Movie Maker.

5. Ученическая презентация Power Point «Применение аромата розы» (в составе лекарств, в косметологических средствах, в гастрономии).

6. Кейс по теме «Цветок розы». Ситуация: Цветки розы активно используются в косметологии. Полезно это или вредно? (С использованием изображений, видеоматериалов).

7. Работа с Интернет-ресурсами в аудио, видео, текстовом формате ( http://bio-lib.org, http://www.dolit.net и др.).

8. Выполнение домашнего задания в социальной сети «В Контакте» в форме обсуждения. Задание: Шесть тысяч лет – всё время существования цивилизации – этот дивный цветок восхищает людей, многие считают розу королевой цветов. Согласны ли вы с этим утверждением?

Формат презентации или слайд-шоу позволяет комбинировать разнообразные формы подачи материала: графический текст, изображение (картинки, рисунки учащихся, репродукции картин художников, анимации), аудиоматериал, видеоматериал. В процессе этой работы развиваются навыки подбора материала, классификации, анализа, а также, творческие и креативные способности.

Перечисленные выше технологии дают возможность обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ученика, а значит, урок будет личностно-ориентированным.

В старших классах целесообразно параллельно с урочной формой работы организовать и самостоятельное обучение. С целью достижения высоких результатов в самостоятельном обучении, по нашему мнению, необходимо применять элементы дистанционного обучения. Особенно актуальным это становиться в период карантина или участия учащихся в спортивно-тренировочных сборах, соревнованиях республиканского или международного уровней. Выезжая на соревнования, наши учащиеся не могут брать с собой много книг, так как значительное место в багаже занимает спортивный инвентарь и форма. В этой ситуации использование информационно-коммуникационных средств дает возможность не прерывать процесс обучения и общение с учителем. Использование электронной почты, скайпа, социальных сетей позволяет наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне с традиционными средствами обучения. Учащиеся при этом обеспечиваются набором материалов, включающим изложение задания и рекомендации по его выполнению, и получают возможность обращаться к учителю, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы, корректирует и оценивает работу. Такая форма учебного процесса направлена на воспитание мобильной, активной личности, на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

Выводы.

Основной приоритет деятельности в современной школе – свободное развитие ученика и учителя.

Еще В.А. Сухомлинский, великий педагог ХХ века, сказал: «Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям». Это утверждение является руководством для современного учителя. А применение информационно-коммуникационных технологий способствует личностной ориентации обучения, созданию продуктивной образовательной среды, которая имеет дело с множеством различных зон ближайшего развития, специфических для каждого учащегося и представляет собой множество неповторимых по результатам и способам их достижения линий индивидуального развития.

Одновременно с этим ИКТ способствуют непрерывному росту профессионализма педагога.

Таким образом, можно с уверенность сказать, что информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса.

Литература

1. Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень. Издательство ТюмГУ, 1997. – 245 с.

2. Бабетов А.А. Информатизация образования: взгляд изнутри // Образование в современной школе. – 2003. - № 4. – с. 10-11.

3. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. – Новокузнецк, 2000. – 342с.

4. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. - Томск, 2006. – 198 с.

5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. -М: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.