12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Евгения Васильевна126
Стаж 35 лет, победитель губернаторского конкурса "Первый учитель"
Россия, Иркутская обл., Шелехов
0

Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника

Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника

 

Начальная школа является фундаментом общего и специального (профессионального) образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных  результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (окружающий мир, труд, математика, литература, русский язык), так и на уроках дополнительного образования.

Исследования на уроках дополнительного образования строю по методике А.И. Савенкова [1].

Чаще всего такая работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию  устойчивых коммуникативных навыков:

  • организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
  • совместная выработка решений;
  • разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.

Например, при изучении темы: “Снег и его свойства” была проведена экскурсия.

Перед экскурсией в классе каждая группа (одного уровня способностей) получила карточку с заданиями и необходимый инвентарь.

Карточка 1. Рассмотрите снежинки. Зарисуйте их формы. Подготовьте ответ на вопрос: “Почему хрустит снег?”

Карточка 2. Перед уходом на экскурсию оставьте плошку со снегом в классе. Во время экскурсии проведите наблюдения, эксперименты и приготовьте ответы на вопросы. (С какими изменениями в природе связано появление снега? Сравните снег с квадратами из цветной бумаги, определите цвет снега. Положите слой снега на цветную открытку, определите   прозрачность снега. Имеет ли снег запах? Попробуйте из снега вылепить фигурку. Каким бывает снег в морозную погоду и в оттепель?) После возвращения с экскурсии посмотрите,  что произошло со снегом в теплой комнате. Что такое снег?

Карточка 3. Проведя необходимые измерения и записи, постарайтесь сделать вывод: что общего между снегом и шубой?

Определите температуру воздуха. Измерьте температуру на почве под тонким слоем снега (до 10 см). Измерьте температуру на почве под толстым слоем снега (более 15 см).

Составьте модель-схему зависимости животных и растений от толщины снежного покрова, используя слова данных столбцов.

Мало снега

Много снега

растения

животные

зимуют хорошо

легче находить корм

трудно находить корм

зимуют плохо, вымерзают

По возвращении с экскурсии во время фронтальной работы в классе дети рассказали о том, какие сведения о снеге они получили, как проверяли эти факты.

В ходе дискуссии получили:

  • научно-обоснованные знания о снеге (суть явления природы);
  • установили причины связи температуры воздуха с осадками, состоянием земли, жизнью растений и животных;   вывели закономерность зависимости жизни растений и животных от толщины снежного покрова, смоделировав ее.

Хотя каждая группа выполняла работу по своим возможностям, но цель урока была достигнута общими усилиями, и все без исключения получили удовлетворение от проделанной работы.

Часто на уроках труда провожу микроисследования. Например, при изготовлении “лягушки” способом оригами, необходимо получить из прямоугольника квадрат способом отрывания лишней части листа по линии сгиба (без нож

Учащиеся складывают лист бумаги, проглаживают линию сгиба пальцем, карандашной резинкой или специальной гладилкой. Растягивая лист в противоположных направлениях,   разрывают его и убеждаются, что линия разрыва совпадает с линией сгиба. Затем учащиеся пытаются разорвать точно такой же лист в таком же направлении без предварительного   складывания. Линия разрыва при этом не получается ровной и прямолинейной, она отклоняется в сторону. Это помогает детям сделать правильный вывод: при сгибании и   проглаживании многие волокна поломаны, прочность ее становится меньше, она разрывается легко и точно по заданной линии.

Формирование навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Чаще всего така   работа ведется в парах (учитель оказывает помощь только паре со слабыми учебными возможностями.) Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы     анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:

  • умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать, работать с научной литературой;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения и понятия.
  • умение делать сравнения и выводы.

Готовясь к фестивалю “Мои первые открытия”, ребята проводят индивидуальные исследования по теме, которую выбирают сами. Я стараюсь помочь каждому ученику правильно ее выбрать.

Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей. При ее выборе следует учитывать сочетание желаний, интереса и возможностей. Выбирая проблему   нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, интерес и жизненный опыт ребенка.

Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты   которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.

Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор,    активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи.

Чтобы представить результаты учебного исследования на фестивале, учащимся нужно:

  • структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
  • дать определения основным понятиям;
  • отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

В этом я оказываю детям консультативную помощь, но право выбора остается за ребенком.

К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения.

Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.

Теплый прием своих товарищей вселяет в них уверенность и желание провести новое исследование. Ведь ничто так не окрыляет ребенка, не укрепляет веру в себя, как удача. Дети убеждаются в том, что экспериментов бояться не надо, наоборот, только они могут развеять возникшие сомнения.

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и  организационные.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.