Программа исследования личностных качеств подростков склонных к девиантному поведению

0
0
Материал опубликован 3 December 2017

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Цель исследования: выявить особенности  характера, склонностей и интересов личности подростков с девиантным поведением.

Исследование проводилось на базе Уренской средней общеобразовательной школы №2 .Были исследованы учащиеся 7, 8, 9 класса.

Всего выборка составила 10 человек в возрасте 13-14 лет.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе проводилась информационно-просветительская беседа для родителей подростков с девиантным поведением.

Целью беседы было предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.

В процессе беседы решались следующие задачи:

формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации;

повышение уровня коммуникативной компетентности родителей в отношении с подростками;

просвещение родителей в отношении стилей семейного воспитания.

Во втором этапе проводилась информационно-просветительская беседа с педагогами, работающими с подростками.

Целью беседы являлось информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением, и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми.

В процессе беседы решались следующие задачи:

узнать каждого подростка, его индивидуально-психологические особенности и условия формирования;

при выборе приемов учебно-воспитательного воздействия на подростков учитывать их индивидуальные особенности;

информирование о стиле общения в педагогическом процессе.

На третьем этапе проводилось практическое исследование с девиантными подростками. Исследование было направлено на выявление личностных особенностей девиантных подростков, а так-же разработку рекомендаций по эффективному взаимодействию с девиантными подростками.

Для диагностики были использованы следующие методики:

Многофакторный опросник Р. Кеттела

Патохарактерологический опросник А.Е. Личко.

Проективный тест М.Люшера.

Каждая из перечисленных методик определяет группу личностных качества подростков склонных к девиации, влияющих на социальную адаптацию . С помощью выявленных качеств можно строить дальнейшую коррекционную работу с трудными подростками.

Многофакторный опросник Р. Кеттела позволяет выяснить особенности  характера, склонностей и интересов личности. Тест Кеттелла содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко предназначен для определения типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей. Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым, открываются перспективы для профилактической и корекционной работы.

Проективный тест М.Люшера разработан швейцарским психологом М.Люшером. В основе методики лежит положение Люшера, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния на основе индивидуального выбора человека тестовых образцов цвета. Тест позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ 16 ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Р.Б.КЕТТЕЛА.

Цель методики : выявить особенности  характера, склонностей и интересов личности подростков с девиантным поведением.

Таблица № 1

Количественный состав респондентов, распределившихся по первичным и вторичным факторам

Первичные факторы

Количество респондентов принадлежащих по результатам исследования к данной категории

% от общего количества респондентов

Фактор А

Шизотимия

3

30%

Аффектотимия

7

70%

Фактор В

Низкий интеллект

6

60%

Высокий интеллект

4

40%

Фактор С

Слабость Я

8

80%

Сила Я

2

20%

Фактор Е

Конформность

1

10%

Доминантность

9

90%

Фактор F

Сдержанность

2

20%

Экспрессивность

8

80%

Фактор G

Низкое супер-эго

10

10%

Высокое супер-эго

0

0

Фактор Н

Тректия

4

40%

 

Пармия

6

60%

Фактор I

Харрия

3

30%

Премсия

7

70%

Фактор L

Алаксия

2

20%

Протенсия

8

80%

Фактор M

Праксерния

3

30%

Аутия

7

70%

Фактор N

Прямолинейность

5

50%

Дипломатичность

5

50%

Фактор O

Гипертимия

2

20%

Гипотимия

8

80%

Фактор Q1

Консерватизм

4

40%

Радикализм

6

60%

Фактор Q2

Зависимость от группы

1

10%

Самодостаточность

9

90%

Фактор Q3

Низкое самомнение

7

70%

Высокое самомнение

3

30%

Фактор Q4

Низкая эго-напряженность

1

10%

Высокая эго-напряженность

9

90%

Вторичные факторы

Фактор F 1

Низкая тревожность

3

30%

Высокая тревожность

7

70%

Фактор F2

Интроверт

5

50%

Экстраверт

5

50%

Фактор F3

Сензитивность

8

80%

Реактивная уравновешенность

2

20%

Фактор F4

Конформность

1

10%

Независимость

9

90%


 

 

В результате исследования первичных факторов мы выявили следующее:

Рис. №1Особенности характера девиантных подростков

Рис. №2 Особенности характера девиантных подростков

90% респондентам свойственны такие качества как властность, самоуверенность, агрессивность, упрямство, бунтаризм, независимость от группы, самостоятельность, возбужденность, раздражительность.

У 80% респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость, экспрессивность, импульсивность, энергичность, подозрительность, внутреннее напряжение, чувство вины, неуверенность в себе.

У 70 % респондентов были выявлены такие качества как доброта, непринужденность, доверчивость, мягкосердечность, сверхосторожность, беспокойство, ненадежность, ветреность, рассеянность, увлечение внутренними иллюзиями.

У 60 % выявлен низкий интеллект, смелость, склонность к авантюризму, радикализм.

50% имеют такие качества как прямолинейность, бестактность.

У 50% респондентов было выявлено такое личностное качество как дипломатичность.

У 40% респондентов выявлен высокий интеллект, нерешительность, застенчивость, консерватизм, подозрительность к новым людям.

30 % респондентов свойственны такие личностные качества как скрытость, замкнутость, недоверчивость, низкая чувствительность, суровость, жестокость, низкий уровень воображения, приземленность.

У 30 % подростков высокое самомнение, самолюбие.

У 20% выявлены такие личностные качества эмоциональная устойчивость, работоспособность, сдержанность, доверчивость, откровенность, самоуверенность, хладнокровие.

10 % подростков подвержены чувствам, не согласны с общественными нормами и правилами, легко выводятся из равновесия, зависимы от группы, расслаблены, спокойны.

 

В результате исследования вторичных факторов мы выявили следующее:

Рис. №3 Вторичные факторы

У 90% подростков была выявлена независимость, агрессивность, смелость, хваткость.

80% свойственна сензитивность, хрупкая эмоциональность, чувствительность

У 70% были выявлены такие свойства личности как высокая тревожность, плохая приспособляемость.

60% респондентов относятся к группе интровертов, которым свойственна застенчивость, скрытость.

40% подростков являются экстравертами, которым свойственно успешное установление социальных контактов

Интерпретация парных сочетаний первичных факторов. 


Рис. № 4 Потребность личности в общении.

30 % респондентов имеют высокую потребность в общении. Легко и быстро, часто по собственной инициативе вступает в контакт.

50 % респондентов имею среднюю потребность в общении. Взаимоотношений с людьми не избегают, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая.

20 % имеют низкую потребность в общении. Такие подростки чрезвычайно избирательны в установлении и поддержании контактов.

Рис. №5 Отношение личности к другим людям.

70% подростков доброжелательно относится к окружающим людям, снисходительно оценивает их поступки. Однако может обидеть из-за неточного понимания состояния собеседника.

10% опрошенных достаточно тонко разбираются в людях, задумываются над мотивами их поведения.

20% подростков отличаются выраженной социальной проницательностью. Он ясно видит скрытый смысл житейских ситуаций.


Рис. № 6 Стороны лидерского потенциала личности.

50 % респондентов активно стремятся занять лидерское положение в группе. Имеет собственную точку зрения по многим вопросам.

У 30 % респондентов умеренно выражен лидерский потенциал . Лидерские функции проявляются преимущественно в привычных ситуациях.

У 20% подростков низкий лидерский потенциал. Человек не стремится занять лидирующее положение. Предпочитает подчиняться.

Рис. №7 Интеллектуальные возможности личности.

У 10 % респондентов высокие интеллектуальные возможности.

У 30 % респондентов есть возможность достижения успеха в решении несложных отвлеченных проблем.

У 60 % респондентов преобладает в структуре интеллекта конкретное мышление .

Рис №8 Склонность к рискованному поведению

50 % испытуемых привлекают ситуации, связанные с риском. Такие подростки могут т рисковать как здоровьем, так и материальным благополучием. Рискует независимо от последствий.

40 % респондентов рискуют взвешенно. Рискованные ситуации привлекают тогда, когда риск оправдан и успех реально достижим.

10 % подростков избегают ситуаций, связанных с риском.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК А.Е.ЛИЧКО

Цель методики: определения типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей.

Таблица № 2

Исследование степени конформности девиантных подростков.

Степень конформности

Количество респондентов относящихся к данной категории

% от общего количества респондентов

Высокая

6 человек

60%

Средняя

2 человека

20%

Умеренная

1 человек

10%

Низкая

1 человек

10%

 

У 6 (60 %) подростков по результатам исследования высокая степень конформности, 2 (20 %) человека имеют среднюю степень, у 1 (10%) респондента умеренная степень конформности и у 1 (10%) подростка низкая степень конформности.

Негативного отношения к исследованию не выявлено.

Рис.№9 Склонность к диссимуляции


 

У 7 (70 %) респондентов по результатам исследования выявлена возможная склонность к диссимуляции, у 3 (30 %) респондентов склонности к диссимуляции не выявлено

Рис. № 10 Степень откровенности

У 90 % (9 чел.) подростков по результатам исследования выявлена значительная степень откровенности, а у 10 % (1 чел.) подростков низкая доля откровенности.

Рис. № 11 Диагностика возможной органической природы психопатии или акцентуации в характере

У 60% (6 чел.) выявлена большая вероятность психопатий или акцентуаций в характере, у 40% (4 чел.) отсутствует акцентуация в характере.

Рис. № 12 Отражение реакции эмансипации 


 

У 40% (4 чел) респондентов слабая реакция эмансипации, 30 % (3 чел.) имеют умеренную реакцию эмансипации, у 20 % (2 чел.) выраженная реакция эмансипации и у 10 % (1 чел.) очень сильная реакция эмансипации.

Рис. № 13 Оценка склонности к делинквентности

30% респондентов имеют возможную склонность к делинквентности, у 70% не обнаружена склонность к делинквентности.

Рис. № 14 Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений

У 80% подростков преобладают черты мужественности, у 20% подростков преобладают черты женственности.

Диаграмма № 15 Определение психологической склонности к алкоголизации .


 

У 40% испытуемых присутствует психологическая склонность к алкоголизации, 30 % респондентов стараются выставить напоказ свою склонность к выпивке, у 30 % подростков отсутствует психологическая склонность к алкоголизации.

Рис. № 16 Диагностика дополнительных шкал

У 50% подростков существует риск социальной дезадаптации, у 60 % подростков существует возможность формирования психопатий, у 40% склонность к депрессии, у 30 % существует риск злоупотребления дурманящими веществами, 10% имеет риск ранней половой жизни.

Таблица № 3

Диагностированные типы психопатий и акцентуаций характера.

Диагностированные типы психопатий и акцентуаций характера.

Количество респондентов принадлежащих к определенному типу акцентуаций

% от общего количества респондентов

Гипертимный

3

30%

Шизоидный

2

20%

Истероидный

1

10%

Эпилептоидный

4

40%

У 4 респондентов (40%) диагностирован эпилептоидный тип, у 3 респондентов (30%) гипертимный тип, у 2 респондентов (20%) шизоидный тип и у 1 респондента (10%) выявлен истероидный тип.

40 % испытуемым свойственна склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Властолюбие сочетается со стремлением наводить «свои порядки».

30% подростков отличаются всегда хорошим настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному.

У 20% респондентов главными чертами является замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями.

У 10% испытуемых главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашению своей особы. Самооценка далека от объективности.

 


 


 


 


 

РАЗДЕЛ 8. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕИОДИКЕ ПРОЕКТИВНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М.ЛЮШЕРА

Рис. № 17 Желаемые цели.

30% испытуемых желают следовать своим импульсам, не задумываясь о будущем, 20% респондента испытывают необходимость в отдыхе, 10% респондентов стремится достичь гибкости ума, 20% подростков нуждаются в избавлении от стресса, 10% респондентов желают самоутвердиться.

30% респондентов свойственен эгоцентризм, 20% испытуемых перегружены проблемами, 30% считают, что не получают от жизни по заслугам, 20% настаивают на том, что их идеи реалистичны.

Рис. №19 Отвергнутые или подавленные черты

У 10% респондентов подавляется стремление к независимости, 20% пытаются подавить расстройства и волнения, 10% респондентов желают свободы, 60% испытуемых постоянно борются со своим стрессом.

Диаграмма №20 Существующая проблема

Рис. №21 Показатель тревожности

По результатам исследования подросткам с девиантным поведением свойственны следующие личностные качества:

у 40% респондентов незначительный уровень тревожности, 4 респондента испытывают эмоциональное напряжение, у одного испытуемого выявлено состояние дезадаптации, и одному из респондентов свойственен психологический стресс.

Вывод:

Таким образом, по результата проведенной методики 16 факторный личностный опросник Р.Б.Кеттела девиантные подростки менее общительны, им свойственна замкнутость. Уровень раздражительности, утомляемости повышен. Такое личностное качество как экспрессивность было отмечено у большинства испытуемых. Исследуемые подростки подвержены чувствам, различные нормы и запреты не являются преградой для достижения своих целей, девиантные подростки подозрительны, не доверяют незнакомым людям, уровень самоконтроля низкий, в связи с этим можно говорить о недисциплинированности, внутренней конфликтности, импульсивности.

По результатам исследования у 4 респондентов (40%) диагностирован эпилептоидный тип, у 3 респондентов (30%) гипертимный тип, у 2 респондентов (20%) шизоидный тип и у 1 респондента (10%) выявлен истероидный тип.

У 50% подростков существует риск социальной дезадаптации, у 60 % подростков существует возможность формирования психопатий, у 40% склонность к депрессии, у 30 % существует риск злоупотребления дурманящими веществами, 10% имеет риск ранней половой жизни.

У 60% (6 чел.) выявлена большая вероятность психопатий или акцентуаций в характере, у 40% (4 чел.) отсутствует акцентуация в характере.

У 40% (4 чел) респондентов слабая реакция эмансипации, 30 % (3 чел.) имеют умеренную реакцию эмансипации, у 20 % (2 чел.) выраженная реакция эмансипации и у 10 % (1 чел.) очень сильная реакция эмансипации.

У 40% испытуемых присутствует психологическая склонность к алкоголизации, 30 % респондентов стараются выставить напоказ свою склонность к выпивке, у 30 % подростков отсутствует психологическая склонность к алкоголизации

По результатам исследования 30% испытуемых желают следовать своим импульсам не задумываясь о будущем, 20% респондента испытывают необходимость в отдыхе, 10% респондентов стремится достичь гибкости ума,20% подростков нуждаются в избавлении от стресса, 10% респондентов желают самоутвердится.

30% респондентов свойственен эгоцентризм, 20% испытуемых перегружены проблемами, 30% считают, что не получают от жизни по заслугам, 20% настаивают на том, что их идеи реалистичны.

У 10% респондентов подавляется стремление к независимости, 20% пытаются подавить расстройства и волнения, 10% респондентов желают свободы, 60% испытуемых постоянно борются со своим стрессом.

По результатам исследования у 40% респондентов незначительный уровень тревожности, 4 респондента испытывают эмоциональное напряжение, у одного испытуемого выявлено состояние дезадаптации, и одному из респондентов свойственен психологический стресс.

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Подростковый возраст - очень сложный период, характеризуется он физическим и социальным взрослением ребенка. Очень важно в это время выявить подростков склонных к девиантному поведению и проводить с ними профилактические и коррекционные работы, для того чтобы предотвратить риск развития отклоняющейся от социальных норм личности.

Для предотвращения и устранения поведенческих нарушений требуется комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников. Очень важным для предотвращения девиантного поведения является хорошо организованная система социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение   психопрофилактика);

  ► психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий . Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

В работе с подростками выделяют : первичную, вторичную и третичную профилактику .

Первичная профилактика необходима для того, чтобы устранить неблагоприятные факторы, вызывающие отрицательные явления в поведении, а так же для того, чтобы повысить устойчивость к этим факторам.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска". К этой группе могут принадлежать подростки , имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.

Существуют разные формы психопрофилактической работы.

Первая форма - организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

Вторая форма работы - информирование. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Существуют следующие типы тренингов:

тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников;

тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты.

Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [7, 9, 20].

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения– это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Коррекция делится на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений).

Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением. Обычно в лекционной форме разъясняется, какой вред для психического и физического здоровья носит различные виды девиантного поведения. В самом начале проведения первичной коррекции девиантного поведения необходимо выяснить степень информированности об асоциальном поведении. Для этого можно использовать анкетирование, опросники, в процессе свободной беседы , через тренинги.

Вторичная коррекция способствует распознаванию подростком трудных для него ситуаций. Необходимо научить подростка анализировать эту ситуацию, выработать алгоритм поведения.

Третичная коррекция. Необходимо организовать для подростка такую деятельность, которая была бы альтернативной девиантному поведению. Необходимо активизировать те личностные ресурсы, которые залажены в личности подростка.

 

 

Таким образом, выявив склонности к девиантному поведению подростков,  необходимо вовремя провести  диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, тогда можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Для того чтобы взаимодействие с девиантным подростком было эффективным необходимо учитывать рекомендации по работе с трудными подростками:

Начиная работу с детьми с отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Принимать девиантного подростка нужно таким, каков он есть давая ему возможность измениться.

Необходимо включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

Необходимо с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивать их и не пытаться решительными мерами искоренить этот страх.

Необходимо создать успех в учении, для того, чтобы подросток поверил в свои силы.

не допускать категорических осуждений поступков в адрес подростка.

не высказывать мрачный окончательный прогноз.

видеть положительное в поведении и развивать хорошее;

нормализовать отношения девиантного подростка в коллективе одноклассников;

помогать восстанавливать его статус среди сверстников;

помогать преодолевать отчуждение от классного коллектива;

повышать значимость ребенка;

добиваться, чтобы ребенок был занят общественной полезной деятельностью;

уметь видеть в каждом ребёнке хорошие стороны;

никогда не ставить окончательный и безнадежный диагноз;

не терять самообладание и выдержку, в ситуациях, когда оказывают сопротивление педагогическим усилиям.

Выполняя рекомендации по работе с девиантными подростками, профилактическая и коррекционная работа психологический службы будет более результативна.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Подростковый возраст - очень сложный период, характеризуется он физическим и социальным взрослением ребенка. Очень важно в это время выявить подростков склонных к девиантному поведению и проводить с ними профилактические и коррекционные работы, для того чтобы предотвратить риск развития отклоняющейся от социальных норм личности.

Для предотвращения и устранения поведенческих нарушений требуется комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников. Очень важным для предотвращения девиантного поведения является хорошо организованная система социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

психологическая превенция (предупреждение   психопрофилактика);

  ► психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий . Условиями успешности коррекционной работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

В работе с подростками выделяют : первичную, вторичную и третичную профилактику .

Первичная профилактика необходима для того, чтобы устранить неблагоприятные факторы, вызывающие отрицательные явления в поведении, а так же для того, чтобы повысить устойчивость к этим факторам.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с "группой риска". К этой группе могут принадлежать подростки , имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения.

Существуют разные формы психопрофилактической работы.

Первая форма - организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.

Вторая форма работы - информирование. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов.

Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Существуют следующие типы тренингов:

тренинг резистентности - устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников;

тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты.

Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [7, 9, 20].

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения– это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Коррекция делится на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений).

Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением. Обычно в лекционной форме разъясняется, какой вред для психического и физического здоровья носит различные виды девиантного поведения. В самом начале проведения первичной коррекции девиантного поведения необходимо выяснить степень информированности об асоциальном поведении. Для этого можно использовать анкетирование, опросники, в процессе свободной беседы , через тренинги.

Вторичная коррекция способствует распознаванию подростком трудных для него ситуаций. Необходимо научить подростка анализировать эту ситуацию, выработать алгоритм поведения.

Третичная коррекция. Необходимо организовать для подростка такую деятельность, которая была бы альтернативной девиантному поведению. Необходимо активизировать те личностные ресурсы, которые залажены в личности подростка.

 

 

Таким образом, выявив склонности к девиантному поведению подростков,  необходимо вовремя провести  диагностику, комплекс психопрофилактических и коррекционных мероприятий, тогда можно избежать формирования отклоняющегося поведения.

Для того чтобы взаимодействие с девиантным подростком было эффективным необходимо учитывать рекомендации по работе с трудными подростками:

Начиная работу с детьми с отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.

Принимать девиантного подростка нужно таким, каков он есть давая ему возможность измениться.

Необходимо включать ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

Необходимо с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивать их и не пытаться решительными мерами искоренить этот страх.

Необходимо создать успех в учении, для того, чтобы подросток поверил в свои силы.

не допускать категорических осуждений поступков в адрес подростка.

не высказывать мрачный окончательный прогноз.

видеть положительное в поведении и развивать хорошее;

нормализовать отношения девиантного подростка в коллективе одноклассников;

помогать восстанавливать его статус среди сверстников;

помогать преодолевать отчуждение от классного коллектива;

повышать значимость ребенка;

добиваться, чтобы ребенок был занят общественной полезной деятельностью;

уметь видеть в каждом ребёнке хорошие стороны;

никогда не ставить окончательный и безнадежный диагноз;

не терять самообладание и выдержку, в ситуациях, когда оказывают сопротивление педагогическим усилиям.

Выполняя рекомендации по работе с девиантными подростками, профилактическая и коррекционная работа психологический службы будет более результативна.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации