Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей младших школьников

4
0
Материал опубликован 13 June

Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей младших школьников



На сегодняшний день процесс образования нацелен на формирование творческой личности школьников, что способствует применению новых способов и методов обучения. Одной из основных задач образования в настоящее время является создание благоприятных творческих условий для младших школьников. Именно исследовательская деятельность создаёт большие возможности для формирования творческой личности.

В своей педагогической практике исследовательскую деятельность я применяю в рамках урочной и внеурочной деятельности. Развивать креативность в исследовательской деятельности учащихся мне помогают традиционные и инновационные методы обучения и воспитания, собственное педагогическое творчество.

На своих уроках я применяю следующие упражнения: «Творческая мастерская: древнерусские буквы», «Грамматическое исследование», «Слова замаскировались», «Где прячутся ошибки?», «Забавный алфавит» и др.

Мои ученики показывают высокий результат в конкурсах муниципального и регионального уровня.

В 2022-2023 учебном году моя ученица, Кожина Ксения, написала исследовательскую работу на тему «Поможем перезимовать». Она узнала о разновидностях кормушек, выяснила, чем кормить птиц в холодное время года. Кожина Ксения изготовила кормушки из дерева и экокормушки. Для изготовления экокормушек понадобилось: просо, семена тыквы и подсолнечника, ячмень, просо, плоды шиповника (витамины для птичек), мука, вода, формочки, верёвочки, палочки. Кормушки третьеклассница разместила на пришкольном участке и возле жилых домов. Кормушки наполнялись кормом регулярно. Ксения провела наблюдения за зимующими птицами и определила видовой состав птиц родного края.

Свою работу Кожина Ксения представила на очном этапе областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь». Финал областного конкурса состоялся в Центре развития творчества детей и юношества в Тамбове. По итогам конкурса Кожина Ксения награждена дипломом финалиста.

Исследовательскую работу «Поможем перезимовать» мы разместили на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ», где за публикацию творческой работы предусмотрен сертификат.

Мы приняли участие в региональном этапе второго Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей –2023». Мы заняли первое место в номинации «ЭкоЮннаты». Мы приняли участие и в областном конкурсе «Покормите птиц зимой», где заняли 2 место в номинации «Видеоролик «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать».

Таким образом, исследовательская деятельность – это эффективный способ формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. Залогом успеха ученика является участие в конкурсах и олимпиадах. Использование учащимися своих творческих способностей – гарантия успешного обучения в школе. Проводимая работа по формированию у младших школьников творческих способностей через исследовательскую деятельность дала положительные результаты:

От исследовательской деятельности учащиеся получили творческий импульс.

У детей значительно повысилась учебная мотивация.

Повысилось качество учебного процесса.

Список литературы

Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе: учебно-методическое пособие для учителей / Н. И. Дереклеева. – М. : Веребум, 2001. – 48 с.

Теплов, Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты / Б, М. Теплов. – М. : изд-во Московского университета, 1982. 136 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей