Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей младших школьников
Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей младших школьников
На сегодняшний день процесс образования нацелен на формирование творческой личности школьников, что способствует применению новых способов и методов обучения. Одной из основных задач образования в настоящее время является создание благоприятных творческих условий для младших школьников. Именно исследовательская деятельность создаёт большие возможности для формирования творческой личности.
В своей педагогической практике исследовательскую деятельность я применяю в рамках урочной и внеурочной деятельности. Развивать креативность в исследовательской деятельности учащихся мне помогают традиционные и инновационные методы обучения и воспитания, собственное педагогическое творчество.
На своих уроках я применяю следующие упражнения: «Творческая мастерская: древнерусские буквы», «Грамматическое исследование», «Слова замаскировались», «Где прячутся ошибки?», «Забавный алфавит» и др.
Мои ученики показывают высокий результат в конкурсах муниципального и регионального уровня.
В 2022-2023 учебном году моя ученица, Кожина Ксения, написала исследовательскую работу на тему «Поможем перезимовать». Она узнала о разновидностях кормушек, выяснила, чем кормить птиц в холодное время года. Кожина Ксения изготовила кормушки из дерева и экокормушки. Для изготовления экокормушек понадобилось: просо, семена тыквы и подсолнечника, ячмень, просо, плоды шиповника (витамины для птичек), мука, вода, формочки, верёвочки, палочки. Кормушки третьеклассница разместила на пришкольном участке и возле жилых домов. Кормушки наполнялись кормом регулярно. Ксения провела наблюдения за зимующими птицами и определила видовой состав птиц родного края.
Свою работу Кожина Ксения представила на очном этапе областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь». Финал областного конкурса состоялся в Центре развития творчества детей и юношества в Тамбове. По итогам конкурса Кожина Ксения награждена дипломом финалиста.
Исследовательскую работу «Поможем перезимовать» мы разместили на сайте педагогического сообщества «УРОК.РФ», где за публикацию творческой работы предусмотрен сертификат.
Мы приняли участие в региональном этапе второго Всероссийского детского экологического форума «Изменение климата глазами детей –2023». Мы заняли первое место в номинации «ЭкоЮннаты». Мы приняли участие и в областном конкурсе «Покормите птиц зимой», где заняли 2 место в номинации «Видеоролик «Птицам будем помогать нашу зиму зимовать».
Таким образом, исследовательская деятельность – это эффективный способ формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста. Залогом успеха ученика является участие в конкурсах и олимпиадах. Использование учащимися своих творческих способностей – гарантия успешного обучения в школе. Проводимая работа по формированию у младших школьников творческих способностей через исследовательскую деятельность дала положительные результаты:
От исследовательской деятельности учащиеся получили творческий импульс.
У детей значительно повысилась учебная мотивация.
Повысилось качество учебного процесса.
Список литературы
Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе: учебно-методическое пособие для учителей / Н. И. Дереклеева. – М. : Веребум, 2001. – 48 с.
Теплов, Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий. Тексты / Б, М. Теплов. – М. : изд-во Московского университета, 1982. 136 с.